Истоки создания романа «Тихий Дон». Язык прозы М. А. Шолохова. Приметы времени на страницах романа


Кесарева Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия №3 г. Орска Оренбургской области»
Название предмета Литература
Класс 11
УМК (название учебника, автор, год издания) Литература.11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И. Павловский и др.; сост. Е.П. Пронина); под ред. В.П. Журавлева.-17-е изд.-М.: Просвещение, 2012)
Уровень обучения базовый
Тема урока Истоки создания романа «Тихий Дон». Язык прозы М. А. Шолохова. Приметы времени на страницах романа.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 6
Место урока в системе уроков по теме №2
Цель урока познакомить учащихся с историей создания романа, выяснения готовности класса к изучению нового материала, определение сформированности понятий, проверка индивидуальных домашних заданий.
Задачи урока
-помочь учащимся разобраться в сложном содержании большого по объему произведения;
-воспитание уважения к истории своего народа, воспитание гуманизма, любви к родному слову;
-развитие умения самостоятельно найти требуемую информацию и донести ее до слушателей.
Техническое обеспечение урока презентация, запись старинной казачьей песни «Ой ты, наш батюшка Тихий Дон», видео «Донские казаки. Станица Вешенская»
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока учебники литературы, тетради, портрет М. А. Шолохова, приложение 1, приложение 2, карта ключевых слов и понятий.
Ход урока
I Организационный этап (видео «Донские казаки. Станица Вешенская»)
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
Какое произведение М. Шолохова явилось подступом к роману-эпопее «Тихий Дон»? (Тему революции и гражданской войны в казачьей среде М. Шолохов начал разрабатывать в «Донских рассказах», которые он писал с 1923 по 1925 годы. Уже здесь писатель показал накал классовой борьбы на Дону, трагедию разделенных идеологией родных людей, жестокость времени)
Какой жизненный материал лег в основу ранних рассказов М.А. Шолохова? Охарактеризуйте сборник «Донские рассказы».
Мнения учащихся в отношении раннего творчества М. Шолохова.
Самостоятельная работа по решению экспресс- теста (работа представляет дифференцированный характер, так как 2 вариант теста направлен на отработку знаний и умений у учащихся, которые сдают ЕГЭ по литературе) (приложение №1)
III. Мотивация учебной деятельности
Сообщение темы урока, цели и задач урока.
- Опираясь на памятку по выделению ключевых слов и словосочетаний, выделим центральные понятия в теме.
-Обращаю Ваше внимание на «Карту ключевых слов и словосочетаний урока», ее Вы заполняете по ходу нашей беседы и аналитических моментов на уроке.
Слово учителя: «Тихий Дон» - один из известнейших «нобелевских» романов XXвека, вызывавший споры, рождавший слухи, переживший неумеренные похвалы и безудержную брань. Спор об авторстве «Тихого Дона» решился в пользу автора.
1 учащийся (заранее предложенный материал): Осенью 1926 года Шолохов переезжает в станицу Вешенскую, навсегда поселяется здесь и связывает с ней всю свою творческую работу. Да и выбор был не случайным – Вешенская оказалась в эпицентре событий, которые писатель пока еще только предполагал развернуть.
2 учащийся: Это был самый радостный, хотя и очень напряженный период работы над романом «Тихий Дон». В это время рождался образ «тихого Дона», вынесенный в название романа и в его песенные, заимствованные у народа, эпиграфы:
Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.
-В чем своеобразие построения данных строк казачье песни? (отрицательные параллелизмы);
-Какую роль выполняют слова «батюшка», «землюшка»?
-Какой смысл приобретает эпитет «тихий» ?
-О чем напоминает грустный строй песни?
Слово учителя: Старинная казачья песня настораживает, настраивает отнюдь не на благостное восприятие мирного быта и нравов тихого Дона. А острота социальных потрясений в годы, охваченные повествованием, еще отчетливее обнажается вторым эпиграфом к эпопее (прослушивается запись):
Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,
Старинные казачьи песни
3 учащийся: Эпиграф этот – начало старинной казачьей песни семейно-бытового характера, что позволяет говорить о фольклоризме в произведении Шолохова. Эти песни предваряют рассказ о братоубийственной войне, о гибели казачьих родов, когда не тем вспахивается степь «лошадиными копытами», не тем засеяна «казацкими головами» Это то страшное и отвратительное, что взрывает мирный уклад и наполняет волны в «тихом Дону отцовскими, материнскими слезами».
-Какую же роль играют эти песни к 1 и 3 книге романа «Тихий Дон»? (они описывают казачий уклад и предвосхищают главную идею всего произведения)
-Ребята, скажите случайно ли обращение Шолохова к произведениям устного народного творчества? (Фольклор входит в сознание и память писателя не только как художественный материал, подлежащий непосредственному творческому использованию, но и как сложный комплекс многообразных впечатлений, рождающих богатые жизненные ассоциации, помогающих воссоздать атмосферу изображаемой действительности)
Слово учителя: Литературный глоссарий Фольклор- это…
-Какие еще формы фольклоризма прозы Шолохова можно отметить? (варианты ответов:
1.Народные песни (солдатские, исторические, любовные, колыбельные и др., например, «Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон…», «Поехал казак на чужбину далеку…»). Включение текстов народных песен выполняет следующие функции:
описание традиций казаков,
раскрытие психологического состояния героев;
2.Шутки, детские дразнилки, прибаутки создают смеховую стихию в романе. Пословицы и поговорки являются важным средством речевой характеристики персонажей, усиливают художественную выразительность образа.
3.Использование изобразительно-выразительных средств, унаследованных от фольклора (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения). Например, «Отцово упрямство что вяз на корню: гнуться – гнется, а сломить не пробуй», «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь» (метафорическое сравнение), «Крепко поосели они [Мелеховы] на казачьей земле. Пообсеменились и вросли в станицу, как бурьян-копытник: рви – не вырвешь».
Слово учителя: Все это свидетельствует о глубинных связях творчества писателя с народной культурой. Не забудьте выделить нужный материал и записать его в карту ключевых слов. «Тихий Дон» - это роман о судьбах народа в переломную эпоху. М. А. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии. Откуда же писатель черпал эту правду? Но перед тем, как мы послушаем сообщения об творческих истоках романа- эпопеи, ребята приготовили нам несколько видов Глоссария. Внимание на слайды:
Литературный глоссарий (готовит учащийся, сдающий ЕГЭ по литературе):
Роман- это литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания чаще всего в кризисный нестандартный период его жизни
Литературный глоссарий:
Эпопея- значительное по объему стихотворное или прозаическое произведение, затрагивающее общенациональную тематику.
Исторический глоссарий:
Донские казаки, или донцы, донское казачье войско- первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины и части Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и республики Калмыкия в Российской Федерации. Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря).
IV.Продолжение работы над темой урока.
Слушание сообщений о истоках создания романа-эпопеи «Тихий Дон» (учащиеся представляют материал от лица М. А.Шолохова)
1 учащийся: Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г. возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его. С этим желанием Шолохов вернулся на Дон, чтобы быть среди своих героев.
В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». Работа давалась нелегко.
В беседе с корреспондентом газеты «Известия» Шолохов вспоминал о том, как начиналась работа над романом: «Начал я писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции.
Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград. Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса. Написал листов 5–6 печатных. Когда написал, почувствовал: что-то не то... Для читателя остается непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе».
В начале работы над романом Шолохов столкнулся с большими трудностями. Он сомневался, что справится с поставленной задачей, а также в том, что избрал верную дорогу.
Приступив к работе над романом, писатель не подозревал, что его замысел выльется в эпическое повествование о народных судьбах в революции. Написав несколько глав, Шолохов на некоторое время отложил рукопись «Донщины».
После того, как была закончена первая книга «Тихого Дона» и время действия романа коснулось событий в Петрограде, корниловщины, писатель вернулся к «Донщине» и включил во вторую книгу «Тихого Дона» куски первого варианта романа. Шолохов не мог ограничиться тем, с чего начал, – изображением похода Корнилова на Петроград, разгромом мятежа. Уже тогда свою задачу он видел в том, чтобы «показать казачество в революции».
Отложив работу над «Донщиной», Шолохов стал думать о более широком романе. Так, в процессе работы, писатель пришел к мысли проследить идейную революцию донского казачества, раскрыть причины осложнения его путей в трудное для России время. Он понимал, что без раскрытия исторически сложившихся условий жизни и быта народа, без объяснения причин, побудивших его значительную часть встать на сторону белогвардейцев, роман, начатый мятежом Корнилова, походом казачьих войск на Петроград, не разрешит проблему путей народа в революции.
Для этого прежде всего нужно было раскрыть мир его жизни со всеми сложностями и противоречиями. Отодвигая повествование по времени, предшествующему империалистической войне, писатель стремился показать рост революционных настроений в среде его героев, размах народной борьбы за новую жизнь.
2 учащийся: Переход от одного замысла к другому привел к перемене названия романа – «Тихий Дон». Смысл, вложенный в это название, Шолохов стремился раскрыть всем образным строем повествования, как эпического полотна о судьбах русского народа в его борьбе за свободу. Писатель поставил цель создать сам образ «тихого Дона», показать жизнь народа и важные перемены в ней, вызванные революцией. «Славный тихий Дон», «Ты наш батюшка, тихий Дон» – издавна называл эту реку русский народ, связавший с ней свою жизнь и воплотивший в песнях великую и нежную любовь к ней.
Жизнь и быт героев произведения воспринимаются писателем как конкретное выражение жизни и быта различных социальных слоев русского народа в период войны и революции. Наряду с этим, писатель поставил перед собой еще одну немаловажную задачу: проследить за трагической судьбой отдельных людей, попавших в мощный водоворот событий, происходивших в 1914–1921 гг.
Замысел нового романа, по словам самого автора, полностью созрел в конце 1926 года. После этого Шолохов приступил к активному собиранию материала. Именно в это время писатель переехал в станицу Вешенскую и навсегда связал с ней свою творческую судьбу.
Работа над романом требовала упорного и напряженного труда. Быт казачьего хутора был знаком писателю с детства.
Знание и понимание этой жизни, быта, психологии народа, его обычаев и нравов, природы и труда – все это с детских лет было для Шолохова близким и родным. Вернувшись на свою родину, писатель навсегда поселился среди героев своих книг. Но, несмотря на то, что они были рядом, Шолохов совершил множество поездок по окрестным хуторам и станицам, записывая воспоминания участников и свидетелей Первой мировой войны и революции; рассказы стариков о жизни и быте казачества тех лет.
Собирая и изучая казачий фольклор, писатель выезжал в архивы Москвы и Ростова, чтобы изучить газеты и журналы, познакомиться со старыми книгами по истории донского казачества, специальной военной литературой, воспоминаниями современников об империалистической и гражданской войнах.
Шолохов тщательно продумал план своего романа, и в дальнейшем менял только детали, хотя многое, по его словам, приходилось передумывать и переделывать много раз.. В довольно короткий срок была завершена работа над пятой частью второй книги «Тихого Дона», охватившей драматические события революции и гражданской войны на Дону с конца 1917 г. до мая 1918 г.
В конце первой книги, изображая положение русских войск на фронтах империалистической войны, Шолохов стал вводить в повествование историко-хроникальные описания и публицистические характеристики, связанные с анализом и оценкой военных операций. Особенно часто писатель прибегал к ним во второй книге «Тихого Дона», наиболее насыщенной фактическим материалом. Именно в ней изображены февральский переворот, корниловский мятеж, развал фронтов империалистической войны, Октябрьская революция в Петрограде и на Дону и драматические события гражданской войны на юге России.
Отбирая и систематизируя материал для романа, Шолохов проделал огромную и сложную работу историка. Он прибегал к обильному использованию документов, подтверждая изображенные события и факты цитированием обращений, листовок, телеграмм, воззваний, писем, деклараций, постановлений и распоряжений. Некоторые главы романа целиком построены на этих документах.
Только в первых двух частях романа писатель ввел более восьмидесяти персонажей, а к концу первой книги к ним прибавилось еще около семидесяти новых. С самого начала работы над «Тихим Доном» Шолохов опасался, что изображение быта донского казачества может заслонить мир жизни его героев. Но этого не случилось.
Работая над финальными страницами «Тихого Дона», Шолохов стремился передать читателю всю правду. Писатель был не только свидетелем, но и реальным участником событий, нашедших отражение в финале романа. Он работал в продотряде и принимал активное участие в борьбе с бандами. Многим сценам, включенным в последнюю книгу, автор обязан личным впечатлениям.
Работа над первыми двумя томами «Тихого Дона» заняла у Шолохова около трех лет. Вышедшие в свет первые книги романа вызвали огромный интерес, как в нашей стране, так и за рубежом. «Тихий Дон» расценивался как новое яркое явление в литературе, а сам Шолохов – как большой художник. За короткое время роман обрел громадную читательскую аудиторию. Читатели переживали горе героев как свое собственное, присылали автору тысячи писем.
Ребята, не забудьте отметить в карте ключевых слов и словосочетаний основные моменты, связанные с творческой историй создания романа-эпопеи (работа с архивами, Шолохов-земляк и очевидец, работа с мемуарами, некоторые персонажи- живые люди)
Аналитическая беседа.
-Дайте возможные толкования смысла названия романа. Возможно, тихий Дон не такой уж и тихий? Как мы называем такое явление (оксюморон)
-Какова роль первой книги в романе «Тихий Дон»?
-Для чего Шолохов так подробно описывает жизнь казаков до войны?
Слово учителя: М. А. Шолохов обычно не вмешивался в толкование своих замыслов и все-таки был вынужден позже разъяснить смысл романа «в мою задачу входит …показать различные социальные слои населения на Дону за время двух войн и революций…»
V. Выполнение упражнения
Слово учителя: Обратите внимание на слайды (изображение Дона) Дон…Из глубокой древности, словно из вечности, эта великая река…
-С чем мы можем сравнить это течение в вечность? (с понятием время)
- Каковы же временные рамки романа? Обращение к самостоятельной работе по картам времени (карты дифференцированные, так как 2-я часть отведена сдающим ЕГЭ по литературе) (приложение №2)
Заключительное слово учителя основывается на цитате ««Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности - произведение общерусское, национальное, народное». Так определил А. Н. Толстой значение эпопеи Шолохова, ее место в жизни нашего народа и в литературе.
VI. Домашнее задание
1.Чтение и анализ эпизодов кн.1, часть 3, гл.5, гл. XX, части 3, часть 3, гл.29, части 5, гл.30, кн.3.ю части 3, гл.24.,
2. Группа учащихся занимаются исследованием по вопросу «Кто из предшественников М..А. Шолохова изображал в своих произведениях семейный уклад»,
3.Дополнительный материал «Патриархальный уклад семьи»