Статья по географии Лекционно-семинарская система в в личностно ориентированном обучении на уроках географии.


СТАТЬЯ
Лекционно-семинарская система в личностно-ориентированном обучении на уроках географии
Т.П. Евтушенко (учитель географии МОУ СОШ № 99)
В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание
индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Хотелось бы обратить внимание на то, что, начав использовать в своей работе элементы личностно – ориентированного обучения на уроках географии, я в своей деятельности опираюсь на личность ребенка, его жизненный опыт, индивидуальность. Естественно, возникает проблема, как выявить индивидуальность и субъективный опыт каждого ребенка в образовательном процессе. Ведь личность ребёнка – главная ценность и основной объект заботы учителя. Рассматривая основные требования к личностно – ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечает, что его цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эти цель и средства организации личностно – ориентированного урока мною конкретизируются в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. И каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:
- не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
- максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;
- создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;
- организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
- заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.
Главной формой обучения является урок. Урок направлен на развитие личности, воспитание географической культуры. Реализовать сложные задачи по развитию личности школьника (наряду с другими условиями) позволяет лекционно-семинарская система обучения. Она имеет ряд существенных преимуществ: -осознанность школьниками процесса учения; - возможность активного включения в него; - планирования ими своей деятельности; - возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности; - широко использовать нетрадиционные формы обучения и т.д. Лекционно-семинарские занятия практикую в 9–10 классах, а отдельные его элементы в 6-8 классах. Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников начинаю готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников. Слушать лекцию – это значит понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала. Так, в 10 классе практикую уроки-лекции по темам «Взаимодействие общества и природы», «Численность населения Земли», «География промышленности», «Общая характеристика хозяйства Латинской Америки и другие. Умение красиво и грамотно говорить, аргументировать и отстаивать своё мнение необходимо в современном обществе. Развитию этого способствует семинар. Семинар – такая форма обучения, при которой источником информации являются сами ученики. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом решаем задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уровню познавательной активности школьников выделяют традиционные и проблемные материалы. На традиционном семинаре высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у тех детей, которые выступают с сообщениями и обсуждающих их, поэтому я отдаю предпочтение проблемным семинарам. Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Например: в 10-ом классе, рассматривая тему «Городское и сельское население», выношу на обсуждение следующие вопросы дискуссионного плана: 1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»? 2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов? 3. Урбанизация – благо или зло для планеты? 4. Как можно прокормить все увеличивающееся население Земли? 5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять? Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения, умение выслушать и понять друг друга. Уроки-диалоги – это занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах в отличие от семинаров, когда они известны за две-три недели. В ходе взаимодействия друг с другом школьники обсуждают диалогические ситуации. Приведу лишь некоторые из них: 1. Волгу образно называют Волгой-матушкой, великой рекой, главной улицей России. Её воспевают в песнях, с ней слагают стихи. Как вы считаете, почему у русского народа такая любовь к реке? 2. Широкие круги населения и некоторые специалисты считают, что положение Волги было бы иным, если бы не было водохранилищ, затопивших плодородные земли, замедляющих сток реки и плотин-тромбов, появившихся в её русле. Другая группа утверждает, что строительство ГЭС на Волге вызвано необходимостью решения многих задач. Волжско-Камский каскад дает 20% электроэнергии, производимой на ГЭС в России, обеспечивает водными ресурсами промышленные центры. На его долю приходится половина уловов рыбы внутренних водоёмов. Какую точку зрения и почему вы будете отстаивать? 3. Автор книги «От Твери до Астрахани» братья Богомоловы в 1862 году писали о том, что ныне кажется сказкой: «Вода Волги чиста, прозрачна и не имеет вкуса, мягка и сильно напитана воздухом. Если взболтать её в закупоренной бутылке, она пузырится, подобно вину». А вот что пишет наш современник Ф.Шипунов: «Самоочищаемость Волги… снизилась в десятки раз, и она стала на большом протяжении антисанитарным водоемом. В ней обнаружено более миллиона химических веществ, многие из которых токсичны. Донные и взвешенные наносы, поступающие с территории бассейна и ранее удобрявшие пойменные и заливные земли, на 90-95% задерживаются в водохранилищах и откладываются на их днищах, загрязняя воду и теряясь безвозмездно». Как решить проблему Волги? Какую роль в этой проблеме занимает экологическая культура человека? Технология личностно ориентированного подхода в обучении, рассчитанная на раскрытие потенциальных возможностей личности. Осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения. Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природе и социально-экономическом повседневном окружении подростка, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка. География является для подростка не только источником новых сведений о мире, не только инструментом познания части объективной деятельности, но и необходимым фактором его нормального психологического развития. В настоящее время проблемы творческого становления молодого поколения приобретают приоритетное значение, как для системы образования, так и для развития общества в целом, для исторической судьбы России в ближайшие десятилетия.