Урок русского языка на тему Односоставные предложения (8 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа
















Урок в Школе хорошего тона (русский язык)

Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи»







Вакарина Римма Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №1 п. Пангоды
Надымского района ЯНАО














п. Пангоды, 2013 г.




Урок в Школе хорошего тона
Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи».

Урок проводится в 8 классе. Цели, задачи и содержание урока определяются через развитие языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.

Цели и задачи:

обобщить материал по теме «Односоставные предложения», повторить особенности выражения грамматической основы в односоставных конструкциях;
учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся, умение владеть нормами речевого этикета;
воспитывать хорошие манеры, умение общаться в коллективе.

Оборудование урока:
- столики с названием группы;
компьютеры;
интерактивная доска, проектор;
- фонограммы произведений:
Шопен «Мазурка»;
Бетховен «Лунная соната»;
А.Лепин, В.Коростылев «Песенка о хорошем настроении»;
Б.Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты»;
- толковые словари;
- таблица «Односоставные предложения»;
- Волшебное зеркальце;
- Доска пожеланий;
- сборники стихов любимых поэтов;
- выставка книг по этикету;
- карты успеха учеников;
- тетради «Мудрые мысли»;
- эпиграф: «В человеке все должно быть прекрасно» (А.П.Чехов.)

Содержание урока

Звучит музыка (Шопен «Мазурка»). Пара танцует мазурку.

Вступительное слово учителя.
На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых правил поведения. От слова «карточки», а их в то время называли «этикетки», и произошло слово «этикет», то есть установленный порядок поведения. Сегодня я приглашаю вас, ребята, на урок в Школу хорошего тона. Но речь пойдет не только о хороших манерах, о красоте внутренней и внешней. Наша задача – повторить материал по теме «Односоставные предложения», учиться строить и использовать такие конструкции в своей речи. На уроке работают группы и творческий дуэт. За работой в группах наблюдают эксперты.

Индивидуальное задание №1 (приложение №1).


Страница «А знаете ли вы?»
Учитель. Открывает наш урок страница «А знаете ли вы?».
На английском это звучит: «Good morning!». По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? Ответ запишите.
Ученики. Здравствуйте!
Учитель. Охарактеризуйте это предложение.
Ученики. Это предложение односоставное, так как грамматическая основа состоит из сказуемого в форме глагола второго лица, поэтому это предложение определенно-личное.

Страница «Советы обаятельного человека».

Учитель. Говоря «доброе утро», «здравствуйте», мы желаем людям добра, здоровья. Для воспитанного человека – это норма его жизни. Именно воспитанность, как говорил английский писатель, государственный деятель Филипп Честерфильд, - «это единственное, что может расположить к себе людей». Как расположить к себе людей? Как стать обаятельным?
Задание: составить Советы обаятельного человека (представление презентаций)
1 группа: советы должны быть построены в форме определенно-личных, обобщенно-личных предложений; подчеркнуть грамматическую основу.
2 группа: составить безличное предложение или сложное, одна из частей которого – безличное; подчеркнуть грамматическую основу (приложение №2).
Учащиеся зачитывают советы, представитель группы №2 комментирует, почему его предложение бессоюзное. (Представление презентаций)
Вопросы экспертов по теории.

Творческая страница.
Учитель. Все, что вы сказали, ребята, правильно. Но обаятельный – это еще и интересный человек. На вопрос анкеты: «Кого из ваших одноклассников можно считать интересным человеком», - вы назвали Святослава Карпова и предложили ему выступить со своими размышлениями. Я приглашаю Святослава (анкетирование проведено накануне урока) (приложение №3).
Учитель. Спасибо, Слава, за твое мнение. Хорошие мысли и оформлены они умело: большая часть сочинения представляет односоставные конструкции.

Индивидуальное задание №2 (приложение №4).
Чтобы привлекать внимание людей, действительно, нужно многое.
Обращение к эпиграфу: «В человеке все должно быть прекрасно»

Игра «Неоконченная фраза».
Обращение к эпиграфу урока: «В человеке все должно быть прекрасно: (и лицо, и одежда, и душа, и мысли)».
Учащиеся придумывают свой конец фразы, зачитывают ответы и характеризуют предложение.
Учитель. А теперь давайте посмотрим, как эта фраза звучит у А.П. Чехова.

Игра «Волшебное зеркало». Работа с интерактивной доской.
Учитель. Помните, ребята, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело
Сказка сказкой, а главное в том, что зеркальце отвечает человеку, каким оно его видит. Давайте и мы заглянем в это волшебное зеркальце и внимательно посмотрим на себя:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
(Предложение записано на доске, один из учеников расставляет знаки препинания, делает синтаксический разбор.)
Мысленно обратитесь к зеркальцу. Что ответило бы оно вам? Подумайте, в чем вы себя должны совершенствовать?
Ответ должен представлять сложное предложение, одна из частей - односоставная конструкция (приложение №5).

Индивидуальное задание №3 (смотрите приложение №7).

Поэтическая страница.

Учитель. В человеке должно быть все прекрасно А что есть красота?
Итак, наша традиционная поэтическая страничка. У вас на столах томики любимых стихов. Можете ими воспользоваться. Что, по-вашему, есть красота? Ответьте строчками любимых стихов. Можно выступить со стихотворениями собственного сочинения. (В приложении №13 напечатаны лучшие стихотворения.)

Индивидуальное задание №4 (приложение №10).
Учащиеся записывают строки стихотворений, а затем читают их (приложение №8.)
Вопросы экспертов по теории.


Звучит «Лунная соната» Бетховена.
Учитель. Своими мыслями поделится (Слово предоставляется ученице из творческого дуэта.)
Ученица читает наизусть стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье» и размышляет о том, что такое красота (приложение №9).
Проверка индивидуального задания № 4.
Вопрос экспертов о сфере употребления назывных предложений, способах выражения грамматической основы.

Тест. Выполняется на компьютерах.
I. Вставьте буквы в слова, изученные в разделе «Односоставные предложения». В какой строке во всех словах пишется буква Е?
Дбаты, дскуссия, прния.
Экспримент, дкларация, катр.
Какие предложения имеют сказуемое в форме прошедшего времени множественного числа?
Определенно-личные.
Неопределенно-личные.
Безличные.
Какие предложения указывают на то, чтодействие производится любым лицом?
Назывные.
Обобщенно-личные.
Неопределенно-личные.
Найдите безличное предложение.
Сначала подумай, потом говори.
Умную голову почитают смолоду.
Мне захотелось узнать об истории этикета.
Проверка тестов экспертами (приложение №12).

Игра «Доска пожеланий».
Учитель. Сегодня у нас на уроке есть несколько сюрпризов. Один из них – Доска пожеланий. Здесь добрые слова каждому из вас. Уходя сегодня с урока, вы унесете не только частичку знаний, но и добрые пожелания. На Доске есть свободное место. Я думаю, вам есть что сказать своим одноклассникам. Воспользуйтесь тетрадью «Мудрые мысли». Учащиеся подходят к Доске пожеланий и прикрепляют к ней свои пожелания, оформленные на красочных открытках (индивидуальное задание дано накануне урока) (приложение №6).

Сюрприз урока.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Но у Ани есть для вас еще один сюрприз.
Исполнение «Песенки о хорошем настроении» (муз. А.Лепина, сл. В.Коростылева) (приложение №11).

Подведение итогов урока. Выставление оценок (по итогам карт успеха ученика).
Карты заполнялись экспертами в течение урока (под контролем учителя).

Домашнее задание: написать сочинение-размышление с использованием односоставных предложений, эпиграфом к которому должны быть слова, которые учащиеся получили в качестве пожелания.

Заключительное слово учителя.
Учитель. Снимает сувенир с Доски пожеланий и читает слова, написанные с обратной стороны: «Давайте говорить друг другу комплименты». Как правильно говорить комплименты? Это уже тема другого урока. Мы сегодня не ставим точку, ставим многоточие. А значит, наш разговор об этом еще впереди. Я благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке. Всего доброго!
Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Учащиеся подходят к Доске пожеланий, снимают для себя сувениры, читают с обратной стороны пожелания.


Приложение №1
Индивидуальное задание №1
Ответить на вопрос «Что такое красота?»
Прочитать наизусть стихотворение, охарактеризовать его с точки зрения наличия в нем односоставных предложений.
Приложение № 1б
Индивидуальное задание №1
Задание: написать сочинение-размышление на тему «Как стать интересным человеком?», используя односоставные предложения.
Приложение № 2
Советы обаятельного человека
Доброжелательно относитесь к окружающим.
Будьте аккуратны в своем внешнем виде.
Умейте сдерживаться.
Не разговаривайте громко.
Будьте вежливы со старшими.

Чтобы стать обаятельным человеком, надо быть доброжелательным, уметь сострадать людям, иметь опрятный внешний вид и хорошие манеры.

Приложение № 3
Сочинение
Как стать интересным для окружающих?
Как стать интересным для людей, тебя окружающих? Об этом я очень часто задумываюсь.
Думаю, что нужно читать классику, посещать музеи, выставки, так как они расширят кругозор, сделают душу чуткой, отзывчивой, помогут разобраться в добре и зле, научат ценить людей по их достоинствам, понимать красоту.
Общайтесь с природой! Учитесь замечать красоту в маленькой незабудке и в ручейке, в звездном небе и в русской красавице березке.
Будьте вежливы! Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Занимайтесь любимым делом! Для меня таким делом стало увлечение бальными танцами, разучивание аккордов любимых песен, чтение классической поэзии и прозы, изучение английского языка.
Верьте в себя, и у вас все получится!


Приложение № 4
Индивидуальное задание №2
Задание: сделать синтаксический разбор предложения, расставить знаки:
Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи.
Приложение № 5
Помни: самолюб никому не люб.
Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
Не забывай: добрыми делами славен человек.
Не забывай, что всем свойственны недостатки, будь терпимым.
Помни, что настроение других во многом зависит от тебя.
Век живи – век учись.
На уроках работай двумя руками: правой пиши, а левую поднимай.
Приложение № 6
Не повтори, а превзойди себя.
Дари радость другому и будешь радоваться сам.
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.


Приложение № 7
Индивидуальное задание №3
Задание: вставить пропущенные буквы, составить схему, подчеркнуть
грамматическую основу, определить тип односоставного
предложения.
Никакая внешняя прелесть (не) может быть полной, если (не) оживить ее внутренней красотой. (В.Гюго)


Приложение № 8
Всегда особенно ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой.
(Джами, восточный поэт)
Коль не украсило твоей души
Учтивости понятье,
Что толку в том, что всех людей
Затмил ты красотою платья?

И пусть черты ее нехороши,
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
(Н. Заболоцкий)
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н. Заболоцкий)

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Приложение № 9
Сочинение-миниатюра
Что есть красота?
Для меня понятие красоты связано с красотой природы, потому что красота природы -– это красота мира и человека. Очень выразительно пишет об этом мой любимый поэт А.Фет:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Умеешь понимать прекрасное – значит прекрасен сам.
Приложение № 10
Индивидуальное задание № 4
Задание: сочинить четверостишие, которое бы заканчивалось или начиналось предложением «Встречают по одежке – провожают по уму».
Приложение № 11
«Песенка о хорошем настроении»
(сл. А. Лепина, муз. В. Коростылева).

Если вы, нахмурясь, выйдете из дома,
Если вам не в радость солнечный денек,
Пусть вам улыбнется, как своей знакомой,
С вами вовсе не знакомый встречный паренек


Приложение № 13

Пословицу я слышу,
Но смысла не пойму:
«Встречают по одежке –
Провожают по уму.»

Друзья, кто знает – помогите
Мне смысл ее понять!
Возможно, в речи буду
Ее я применять.


Не всё брильянт, что яркий свет дает,
И внешний вид обманчив очень.
Бывает, глянешь – роза расцветет,
А внутрь посмотришь – все испортишь.

В народе говорят:
– Красу в душе ищи, пусть свет ее не очень яркий.
Не с платьем броским дружбу вам вести,
А с сердцем добрым и горящим.


Ты не смотри на яркие застежки.
Что в них так манит? Не пойму.
Народ гласит: «Встречают по одежке,
А провожают, значит, по уму».
Приложение №14
Карта успеха учеников

Ф.И.
Советы обаятельного человека
Задание «Волшебное зеркало»
Поэтическая минутка
Задание «Закончи фразу»
Разборы
Тест
Теория
























































Используемая литература

Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / С.Г Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.–20-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 193 с.

Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 352 с. – (Мастер-класс).

Л.И. Пучкова, В.И. Капинос, А.О. Татур Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8 класс. – М: «Интеллект-Центр», 2011. – 80 с.

Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык: Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть III. – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2011. – 180 с.

Н.Е. Щуркова. Собранье пёстрых дел. – М.: «Новая школа», 2003. – 110 с.










13PAGE 14198815


13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915