История создания романа А.С.Пушкина Дубровский. Жанровые особенности романа.(6 класс)


Тема урока. История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский».
Жанровые особенности романа. 6 класс.
Цели урока:
познакомить учащихся с историей создания романа;
выяснить особенности жанра романа;
доказать, что данный рома можно назвать авантюрно-приключенческим;
развить умение учащихся строить свои рассуждения, работать выборочно с
художественным текстом;
воспитывать положительные качества у учащихся на примере героев
произведения.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.
Оборудование: Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Мультимедиапроектор.
Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
I.Слово учителя.В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы.
II. Словарная работа.
Слайд 1. Словарная работа.
- На слайде вы видите авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.
Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.
Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;
2. пользующийся широкой известностью.
Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.
Роман прочитан предварительно, и учащиеся могут определить признаки этого жанра в произведении А. С. Пушкина.
1. Достаточно большой объём: произведение состоит из двух томов.
2. На протяжении всего романа происходит довольно много разных событий, которые охватывают большой промежуток времени.
3. События происходят не в одном каком-то месте, а переносятся в разные населённые пункты: Кистенёвку, Покровское, Арбатово, Петербург.
4. В произведении наблюдается несколько сюжетных линий (дружба и вражда между помещиками Троекуровым и Дубровским, любовная сюжетная линия, Дубровский среди разбойников и т. д.).
5. В романе много героев (Троекуров, Дубровский (старший), Владимир, Маша, князь Верейский. заседатель Шабашкин, кузнец Архип, крестьяне и т. д.).
6. Прослеживается вся жизнь героев, характеры их даны в развитии, показаны отношения между людьми (часто сложные и противоречивые).
7. Представлена жизнь целой эпохи (типичная жизнь помещиков, их быт, нравы).
Перечислив все признаки жанра романа, приведя конкретные примеры из текста, учащиеся приходят к выводу, что изучаемое произведение и есть роман.
III. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальное домашнее задание (отвечает подготовившийся ученик).
Слайд 2. История романа.
Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.
IV. Решение проблемного вопроса урока.
К какому типу романов мы отнесём пушкинское произведение?
Для этого необходимо вспомнить, какие типы романов есть. Есть романы социально-философские, сатирические и авантюрно-приключенческие.
V. Работа с опорной схемой на доске. «Дубровский» роман?
Социально-философский? Авантюрно-приключенческий?
Социальные проблемы Острота, напряженность сюжета.
Неожиданность сюжетного поворота
Интриги.
Герои-разбойники.
Нарушение хронологической
последовательности («Тайная занимательность»).
Любовный треугольник.
Романтические герои
Нам предстоит решать основную задачу урока : определить жанр (тип) романа А. С. Пушкина «Дубровский». Для этого попрошу вас выявить в тексте романа те особенности, которые свойственны авантюрно – приключенческому роману:
1. Острота, напряженность сюжета.
Учащиеся называют эпизоды в тексте, которые показались им наиболее интересными, запоминающимися:
Ссора двух друзей помещиков Троекурова и старшего Дубровского, смерть последнего, пожар в Кистенёвке, гибель приказных во время пожара, Дефорж в «медвежьей» комнате, погоня за Машей, ранение Дубровского.
2. Неожиданность сюжетного поворота.
Учащиеся находят необычность ситуации в превращениях главного героя романа:
Дефорж оказывается Дубровским, затем он, собираясь отомстить помещику Троекурову за смерть своего отца, превращается из благородного офицера в обычного разбойника. Неожиданным кажется и поведение главной героини Маши Троекуровой в конце повествования, когда она отказывается от побега.
3. Наличие интриг и сцен из авантюрных романов.
Ребята вспоминают тайные свидания двух влюблённых, их необычную «почту», похищение невесты и, наконец. образы разбойников.
4. Нарушение хронологической последовательности.
Учащиеся под руководством учителя составляют план 8 – 11 глав и сопоставляют с хронологией событий .В ходе наблюдений над текстом учащиеся приходят к выводу, что автор нарушает хронологическую последовательность намеренно, чтобы события выглядели более таинственно, загадочно, читатель заинтригован, заинтересован во всём происходящем.
5. Любовный треугольник.
Учащиеся определяют любовный треугольник Дубровский – Маша Троекурова – князь Верейский, ставший неожиданным соперником главного героя. И как это бывает в такой ситуации, возникает конфликт, достигающий особой напряжённости в последних сценах, во время погони и ранения Дубровского.
6. Романтические герои.Есть ли в романе социальные проблемы?
В главе 5 крестьяне бунтуют против несправедливого суда отдать их Троекурову, а затем сжигают приказных. Бунтарство крестьян выражается также и в том, что они уходят в лес и становятся разбойниками. Таким образом, выявляется проблема противоречия крестьян с властью.
Можно ли сказать, что это бунт крестьян против всего крепостного права как общественного явления?
Это бунт не против всего крепостного права, а лишь против несправедливого суда и конкретного, плохого помещика, т. е. это своего рода неосознанный, стихийный, одиночный бунт.
В романе А. С. Пушкина е есть признаки и авантюрно-приключенческого романа, и элементы социального романа. Мы подошли к главному вопросу урока: к какому типу романов можно отнести это произведение?
Роман Пушкина всё-таки приключенческий, поскольку в нём есть все признаки этого жанра, причём ярко выраженные. И хотя есть элементы и социального романа, мы не можем отнести его к этому разряду, так как автор в своём произведении лишь затрагивает социальные проблемы, здесь нет обличения крепостного права вообще.
VI. Заключительное слово учителя.
Произведение заканчивается неожиданно, есть ощущение незавершённости. Это связано с тем, что автор не видит продолжения истории. Дубровский исчерпал себя как предводитель мятежников, отряд его разгромлен правительственными войсками. Герою остаётся только уехать за границу.
VII. Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание. Выступить в роли автора и завершить роман.
Выучить определения: роман, сюжет.