Конспект урока русского языка на тему Однородные и обособленные члены предложения в художественном тексте. Работа с текстом.

Однородные и обособленные члены предложения в художественном тексте. Работа с текстом.
Цели урока:
1.закрепить орфоэпические, орфографические, словообразовательные навыки, углубить знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка;
2. показать через проект использование однородных членов предложения как средства выразительности в поэтических текстах; роль изобразительно-выразительных средств в прозаическом тексте;
3. развивать навыки работы с художественным текстом;
4. воспитывать эстетические чувства.
Ход урока.
1.Сообщение целей и задач урока.
2. Работа с текстом.
А) индивидуальное задание(объяснить значение слов подбой, обножка, поёмная).
Б) прочитайте текст, выполните задания:
1-й ряд: выпишите из 1-го абзаца слова с приставками.
1. Укажите слово, правописание приставки в котором зависит от значения.
2. Укажите слова, которые не имеют окончания. Какая это часть речи?
3. Укажите способ образования слов: невнятно, непрожитые, настойчиво, прижмурив.
2-й ряд: выпишите из текста сложные слова.
1. Каким способом образованы данные слова?
2. Почему написание слов бархатисто-пыльные и снежно-белыми отличается от других? На основе каких словосочетаний они образованы?
3-й ряд: из предложения №5 выпишите все словосочетания, укажите способ связи в них.
Почему вы не назвали среди словосочетаний Аксинья вздыхала?
В) Из какого произведения этот отрывок? Озаглавьте его.
Докажите, что это текст. Что называется текстом? Назовите его основные признаки. Определите тип данного текста. Почему? Как относится автор к своей героине? Какой мы её видим? Какие художественные средства использует автор в этом тексте? Приведите примеры.
3. Проверка домашнего задания.
Какие члены предложения называются однородными? Как они связаны между собой? Как ставятся знаки препинания между однородными членами? (один учащийся вычерчивает схемы).
Какие члены предложения называются обособленными? Как ставятся знаки препинания при них? (сообщение учащихся с примерами).
4. Работа с текстом.
Найдите в тексте однородные члены предложения. Какие это члены предложения? Чем отличаются однородные и неоднородные определения? Приведите примеры из текста.
Какую роль играют однородные члены предложения в этом тексте? Являются ли они образными художественными средствами?
Что такое эпитет? Приведите примеры из текста.
Найдите в тексте олицетворения.
Какой троп использован в 6-м предложении текста:
Ирония;
Перифраза;
Аллегория;
Метафора.
Найдите в тексте обособленные члены предложения. С какой целью их использует автор? Приведите примеры.
5. Обобщение работы.
Слово учителя. Итак, поработав с текстом, мы убедились, что автор при помощи ОЧП и ОБОС.ЧП рисует образы, картины, описывает мысли, поступки, действия для того, чтобы:
Дать возможность читателю представить описываемые события;
Передать свои эмоции;
Вызвать у читателя ответные мысли и чувства.
Как автор выражает свою позицию?
Что утверждает М.А.Шолохов?
Сформулируйте проблемы, поставленные автором.
6. домашнее задание.
Написать сочинение по данному тексту, используя зад.25 из сборника ЕГЭ по русскому языку.

Заголовок 115