Тема. Тема и заголовок текста. Основная мысль текста. Цель: закрепить умения отличать текст от набора предложений учить определять тему и основную мысль текста знакомить с заголовком, отражающим тему и основную мысль текста развивать умение работат


Тема. Тема и заголовок текста. Основная мысль текста. Цель: закрепить умения отличать текст от набора предложений; учить определять тему и основную мысль текста; знакомить с заголовком, отражающим тему и основную мысль текста; развивать умение работать в парах и группах; совершенствовать выразительность речи учащихся Оборудование: карточки с текстом для работы в парах, карточки с заданиями. Ход урока. 1. Организационный момент. - Сегодня солнечный весенний день. - И на душе у меня легко и спокойно. - Со мной мои друзья. - Меня ждет интересный урок. .2.Минутка чистописания - Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 19, 20) .Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание. И запишите в тетрадь. ТЕКСТ- сделайте фонетический разбор слова. Фронтальная проверка. 3. Постановка задачи урока. Что же такое текст? (высказывания детей) Разберём на примере. - Прочитайте две записи, определите, где текст, а где просто набор предложений? Докажите. Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу. Текст Оса – это насекомое. У осы шесть лапок. Ещё у осы есть жало. Вывод: верно во второй записи все предложения об одном, иначе говоря – на одну тему. А в первой записи – первое предложение о чём?.. Второе? … Третье?... Получается так, что отдельные предложения как-то связаны друг с другом, а текста не получилось, непонятно о чём он. К какой записи можно нарисовать один рисунок, отражающий её содержание, а к какой нет? - Текст всегда о чём-то или о ком-то рассказывает. О ком или о чём рассказывает наш текст? Что в тексте было непонятным, и вы хотите задать вопросы? . Мы прочитали текст и определили его тему. А я скажу, что могу определить тему многих текстов не читая, буквально только взглянув на них. Кто догадался, как я это делаю? - Конечно, нередко достаточно прочесть только заголовок. -Давайте подберём заголовок к нашему тексту. 4. Работа в группах. Работа с карточками. -Прочитайте текст и озаглавьте Посмотри на небо. Оно голубое, с белыми облаками. А какая наша планета? Посмотрим из Космоса. Первые снимки земли из Космоса сделал космонавт Герман Титов. Все были поражены красотой нашей планеты. Она похожа на бело- голубой шарик. -О чем говорится в данном тексте ? Контрольное списывание данного текста с заголовком. Разбор первого, пятого и последнего предложений по членам предложения. ( главные и второстепенные члены предложения) 5. Беседа Заголовок- это как бы «Вывеска» текста, по которой можно узнать о содержании текста, которая помогает «войти» в текст, так же, как вы входите, например, в магазин, взглянув на его вывеску. Сейчас я буду называть заголовки разных стихотворений, а вы по ним - определяйте, о чем или о ком сам текст. «Про один лопух»?.. «Гололедица»?.. «Трудолюбивая старушка»?.. «Драка»?.. «Лис и мышонок»?... «Песни бегемотов»?.. Вы все легко справились с этим заданием, сразу представили, о ком или о чем пойдет речь в стихотворении. Сейчас я назову заголовки посложнее, а в чем сложность, вы мне скажете сами. «Эх!»?.. «Золотое сердечко»?.. — Видите, не все вам было понятно в заголовке. Ведь заголовок только отражает тему, какую-то ее сторону, часть. Мы читаем заголовок и только предполагаем, о чем текст, а уточняем тему текста, когда прочитываем полностью. Когда строчка за строчкой прочитаем весь текст, тогда и узнаем, что «Золотое сердечко» — это название сказки Виталия Бианки про девочку Зою и кукушонка, а «Эх!» — стихотворение Андрея Усачева о жалобах рыбаков, судаков и червяков. Чем больше человек читает, тем быстрее и точнее он определяет по заголовку, о чем текст. 6. Работа в парах. ( по карточкам) Прочитайте два стихотворения, определите тему этих стихов, посоветуйтесь друг с другом подберите заголовок и запишите их в тетрадь. Обоснуйте свой выбор. Пройдет зима холодная, Под ногой трещит валежник. Настанут дни весенние, Лес весну встречать готов. Теплом растопит солнышко, Распускается подснежник- Как воск снега пушистые. Самый первый из цветов. Листами изумрудными Леса зазеленеются, И вместе с травкой бархатной Взойдут цветы душистые. 7. Закрепление — Сейчас я буду называть заголовки, а вы высказывайте свои предположения о теме текста. « Фенька».(Л. Пантелеев рассказ о необычной девочке.), « Педагогическая поэма» ( Э..Успенский о воспитании ребенка) -Теперь вы назовите заголовки каких-либо произведений, которые вы читали в литературном чтении или на внеклассном чтении. Мы выскажем свои предположения, а вы оцените их верность. 8. Рефлексия. - Что такое текст? - Что обозначает основная мысль текста? - Почему при чтении текста так важно обращать внимание на заголовок? 9.Домашнее задание. Составить текст по опорным словам, дать ему заголовок.( Дом. Задание в карточке) 10. Подведение итога. - Можно ли наш урок назвать текстом? Когда? Какова будет тема? Основная мысль? - Оцените свою работу на уроке. (красный, жёлтый зелёный)
Тема : Письменное умножение трехзначного числа на однозначное число. 13 апреля 2015 г.
Цель: обобщить знания и  умения умножать  трёхзначное число на однозначное число без перехода через разряд.
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию умения применять на практике теоретические знания, связанные с ними умения и навыки, необходимые для усвоения вычислительных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное число, навыки решения задач.
Развивающие.
развитие и коррекция речи при составлении задач по краткой записи, через словарную работу;
коррекция и развитие словесно-логического мышления через постановку проблемных вопросов.
Воспитательные.
воспитывать нравственные качества путём организации взаимопомощи, обсуждения качеств, нужных на уроке.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: флипчарт.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
На занимательный новый урокДал старт заливистый звонок.Вы готовы считать?Быстро складывать и умножать.
– Какие  качества и учебные навыки нам понадобятся на уроке?
Дети работают с карточками. - пртфель 
Сообразительность
Смекалка
Лень (убираем)
Внимание
Шум (убираем)
Усидчивость
 
– Берём их с собой на урок?
II. Проверка домашнего задания
Внимание! Внимание!Начинаем урок с проверки домашнего задания.
Домашнее задание:
Задача: На 2 грядки посадили по 214 кустов земляники, а на 3 грядки по 103 куста. Сколько кустов земляники посадили?
– О чём решали задачу? (Задача о кустах земляники.)– Кто готов объяснить решение задачи?
– Я задачу решил в три действия:
1. Первым действием узнал, сколько кустов земляники посадили на две грядки: 214 к. х 2 = 4282. Вторым действием узнал, сколько кустов земляники посадили на трёх грядках. Нужно 103 к. х 3 = 309 к.3. Третьим действием отвечаем на основной вопрос задачи. Нужно 428 + 309 к. = 737 к.
Ответ задачи: 737 кустов земляники посадили.
– Кто согласен с ответом задачи?
Дети поднимают руки. Вы помните, что без устного счёта Не двинется с места  никакая работа.
III. Устный счёт
Наш класс – ответ 5
Творческое Задание от Всезнамуса – вычисления имя космонавта Тохтара Аубакирова 
А – 102*4=408
У -232*2=464
Б- 214*2=428
К-231*3=693
И -113*2=226
Р-222*4=888
О- 333*2=666
В- 211*4=844
 

408 464 428 408 693 226 888 666 844
А у б а к и ро в
Физминутка.
IV. Подготовка к повторению изученного  материала
– А вот перед вами другое задание «Волшебные числа»
 Прочитайте числа, которые записаны на доске.
 Назовите самое маленькое число.
 Назовите самое большое число.
 Назовите число предыдущее 247.
 Разложите его на разрядные слагаемые – сотни , десятки, единицы.
 Назовите число, следующее за числом  249
 Разложите число  на разрядные слагаемые.
Что особенного вы заметили в предложенных числах?
Вывод: я согласна с вашими ответами. Молодцы!
– Сейчас нам с вами нужно найти одно слово, которое имеет прямое отношение к теме нашего урока.
Слово заветное знать не хотите?Ключ в этих буквах –Примеры решите.
– В этом задании вы должны проявить смекалку и сообразительность, т.е. те качества, которые в начале урока мы договорились взять с собой.– Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «умножение».)– Чем мы будем заниматься на уроке? (Мы будем умножать.)– Прочитайте хором тему нашего урока.  Так значит чему мы будем с вами учиться? (Мы будем  умножать  трёхзначные числа, на однозначные числа.)Работа в тетрадях
– Запишите в тетради число и тему урока.– Откройте учебники  стр. №2, 3 стр.241 -  2 уч-ся у доски
– У всех ли получились такие же ответы?
Решение задачи  - творческая работа  в группах- по краткой записи
 
– Подумайте и составьте задачу, начав словами:
За неделю наша школа расходует…
– О чём эта задача?  (Эта задача об овощах: картофеле и моркови.)– Что известно в задаче? (Известно, что картофеля расходуется 120 кг.)– Что сказано про морковь? (Моркови расходуется в 2 раза больше, чем картофеля.)– Каким действием узнаем, сколько израсходовали моркови? Какой вопрос можно добавить, чтобы задача решалась в несколько действий.– Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? Решение задачи на доске и в тетрадях с комментариями.
резервное задание
Геометрическая задача. Найти площадь геометрических фигур.
 
VII. Домашнее задание.
– Дома вы должны решить № 7стр. 242.
Итог урока – Чему новому научились сегодня на уроке?
– Пригодились ли вам те качества и учебные навыки, которые мы взяли с собой на урок?(Да, пригодились.)– Нужны ли эти качеств в нашей жизни? (Нужны.)– Понравился вам урок? Чем?
Комментирование оценок.