Программа развивающего курса 100 вопросов и ответов (3 класс)

ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акиматаКарабалыкского района»





Программа
развивающего курса
« 100 вопросов и ответов »

Составитель: Боженко Оксана Григорьевна









с. Тогузак
2015

Пояснительная записка
Организация и проведение развивающего курса « 100 вопросов и ответов » осуществляется в 3 классе в рамках реализации вариативной части учебного плана. Программа направлена на формирование проектно – исследовательских навыков обучающихся начальной школы. Занятия построены на принципах:
Принцип «выращивания» и непрерывности (создание условий, для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности ученика)
Принцип саморазвития (создание условий для появления у учеников установки на сознание ценности и значимости развития проектно- исследовательской компетентности)
Принцип рефлективности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления учащихся на разных этапах их развития)
Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности ученика)
Принцип самоопределения (осознание себя, как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в проектно-исследовательской деятельности)
Принцип психологической поддержки (помощь со стороны учителя и родителей в определении личностных качеств ученика)

Программа занятий рассчитана на 34 часа. Она состоит из 4 разделов:
«Тайны моего имени» - /9 ч/,
«Моя семья – моё богатство» - /7 ч/,
«Мои домашние питомцы» - /10 ч/,
«Папа, мама, я - здоровая семья» /8 ч./

Изучение каждого раздела стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, позволяет учителю открыть способности учащихся к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектно - исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно - исследовательской деятельности в среднем звене.

Целью программы является : развитие интеллектуально - творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.



Задачи:
Образовательные:
Обучать проведению учебных исследований младших школьников;
Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс;
Формировать представление об проектно - исследовательском обучении, как о ведущем способе учебной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
Через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.
Развивающие:
Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем;
Развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор;
Развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
Логика построения программы направлена на последовательное овладение учащимися основ проектно- исследовательской деятельности: от осмысления обозначенной проблемы до определения путей её реализации. Занятия теоретического и практического характера способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетентности учащихся. Участие в конференциях, в обсуждении исследуемого объекта направлены на решение цели и задач программы.
Этапы занятий: знакомство класса с темой, сбор информации, посещение библиотеки школьной и сельской, встреча и беседа с интересными людьми, работа с дополнительной литературой, с интернет ресурсами, проведение анкетирования, выбор проекта и его презентация являются продуктивными, т.к. все они компетентносто – ориентированы и являются социально – значимыми для обучающихся. Темы занятий носят региональный характер и рассчитан на совместную деятельность детей и родителей.


Предполагаемый результат.
В ходе обучения по программе ребенок может научиться:
аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
применять основы информационных технологий в исследовательской деятельности;
основам оформления работ;
публичным выступлениям, способствующим формированию культуры речи;
использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива;
раскрывать собственный творческий потенциал;
применять полученные знания и умения в различных видах практической деятельности;
адекватно оценивать результаты собственной деятельности;
принимать на себя роль ведущего в творческой деятельности;
уважительно относиться к людям, их труду.
Примерное тематическое планирование курса « 100 вопросов и ответов» для 3 класса

Тема
Кол-во часов
цели

Я. Тайны моего имени /9 ч/

1
Кто я? Какой я?
1
развитие умений исследовать качества своей личности

2
Откуда ты имя?
1
на основе дополнительной литературы искать противоречия в имеющейся информации, выдвигать предположения в отношении происхождения имен.

3
Мир моих увлечений
1
развитие исследовательских позиции, направленной на создание представлений об одноклассниках, согласно миру их увлечений

4
Мои любимые игры и игрушки
1
развитие умения выступать перед публикой

5
Я и другие
Я глазами других
1
развитие навыков позитивного общения при работе в группе, в паре

6
Я и мои друзья
1
развитие умений отстаивать свою точку зрения

7
Мой любимый праздник
1
развитие актерского мастерства для умения презентовать свои творческие проекты

8
Известные люди – тезки
1
развитие умения ориентироваться в потоке информации

9
Презентация проектов «Тайны моего имени»
1
развитие умения уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы

Моя семья – моё богатства / 7 ч/

1
Папа, мама, я – дружная семья
1
развитие образного мышления, умение давать полные ответы на вопросы; анализировать, делать выводы

2
Моя родословная. Сбор информации материалов по проекту «Моя семья»
1
развитие умений задавать вопросы, умение слушать

3
Профессия моих родителей
1
развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся выступать с презентацией перед аудиторией

4
Традиции моей семьи
1
развитие артистических способностей, умение выступать перед аудиторией

5
Мои права и обязанности в семье
1
развитие правового мировоззрения и нравственные представления, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, вести диалог

6
Пословицы о семье Самостоятельная работа в библиотеке
1
развитие самостоятельности у детей находить и выбирать необходимую информацию из разных источников и использовать её для выполнения проекта

7
Презентация проектов «Моя семья – моё богатство»
1
развитие коммуникативных качеств ребенка – свободное общение со взрослыми и детьми

Мои домашние питомцы /10 ч/

1
Мой ласковый и нежный зверь Зачем собаки хвост?
1
развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное)

2
Мой ласковый и нежный зверь
1
развитие умений определять причины, их возникновения; развитие умения сворачивать информацию в форме опорной схемы и таблицы

3
Мисс Кис-кис Все о кошках Для чего кошкам усы?
1
развитие умений выдвигать гипотезы

4
Мисс Кис-кис
1
развитие презентационных умений /уверенно себя держать во время выступления/

5
Конкурс загадок «Братья наши меньшие»
1
развитие навыков обмена мнениями, целостного осмысления и обобщения полученной информации

6
Почему домашние стали бездомными Опрос – интервью «Моё домашнее животное»
1
развитие умений организовывать взаимодействие в группе /распределять роли, договариваться друг с другом/

7
Фотогалерея Ролевая игра «Мастерская рекламного текста»
1
развитие умения высказываться просто и интересно, не забывая, что краткость сестра таланта

8
Взаимоотношения человека и животного Разработка правил ухода за животными
1
развитие умений устанавливать причино - следственные связи

9
Мой питомец самый лучший
Наблюдение за домашними животными Повадки
1
развитие умений обрабатывать результаты анкетных данных, подтверждать аргументы фактами, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения и изменять свою

10
Презентация проектов «Мой домашний друг»
1
развитие умения уверенно держать себя во время выступления

Папа, мама, я – здоровая семья /8 ч/

1
Здоровый образ жизни
1
развитие умений выдвигать идей и свои предположения

2
Здоровый образ жизни
1
развитие артистических умений

3
Вредные привычки
1
развитие умений отвечать аргументированно, высказывать свои идеи

4
Вредные привычки
1
развитие умений доказывать и защищать свои идеи, умения ориентироваться в потоке информации

5
Правильное питание
1
развитие умений устанавливать причинно - следственные связи, выдвигать гипотезу

6
Мы исследователи
1
развитие умений структурировать материал, обосновывать свои выводы

7
Презентация проектов «Здоровье в наших руках»
1
развивать умения во время защиты представлять результаты исследовательской деятельности, отстаивать свою точку зрения, доказывать правильность сделанных выводов

8
Семейный КВН «Мы экспериментаторы »
1
формировать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход для получения желаемого результата


Содержание программы
/всего 34 часа, по 1 часу в неделю/
1. Я. Тайны моего имени /9 ч/
Кто я? Какой я? Откуда ты имя? Мир моих увлечений. Мои любимые игры и игрушки. Я и другие. Я глазами других. Я и мои друзья. Мой любимый праздник. Известные люди – тезки. Посещение библиотеки.
Заключительный этап. Презентация проектов « Тайны моего имени».

2. Моя семья – моё богатство /7 ч/
Папа, мама, я – дружная семья. Моя родословная.
Профессия моих родителей. Традиции моей семьи.
Мои права и обязанности в семье. Пословицы о семье. Самостоятельная работа в библиотеке. Заключительный этап. Презентация проектов «Моя семья – моё богатство».

3. Мои домашние питомцы /10 ч/
Мой ласковый и нежный зверь. Зачем собаки хвост? Мисс Кис - кис. Все о кошках. Для чего кошкам усы? Конкурс загадок. «Братья наши меньшие». Почему домашние стали бездомными? Опрос – интервью «Моё домашнее животное». Фотогалерея. Ролевая игра «Мастерская рекламного текста». Взаимоотношение человека и животного. Разработка правил ухода за животными. Мой питомец самый лучший. Наблюдение за домашним животным. Повадки. Заключительный этап. Презентация проектов «Мой четвероногий друг».
4. Папа, мама, я - здоровая семья» /8 ч/
Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Правильное питание. Мы исследователи. Презентация проектов «Здоровье в наших руках». Заключительный этап. Семейный КВН «Мы экспериментаторы».

Список литературы:
Мымбаев А.К. Садвакасова З.М. инновационные методы обучения или как интересно преподавать
Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. – Народное образование - №3,2003г.
Груздева О.В. Опыт внедрения метода проектов в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года.
ИвочкинаТ.,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г.
Коломеец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года.
Крючкова И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации. Классный руководитель - №6, 2002г.








Root EntryОбъект 2Объект 315