Конспект урока русского языка Тема: «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»


Тема «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»
Цель урока:- познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника А. С. Степанова.
Задачи:
- совершенствование навыка описания картины; формирование умения строить текст в определенной последовательности; определять основную мысль сочинения;- развитие способности правильного употребления слов в устной и письменной речи; развитие чувства прекрасного;- воспитание интереса к живописи; привитие любви к природе и животным; эстетическое восприятие искусства.
Оборудование: репродукция картины А. С. Степанова «Лоси», портрет художника.
Ход урока:Учитель.Ребята, сегодня мы будем описывать животного, чтобы понять о ком мы будем говорить, вам нужно отгадать загадку:Не голос – громкая труба,Большая верхняя губа,На нем - громадные рога,Ему природа дорога.В лесу крупнее зверя не нашлосьРаз он – сохатый, значит …
Описывать мы будем лося, вернее картину А.С.Степанова «Лоси».
Сведения об авторе.


А. С. Степанов родился 24 апреля 1858 года в семье военного, бывшего участника Севастопольской обороны. Алексей Степанович рано остался сиротой. Несмотря на явные способности к изобразительному искусству, Степанов по настоянию опекуна поступает в Межевой институт, который заканчивает в 1879 году со званием землемера. Однако влечение к искусству побеждает: он определяется вольнослушателем в Московское училище живописи. В 1905 году за заслуги в изобразительном искусстве Степанова избирают членом Академии художеств.Степанов пользовался любовью своих коллег. Это был деликатный, добрый человек.
В жизни А. С. Степанов был на удивление скромным человеком. В нашей памяти художник останется своими лирическими пейзажами, с населяющими их людьми, зверьем и дающими представление о жизни российской глубинки рубежа 19-20 веков.Незадолго до смерти Алексей Степанович Степанов уничтожил свой архив. Зато весь он – в своих картинах.
Учитель.Сегодня мы с вами познакомимся с его картиной, которая называется «Лоси». Посмотрите на картину.


- Что изображено на ней? (ответы детей).- Опишите, какими изобразил лосей художник? (ответы детей).- Какое время года изображено на картине? (ответы детей).- Что мы видим на заднем плане картины? (ответы детей).- Какое общее впечатление от картины А. С. Степанова? (ответы детей).- Почему? (ответы детей).- Почему картина называется «Лоси»? (ответы детей).- Из каких частей будет состоять план нашего сочинения? Назовите их. (ответы детей).- О чем мы будем говорить во вступлении? (ответы детей).- Что будет включать основная часть сочинения? (ответы детей).- А что мы напишем в заключении? (ответы детей).- Давайте составим примерный план.
План
1.Вступление.Художник А. С. Степанов и его картина.2.Основная часть.а) время года, изображенное на картине. Приметы зимы.б) предметы, изображенные на заднем плане картины.в) описание лосей:г) краски, использованные художником.3. Заключительная часть.- какие чувства вызвала у вас картина «Лоси»?- на какую мысль наводит нас эта картина?Слова для справок:1. Художник: знаменитый, талантливый, великий, известный; художник, живописец; картина, полотно2.Основная часть.- зимний пейзаж.Описание лосей:- размеры- шерсть- голова, рога- ноги, копытаКраски, использованные художником. Зима; голые деревья; сугробы снега; низкое небо; пасмурный зимний день.Большие, могучие, высокие, гордые;Грубая шерсть, короткая, коричневого цвета.Большая, с вытянутой мордой; широкие, плоские, ветвистые, красивыеВысокие, стройные, длинные, светло-серые; сильные, крепкие, широкиеКоричневые, серые, мрачные, скучные, темные3. Заключительная часть (чувства, впечатления) Грустное, тоскливое, скучное, печальное, жалостливое.- Какое вступление нам бы подошло? (ответы детей).- А какое заключение вы бы использовали в своих сочинениях? (ответы детей).Написание сочинения ребятами.
Примеры детских сочинений. Текст не редактировала.
А.С. Степанов – талантливый художник. Картина «Лоси» вызывает грусть. Художник использовал в картине тёмные серые краски.
Деревья и кустарники без листьев и покрыты снегом. Небо серое и пасмурное. В середине картины мы видим стог сена. Лосиная семья нашла его. Лоси стали есть сено. Мама вытянула шею и кушает. У папы огромные ветвистые рога и сильные крепкие ноги. У лосей жёсткая и тёмная шерсть. Один лосёнок спрятался за маму.
(Иванова Полина, 2 класс)
А.С. Степанов- знаменитый русский художник. Он написал картину «Лоси».
На картине небо хмурое. Деревья стоят без листьев. Посередине стоит стог сена. Возле него семья лосей. Большой лось - папа, у него красивые рога. Поменьше – мама-лосиха. Она протянула голову к сену. А два маленьких лосёнка тоже едят сено. Маленький лосёнок спрятался за маму, потому что ему холодно.
Картина вызывает грустное настроение. Хочется лосям помочь.
( Радзивилюк Роман, 2 класс)

А.С. Степанов – талантливый русский художник. Он использует серый и коричневый цвета. На картине «Лоси» время года – зима. Небо серое и тёмное. Вдали тёмный сосновый лес. В середине стог сена. Около сена семья лосей. Большой лось-папа, поменьше - мама. Один из лосят прячется за маму. У папы красивые рога, у него очень толстая шкура. Мама подняла голову и начала есть сено.
Картина вызывает грустное настроение.
( Буров Денис, 2 класс)

А.С.Степанов писал картины о русской природе и животных. Он использовал в картине «Лоси» мрачные цвета.
На картине художник изобразил время года зима. Все деревья голые. На заднем плане сосновый лес. В середине картины стоит стог сена. Лоси нашли его. Папа-лось услышал шорох и прислушался. Но на опушке никого не было. Мама тянет голову к сену. А маленькие лосята ели сено. Один лосёнок спрятался за маму.
Настроение у картины хмурое. Когда смотришь на эту картину, хочется помочь лосям.
(Китова Марина, 2 класс)

А.С. Степанов – известный русский художник. Он писал картины про животных и русскую природу. Мы на картине «Лоси» видим, что художник использовал серые краски.
Небо серое, а деревья стоят без листьев, в снегу. Из зимнего леса пришла семья лосей. Они увидели стог сена. Лоси стали есть его. Большой лось смотрел по сторонам, чтобы не было опасности. У него ветвистые рога, они красивые. Это папа. Мама вытянула голову к сену и ела. Один лосёнок спрятался за маму, а второй ел сено.
Эта картина вызывает грусть. Хочется помочь этим лосям.