Урок математики. Нумерация многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел

Урок математики в 4 классе
Прогулка «Новополоцк в цифрах»

Тема: Закрепление темы «Нумерация многозначных чисел. Сложение и
вычитание многозначных чисел»

Цель: закрепить знания, умения и навыки по данной теме.

Задачи: 1) повторить алгоритм чтения многозначных чисел;
2) повторить разрядный состав многозначных чисел;
3) повторить правила выделения полного количества единиц,
десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, миллионов в
записи многозначных чисел;
4) содействовать усвоению алгоритма письменного сложения и
вычитания многозначных чисел;
5) совершенствовать навык решения уравнений;
6) способствовать развитию навыка решать задачи;
7) создать ситуацию для возможности воспитания патриотических
чувств;
8) организовать ситуацию для формирования рефлексивных
способностей;

Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Карточки с буквами НОВОПОЛОЦК с одной стороны и многозначными числами с другой стороны.
Маршрутно-оценочные листы для детей.
Таблицы для рефлексии.
Таблица с величинами.

Ход урока:

Организационный момент.

Внимание на экран: замените местоимения него, им, он на необходимое существительное.
- Голова без него, что фонарь без свечи.
- Красна птица пером, а человек им.
- Он хорошо, а два лучше.
Ум.
А ум, как известно, приводит в порядок математика.



1
Введение в тему.

На доске карточки с числами. С обратной стороны спряталось какое-то слово. Прочитать его вы сможете, если прочитаете числа по возрастанию, называя при этом предыдущее и последующее число. Четыре одинаковых числа обозначают, что в слове четыре одинаковые буквы.

Н О В О П О Л О Ц К
35471 303002 67080 303002 1001 303002 5959 303002 7700 2488

Сегодня у нас необычный урок математики. Мы будем повторять нумерацию многозначных чисел, складывать и вычитать многозначные числа, решать уравнения, задачи и при этом совершим прогулку «Новополоцк в цифрах».

Когда заря над городом встаёт
И всё еще дремотою объято,
Мне кажется, что город наш поёт,
Поёт о стройке, начатой когда-то.

Наш город молод, но уже велик.
В своих делах не многим уступает.
Наш город – нефть, нитроновая нить.
Наш город – жизнь и песня молодая.


Назовите дату основания нашего города.
1958.
Запишите на маршрутном листе это число суммой разрядных слагаемых.
Ответ на экране.
Взаимопроверка.

Устный счёт.
Что напоминает вам эта запись?
5 5 -
5 5 0 -

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Горка, пирамидка, палатка.
2



Мы начинаем прогулку с памятного знака «Первая палатка».
Кому посвящён этот знак? (Первостроителям города).

Определите, что в каждом числе обозначает 55?
- всего 55 единиц
- десятков
-сотен
- тысяч
-десятков тысяч
- сотен тысяч
-миллионов
Взаимопроверка.

Какое название носит главная площадь Новополоцка?
Площадь Строителей.
Строитель должен не только умело строить, но и грамотно производить расчёты. Устно посчитать и записать ответы к данным примерам:

1 вариант 2 вариант
80х60:2 = 2400 300х4:20 = 60
(480+80):7 = 80 5х(920-917) = 15

Взаимопроверка.

Отработка вычислительных навыков.

С площади Строителей мы отправляемся в ещё одно удивительное место. А вот куда, вы узнаете, если письменно решите примеры и сопоставите ответ с буквой.
Работа в группах по 6 человек.

4324+856=5 180 – А
91473+20677=112 150 – Т
205007+6704=211 711 – Л
536283-531103=5 180 – А
274362+423838=698 200 – Н
800306-688156=112 150 – Т

Стадион «Атлант» - это место, где растят спортивных звёзд. Кого из новополочан олимпийцев мы знаем?
Вадим Девятовский, Людмила Дидилева, Денис Воробьёв, Елена Санникова, Евгений Абраменко, Сергей Пунько, Екатерина Рудакова, Наталья Морщакина, Сергей Лагун и др.

3

Спортсмен, попавший на олимпиаду – величина.

Мы тоже поработаем над величинами, только математическими.
Пользуйтесь таблицей величин.

Заполни пропуски:
8см І = мм І (800) 7мІ = дмІ (700)
6300дмІ = мІ (63) 2га = мІ (20 000)

Взаимопроверка.

Физкультминутка.

Решение уравнений.
Наш город расположен на левом берегу реки Западная Двина. Её протяжённость 1020 километров. Исток реки на Валдайской возвышенности. Устье Балтийское море. Она протекает по территории России, Беларуси, Латвии. Как реку называют в Латвии? (Даугава)
Какой торговый путь проходил в древности по реке Западная Двина?
( Из варяг в греки)

Следующее задание : провести корабли так, чтобы не сесть на мель.
Вариант 1 Вариант 2
703307 – Х =307 Х – 407 = 470000
Взаимопроверка

Решение задачи:
Новополоцк – крупный промышленный центр. Огромные предприятия «Нафтан» - завод по переработке нефти и нефтепродуктов и завод «Полимир» - по переработке и выпуску полимерных изделий. На предприятиях ежедневно решается множество производственных задач.
А мы решим свою задачу.

Из цистерны выкачали сначала 2548 кг нефти, затем 1230 кг, после чего в цистерне осталось 4220 кг нефти. Сколько килограммов нефти было в цистерне вначале?

Решение:
Сколько нефти выкачали ?
2548+1230=3778 (кг)
Сколько нефти было?
3778+4220=7998 (кг)
4
Самопроверка.

Работа с геометрическим материалом.

Если мы воспользуемся общественным транспортом, то от завода «Полимир» доедем на трамвае до остановки «7 школа». А в школе сегодня актуальна тема замены полов.

Решить задачу:
Площадь коридора в главном корпусе 168 мІ, а его ширина 3 метра. Вычислить периметр коридора.

Какова длина?
168:3=56 (м)
2) Р=(56+3)х2=118(м)

Взаимопроверка.

Рефлексия.
- Как вы считаете, необходимо ли нам продолжить изучение истории родного города?
- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
- Какое задание было самым сложным?

Домашнее задание:
с.108 №2, №3

Сбор маршрутных листов.
Спасибо за урок.


Дополнительное задание: учебник с.109 №5












5
15