Воспитание патриотизма в рамках первого и второго образовательных стандартов».


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 200
с углубленным изучением отдельных предметов.

«Воспитание патриотизма в рамках первого и второго образовательных стандартов».
Учитель истории:
Иванова Елена Геннадьевна.
1 квалификационная категория.
г. Белогорск

Обновление образовательных стандартов проходило в России дважды – в 1998 и 2004 годах. Но особых изменений в школьную жизнь они не внесли, практически все осталось по-прежнему. Поэтому потребовалось обновлять имеющиеся образовательные стандарты. Сама задача обновления стандартов была заложена еще в пояснительной записке к стандарту 2004 г., там было указано, что это стандарты – переходные, а в декабре 2004 г. было принято решение Правительства РФ о разработке стандартов второго поколения. В чем была основная необходимость разработки новых стандартов? Стандарты первого поколения создавались в определенных исторических условиях. Во-первых, в условиях развала Советского Союза, исчезновения сверхдержавы, резкой смены идеологических и политических векторов нашей жизни. Эти стандарты прошли под лозунгом деидеологизации и гуманизации образования. Их отличительной чертой явилось то, что, с одной стороны, они сконцентрировались на отборе нового содержания образования, а с другой – формировались в условиях невнятных идеологических и политических установок. Например, тезис о том, что мы строим рыночную экономику. Какую экономику? Или – мы строим новое общество. Какое общество? Их отличительной чертой еще являлось то, что они охватывали исключительно учебный процесс.
Но внятно, четко сформулированных государственных, общественных ориентиров для развития системы воспитания не существовало и не существует до настоящего времени в этих нормативных документах.Вторая отличительная черта заключалась в том, что стандарты того времени не учитывали мотивацию населения к получению общего образования, основные стратегические направления социально-экономического развития страны и не были привязаны к ним. Не проводилось анализа социально-экономических и политических рисков, связанных с их введением. Причины, которые обозначил, Александр Михайлович Коедаков (один из разработчиков стандартов) привели к тому, что разработка стандартов, в основном, велась самим педагогическим сообществом, которое решало, например, как распределить часы между отдельными предметами, как отобрать содержание образования, что более и что менее важно для изучения в школе и т. п. К сожалению, мы получили ряд негативных последствий, главное, это большая перегрузка учащихся, когда желания предметных лобби практически не имели ограничений. В основу разработки стандартов второго поколения положин один из ключевых тезисов Послания В.В. Путина Федеральному Собранию 2004 г.: "Мы строим открытое гражданское общество". Этот тезис получил дальнейшее развитие и был конкретизирован в первом Послании Президента РФ Д.А. Медведева. Говоря о гражданском обществе, прежде всего исходят из того, что это – требования семьи, общества и государства к результатам образования.Разработчики считают образование важнейшей социальной деятельностью общества, в качестве предмета своей разработки рассматривают образовательное пространство страны как совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений ее граждан. Это – принципиальное отличие разработки от всех предыдущих. Школу рассматривают не как отдельное изолированное учреждение, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации, как семья, СМИ, культура, религия и др. В эпоху информационной и технологической революции сохранить школу за высоким забором нельзя, и говорим об открытых системах образования, о школе, открытой по отношению к окружающей ее среде. Еще один важный момент определили для себя, разработчики новых образовательных стандартов: миссию системы образования – формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности. – История – полнее раскрываются историко-культурные аспекты, причинно-следственные связи, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса.
– Обществознание – направлено на утверждение ценностей гражданского, демократического общества и правового государства; впервые его изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы Экономика и Право.Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства. Это второй очень важный момент с четкими целями – воспитание гражданина России. Говоря об этом, мы должны и семье, и обществу, и государству дать ответ на вопрос – что мы понимаем под российской идентичностью? Прежде всего, это этническая, региональная идентичность, чувство малой Родины. Это очень важно для любого человека, поэтому в основу разработки философии нового стандарта положена концепция многокультурного плюрализма – все нации и народы, проживающие на территории Российской Федерации, равны между собой и имеют равные права на развитие своей культуры, своего языка и т. д. в рамках одной российской культуры. Эта идентичность формируется в инвариантной части базисного учебного плана (родной язык и литература), а также в предметах вариативного компонента: краеведение, история родного края. За счет этого компонента может быть увеличено число часов и на родной язык.Кроме того, гражданская идентичность ("Я – гражданин России!") – формируется на таких предметах, как обществознание, русский язык, русская литература, отечественная история, география и др. Конечно, мы не можем забывать, что живем в открытом мире, поэтому говорим и об общечеловеческой идентичности современного молодого человека, который: толерантен по отношению к окружающим, может свободно общаться с представителями разных культур и чувствовать себя равно комфортно в Европе, Японии или Центральной Африке, и быть успешным в реализации своих целей и задач независимо от того, где он находится. Она формируется при изучении: всеобщей истории, всемирной литературы, географии мира, иностранного языка, математики как универсального языка общения, биологии, экологии и т. д.По результатам апробации в документы будут вноситься поправки, которые позволят реально превратить школу в фундамент построения гражданского общества. Об этом говорил Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на Совете по образованию при Президенте РФ, это позволит превратить школу в один из формирующихся институтов гражданского общества, где сходятся интересы семьи, общества и государства в подготовке подрастающего поколения будущих россиян. Анализируя все плюсы и минусы современной российской системы образования, прежде всего, вычленяется существенная проблемная зона – формирование ценностных ориентиров, нравственных систем, морально-этических норм у подрастающего поколения. В этом плане достаточно широко известен проект– новая концепция преподавания истории и обществознания в российских школах. Очень важно здесь то, что в базисный учебный план включена вторая половина дня. Разрабатываются рекомендации по включению ее в обязательную часть оплачиваемой нагрузки. Конечно, не менее важную роль играют гуманитарные знания. Уже есть новые концепции преподавания истории и обществознания, это очень серьезный вопрос, потому что мы до сегодняшнего дня преподаем эти предметы с использованием старых подходов. В целом ряде учебников по истории положен принцип формационного подхода, который показал себя исторически тупиковым. Поэтому в основу новой концепции положен цивилизационный, историко-культурный подход. Сегодня в условиях деидеологизации и отсутствия ценностных ориентиров потеряли еще один очень существенный момент, без которого невозможно сформировать идентичность современного россиянина – на примерах каких исторических личностей, их деятельности и жизни мы должны воспитывать подрастающее поколение? К сожалению, этот вопрос только поставлен и в текущем году, будем вести широкую общественную дискуссию по отбору тех героев, на примере которых будем воспитывать наших детей. Еще хочу отметить, что в рамках разработки стандартов второго поколения возникло одно очень интересное неформальное объединение – поликонфессиональная рабочая группа при Российской академии образования, где объединились представители крупнейших конфессий России. Это очень существенные моменты, поскольку школьное образование должно быть основой объединения, а не разъединения, не раскола нации. Введение новых образовательных стандартов потребует многих изменений в школьной жизни. Одно из них – новые учебники. Подводя итог вышесказанному, с введением стандарта произойдут огромные системные изменения в образовательной среде. Настоящий проект концепции государственных стандартов общего образования России сохраняет многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель. Так перекликаются главные цели исторического образования, стандарт второго поколения : в изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
А стандарте 2004 г. изучение истории на ступени основного общего образования направлено на:
-воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. Мы видим перекликаются главные цели исторического образования , свое отражение многие продуктивные идеи первого, отражаются в разработки стандартов нового поколения.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Основными критерии:
когнитивный (познавательный), определяющий уровень развития патриотически ориентированных знаний, представлений, являющихся основой понимания патриотизма и целостного самоопределения личности, группы в качестве субъекта социально значимой деятельности, осуществляемой на благо Отечества;
мировоззренческо-ценностный, характеризующий степень сформированности системы взглядов, убеждений, принципов, основанных на осознании важнейших проблем, ценностей, приоритетов, интересов общества и государства, позволяющих уяснить роль, место и значение личности, группы в развитии патриотизма, усилении его позитивного воздействия на все стороны жизни и деятельности;
мотивационно-потребностный, характеризующий уровень патриотической направленности личности, группы, их ориентации, цели, установки, определяемые духовно-нравственными и социально-значимыми потребностями и интересами, высшими побуждениями и устремлениями, другими компонентами, формирующими целеполагание субъекта в качестве гражданина – патриота Отечества;
деятельностно-поведенческий, определяющий готовность личности (группы) к полноценной самореализации в качестве гражданина – патриота Отечества в одной или нескольких сферах социально значимой деятельности, конкретные результаты, достигнутые в процессе ее осуществления (в целом, в определенный период времени и др.), основные качества, проявляемые на поведенческом уровне. Разрабатывая экспериментальную технологию, авторы исходили из того, что возникновение оценочных суждений возможно, когда старшеклассники уже обладают определенными историко-культурными представлениями. Поэтому вначале вводятся познавательные задания первого уровня сложности, направленные на создание представлений об исторических деятелях, явлениях, фактах и закрепление имеющихся знаний. Например:
- какие условия для возникновения Древнерусского государства существовали в восточнославянском обществе в IX в.?
- в XVI в. Александра Невского причислили к лику святых. Какие заслуги Православная церковь сочла достойными для его канонизации?
- почему произведения древнерусской литературы считаются не только литературными памятниками, но и историческими источниками?
Задания второго уровня сложности ориентируют школьников на оценочную деятельность под руководством учителя. Ученикам предлагаются готовые оценки, по отношению к которым они высказывают свои мнения. Например:
- какие выводы о характере мировоззрения славянофилов можно сделать на основании приведенного ниже фрагмента из сочинения Н.М. Карамзина: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр.»? Познавательные задания третьего уровня сложности требуют от старшеклассников более высокого уровня подготовки, т. к. предполагают умение на основе предложенных фактов самостоятельно дать им оценку с патриотической позиции. Например:
- как вы считаете, что означало поражение России в Крымской войне для ее внутриполитической обстановки?
Последний, четвертый уровень сложности ориентирован на формирование личностного отношения к событиям и явлениям, когда ученик должен сделать выбор самостоятельно и обосновать свое решение. Для этого необходимо поставить старшеклассника в ситуацию выбора. Примеры таких заданий:
- считаете ли вы возможным воздвигнуть памятник всем участникам Гражданской войны по примеру Испании?
- У Марины Цветаевой есть такие строки: «Все рядком лежат, - Не развесть межой. Поглядеть: солдат! Где свой, где чужой? Белым был – красным стал: Кровь обагрила. Красный был – белым стал: Смерть побелила». Какая мысль содержится в этом отрывке? Согласны ли вы с автором? Готово ли наше общество к такому пониманию Гражданской войны?
Предложенные познавательные задания требуют от учеников умения доказывать свое мнение, а приобретенные исторические знания выступают как материал для оценочных суждений. Образованию отводится ключевая роль в духовнонравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовнонравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьного образования.
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России говорит о патриотизме, как о чувстве и сформировавшейся позиции верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве важнейшего ценностного приоритета достижение на личностном уровне массового масштаба реальных образцов одобряемого обществом правового поведения, соблюдение нравственных норм и толерантности в деловых, межнациональных, межличностных и межконфессиональных отношениях.
Наиболее эффективным является привлечение к активной совместной деятельности в области гражданского и патриотического воспитания, непосредственно с подросткового возраста. Можно привести примеры мероприятий, проводимые современной школой в рамках гражданского воспитания учащихся:
- сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;
- выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;
- участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;
- создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;
- забота о местных ребятах: обучение их разнообразным играм, песням, творческим делам, проведение таких дел вместе с ними; например, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, игры «Город веселых мастеров», веселой спартакиады;
- забота старшеклассников о малышах: организация детской площадки, показ диафильмов, изготовление игрушек на трудовой фабрике;
- забота (вместе с местными ребятами) о взрослых жителях, например с помощью сюрпризов;
- помощь в сельскохозяйственных работах, в охране природы, в озеленении.
Становление гражданского общества является основной целью гражданского воспитания и является приоритетным в социальной политике государства.
Воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.
Литература:
1.Программы общеобразовательных учреждений «Просвещение». 2010 год.
2.Примерные программы по учебным предметам.-( стандарты второго поколения)-2013.
3. Портал «Российское образование»
4.Федеральные государственные образовательные стандарты на официальном сайте Министерства образования и науки РФ