Формирование основ коммуникативной культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время посредством коммуникативной игры.


Формирование основ коммуникативной культуры
младших школьников на уроках и во внеурочное время
посредством коммуникативной игры.
Учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 85
Е.Ю. Серебренникова
В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования лежит  системно-деятельностный подход, предполагающий воспитание и развитие качеств личности, среди которых:  доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.
Образовательная среда школы как одно из условий развития ребенка определяется как социокультурная среда, формирующая социокультурный опыт ребенка – социальных отношений, взаимодействий в деятельности, коммуникаций со сверстниками и взрослыми. Развитие у ребенка младшего школьного возраста коммуникативной культуры в процессе общения позволит избежать в дальнейшем проблем, связанных с адаптацией, с общением со сверстниками, с достижением целей учебной деятельности, с самопрезентацией в новой среде средней общеобразовательной школы.
Проблемы развития коммуникативной культуры детей нашли свое отражение в работах отечественных педагогов и психологов: Г. М.Андреевой, М. Г.Елагиной, И. И. Иванец, Л. А. Колуновой, И.А.Кумовой, М. И. Лисиной, Н. Н. Поддьякова, Е. О. Смирновой, Л. В. Чернецкой, Т. М. Юртайкиной, С. Г. Якобсона и др.
Без сомнения, в каждой современной школе создаются предпосылки для формирования основ коммуникативной культуры школьников. Однако за период моей работы в данном направлении я столкнулась со следующими проблемами:
на сегодняшний день нет точного определения понятия «коммуникативная культура»;
вопрос о содержании процесса формирования коммуникативной культуры находится в постоянном изменении, в соответствии с изменениями социальной ситуации в обществе;
недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования коммуникативной культуры школьников.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации школьника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В практике школьного образования театрализованным играм уделяется недостаточное внимание, нет системы обучения театрализованным играм, и проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях).
Все эти вышесказанные обстоятельства и послужили выбором темы моего исследования: «Формирование основ коммуникативной культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время посредством театрализованной игры».
Пот мнению О.В. Гончаровой, способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми [5]. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:
мотивационную («Я хочу общаться»);
когнитивную («Я знаю, как общаться»);
поведенческую («Я умею общаться»).
Первая составляющая («область желания») включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Дети, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, замкнуты.
Вторая составляющая коммуникативных способностей – область знания – определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты.
Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – третья составляющая способности к общению. Она включает в себя умение привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к своему мнению, умение слушать, умение эмоционально сопереживать.
На сегодняшний день в практике учителей преобладает две стратегии формирования коммуникативной культуры:
Декларативная, когда педагоги вмешиваются в ситуации и отношения, в которых дети могут разобраться самостоятельно, что понижает их активность, вызывая равнодушие, и, как следствие, неумение принять самостоятельное решение, обосновать его.
Невмешательство в общение, разворачивающееся между детьми, отсюда ограниченность репертуара коммуникативных умений, неконтролируемость тактик, применяемых детьми, нарушения общения.
Противоречия современного начального образования в том, что его цель - воспитание личности, а основная деятельность (учение) почти лишена подлинного сотрудничества, необходимого для развития личности» [4] .
Таким образом, педагогические программы, нацеленные на улучшение коммуникативных характеристик личности, чаще всего не учитывают реалии современных школьников, не предусматривают коррекцию негативных особенностей личности и опыта общения, сужают поле взаимодействия до учебного.
В связи с этим возникает необходимость в поиске эффективных методов формирования основ коммуникативной культуры младших школьников. Не нужно забывать, что в младшем школьном возрасте игра, по-прежнему является одним из ведущих видов деятельности.
Театрализованная же игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей (С. Выготский, Л. Г. Миланович, Д. Б. Эльконин и др.). Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его [1]. Поэтому именно к театрализованной игре сегодня обращаются многие педагоги как к средству формирования основ коммуникативной культуры младших школьников.
Полученные на начальном этапе работы с учащимися результаты диагностики позволили мне сделать следующие выводы:
у детей младшего школьного возраста уровень сформированности коммуникативных навыков достаточно низок. Поэтому необходимо обратить особое внимание на этот аспект формирования коммуникативной культуры;
многие дети не умеют анализировать свое общение, а значит, и корректировать его в соответствии с настроем собеседника, его отношением к теме общения.
А между тем, результаты анализа различных точек зрения позволяют рассматривать театрализованную игру как деятельность, подчиненную сюжету-сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных границах. Это позволяет органично вписывать данный вид деятельности в современный урок.
Театрализованная игра включает в себя несколько этапов. На первом этапе необходимо раскрепощение детей. Для этого эффективно используются коллективные упражнения на раскрепощение. Далее детям четко проговаривается цель данной игры и, даже, временные рамки. Ребенок должен четко понимать для чего он играет в эту игру, и какого результата он должен добиться. Кроме того, если этого требует заявленная тематика игры, необходимо обсудить с детьми правила поведения во время ее проведения. Следующим этапом идет непосредственное проигрывание ситуаций. На данном этапе учитель следит за соблюдением правил и временных рамок, речью детей, направляет игру в нужное русло. Важным этапом является этап оценивания результатов игры. Здесь очень важна самооценка учащихся. Поскольку театрализованная деятельность требует от ребенка больших, прежде всего, эмоциональных усилий, завершающим этапом должен стать этюд на расслабление организма. Лучше всего этот этюд проводить, опять же коллективно.
Используя театрализованную игру во время уроков, я столкнулась со следующими трудностями:
- ограничение временными рамками;
- длительное включение детей в процесс игры, а также достаточно долгий процесс возврата к основной учебной цели урока.
Поэтому я приняла решение активно использовать театрализованную игру во внеурочной деятельности. Работа проходила на занятиях кружка «Азбука театра», а также в рамках классного часа.
Мною была разработана система внеклассных занятий, направленных на формирование коммуникативной культуры учащихся. На этих занятиях детям разъясняются составляющие успешного общения, проводится корректировка недостатков в общении. Кроме того, данные занятия способствуют сплочению коллектива учащихся. Совместно, нами была создана книга рекомендаций для начинающих «Как стать интересным собеседником». В процессе этих занятий также появилась книга «Мы – авторы!», в которой ребята пробуют общаться с читателями посредством написанных ими литературных произведений: рассказов, сказок, стихов.
Со временем эти занятия стали перерастать в постановки спектаклей. После активного обсуждения с ребятами характеров, мотивов поведения, эмоций героев целесообразно этих героев сыграть, выразив в роли свое отношение к положительным или отрицательным качествам героя. Кроме того, преодоление страха сцены, есть не что иное как преодоление страха общения.
Таким образом, мною была разработана программа театрализованной деятельности учащихся 3-4 классов. Спектакли, поставленные нами, имели большой успех в рамках школы, что навело нас на мысль об участии в театральных фестивалях, а также выездных показах.
В результате проделанной мною работы, существенно изменились показатели сформированности коммуникативной культуры учащихся. Динамика сформированности этого качества положительна. Самое главное для меня, что дети, участвующие в данных занятиях и постановках, быстро позитивно меняются, становятся более активными. У детей появляется привычка замечать не только личные проблемы, но и проблемы окружающих людей. Все эти качества помогают ученикам в жизненном самоопределении, а это значит, что школа выполняет свою образовательную и воспитательную функцию.
Библиографический список:
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во АН РСФСР, 1987. – 350с.
Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. кан. пед. наук. Новокузнецк, 2009. - 18 с.
Рогов Е.И. Психология общения. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 334 с.
http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-kommunikativnoj-kultury-mladshih-shkolnikov.htmlhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/proekt-razvitie-kommunikativno-rechevykh-sposobnostey-detey-mladshego-doshkolnogo