Урок русского языка Как сердцу высказать себя(Возможности СПП, их экспрессивная роль в художественном тексте).



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40 имени М.К.Видова муниципального образования город Новороссийск

Конспект открытого урока
по русскому языку
«Как сердцу высказать себя?»
(Возможности сложноподчиненныхПредложений ,их экспрессивная роль в
художественном тексте.)


Учитель
Боровкова Юлия Александровна
Тема: «Как сердцу высказать себя?»

Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
«Как сердцу выразить себя?» Как передать радость и боль ,тоску и восторг горе и счастье, раздумья и мимолетный бег мысли? Изучая русский язык, мы много раз убеждались, Какие безграничные возможности для выражения наших мыслей и чувств дает он. Сегодня мы попробуем увидеть возможности сложноподчиненных предложений, их экспрессивную роль в художественном тексте. Для этого мы обратимся к стихотворениям Константина Бальмонта. В 1912 году вышел сборник стихотворений русского поэта Константина Бальмонта «зарево зорь», написанный под впечатлением от поездки поэта по Египту «святой стран пирамид». Одно из стихотворений цикла «Потухшие вулканы» называется «Где б я ни странствовал»
-Где б я ни странствовал…
-Где б я ни странствовал ,везде припоминаю
-Мои душистые поля.
-Болота и поля, в полях - от края и до края-
-Родимых кашек полоса.
-Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу
-Мои родные васильки.
-И, в прошлое, открыв таинственную дверцу,
-схожу к березкам у реки.
-У старой мельницы привязанная лодка,-
-Я льну к прохладе серебра.
- И так чарующе и так узывно-четко.
2.Чтение стихотворения ,проводим наблюдение над языком.
Вопросы: 1) Чем интересно название стихотворения?
Примерный ответ: - Это часть сложноподчиненного предложения, придаточное место. Отдельно от главного оно не выражает законченной мысли , значит , поэт использует его с особой целью. Незавершенность предложения обращает наше внимание к его главной части. В ней должно быть сказано, что думает, что чувствует поэт везде, где бы он ни был.
2) О чем же это стихотворение? Какие чувства владели поэтом, создавшим его?
В далеком Египте он вспоминает свою Россию , то, что ему бесконечно дорого , то, что стало родным, родимым: душистые леса (поэт помнит запах леса) , болота поля России, ее неприметные цветы – родные его сердцу васильки. Память уводит его старой мельнице , он видит лодку, серебряную гладь воды.
3)А как поэт об этом пишет? Что , на ваш взгляд, необычно в стихотворении?
Дважды повторяются слова родной ,родимый. Обо всем , о чем он вспоминает ,поэт пишет мое ,это усиливает эмоциональность стихотворения. Необычно выражение так нежно снятся сердцу…Вдумаемся в эти слова: память сердца сильнее всех остальных чувств. Удивительно мягко звучит глагол льну.
Вывод: весь лексический строй стихотворения передает любовь поэта к России , душевную память о ней.
4)А какое выражение нашло это в синтаксическом строе произведения?
В стихотворении два сложноподчиненных предложения в придаточным места. Попробуем провести эксперимент: как стихотворение звучало бы без них?
«…так нежно снятся сердцу
Мои родные васильки.»«…везде припоминаю Мои душистые леса.»Изменилось следующее: без придаточных предложений места, главная мысль стихотворения не была бы выражена так ярко, эмоционально , проникновенно и страстно. Конструкция предложения здесь играет важную роль: придаточное места вынесено в начало, что усиливает звучание главного предложения . Попробуем поменять местами главное и придаточное – эмоциональное напряжение пропадает; усилительная частица ни создает оттенок обобщения : где б ни…- значит, везде поэт вспоминает Родину, значит нет такого места на земле, которое могло бы заставить его забыть о ней.
Слово учителя: Итак, мы убедились , сложноподчиненные предложения могут играть экспрессивную роль ,они являются одним средств ,выражающих авторское «Я».
3.Прошли годы. Волна эмиграции унесла Бальмонта за границу. И вот он вдали от родины, от своей России , он не видел ее целые девять лет. И нет надежды вернуться . И все мысли, мечты, сны – о России. Единственное, что заставляет жить , - это воспоминания о родине неопределимое желание снова оказаться там. Хотя бы в мечтах.
Уйти туда, где бьются струи.
- В знакомый берег,
Где знал впервые поцелуи
И первый снег.
Где в первый раз взошел подснежник
На крутоем.
Где под ногой хрустя, валежник
пропел стихом.
Где звук жужжанья первой мухи
в конце зимы,
Как луч в дивующемся слухе
разъял все тьмы,
Где ярким сном былинной были
на громы вдруг
Молниеносною тучу взрыли,
как черный луг.
Из тучевого луга книзу,
Решив : «Пора!»
Метнули злата в божью ризу
И серебра.
Уйти, уйти, уйти- в забвенье, в тот вспев святой,
Уйти, уйти – хоть на мгновенье ,хотя мечтой.
Вопросы: 1) О чем стихотворение? Что вы почувствовали, слушая его? Какие мысли и чувства владели поэтом, когда его перо бежало по бумаге?
Ответ: Стихотворение проникнуто чувством щемящей боли от разлуки с родиной, все произведение - это воспоминания о России. По настроению оно отмечается от первого , оно совсем другое : чувствуется внутренняя боль , душевный надрыв.
2)Стихи пишутся сердцем. Как же сердце поэта «высказало» себя в этом стихотворении?
Ответ: необычное название. Поэт использует указательное наречие туда не случайно. Можно было бы назвать стихотворение «Уйти в Россию», ни Россия – понятие более конкретное. Поэт мечтает, поэтому и использует наречие туда , оно выполняет особую роль, становится емким по содержанию : для поэта оно вмещает все : это и Родина , и молодость , и счастье…
3)А как же раскрывается содержание этого короткого слова туда? Давайте подсчитаем количество слов в стихотворении и количество имен существительных в нем. ( 89 слов и на них приходится 31 имя существительное). Почему такое большое количество существительных, давайте подумаем вместе и сделаем вывод.
Ответ: имена существительные определяют тот предметный мир, который встает в мечтах, живет в душе поэта. А мир этот действительно живой: бьются струи , взошел подснежник, муха- но это тоже частичка воспоминаний о России , о прошлом и, значит дорого поэту. С Родиной связано все самое высокое , святое – и вот слава высокого поэтического звучания : вспев святой, божья риза, дивующийся слух ,злато, брег, былинная быль. Усиливают эмоциональность произведения повторяющиеся слова первый, впервые. Многое уходит из памяти , но то , что было впервые остается навсегда: первый поцелуй, первый подснежник ,первый снег . А все первое было в России!
Слово учителя: любое стихотворение- это чувство, выраженное в мыслях . Как же организовано это стихотворение с точки зрения синтаксиса?
Ответ: первое предложение сложноподчиненное с придаточным места . Именно эти придаточные предсказаны главным – «Уйти туда…».Емкое эмоциональное туда раскрывается одушевляется придаточным места. Использование нескольких однородных придаточных замедляет движение мысли, подчеркивает их смысл , усиливая эмоциональность высказывания.
Ответ: Союзному слову где в придаточной части соответствует указательное туда в главной части. И хотя оно употреблено только один раз оно как бы возникает с каждым новым повторяющимся где в каждом придаточном предложении. А туда – это в Россию.
4.Заключительная часть
Слово учителя: Ребята , я думаю, вы со мной согласитесь – последние четыре строки – это итог, вывод. Поэт снова возвращается в глаголу уйти , который повторяется трижды, как заклинание. Стихотворение как в кольце из слов : уйти туда…- уйти туда… хотя мечтой. И так, мы еще раз убедились что сложноподчиненные предложения вместе с другими средствами языка помогают художнику более точно, полно, эмоционально выразить его чувства , мысли, его сердце. Урок закончился, а мы долго еще останемся под впечатлением строк Бальмонта.