Статья на тему Познавательная активность на уроках математики

Из опыта работы учителя математики
Новопокровской средней школы
Шариповой Светланы Николаевны
Опыт обобщен по теме: Развитие познавательной и творческой активности учащихся
"Обучение – это ремесло,
использующее бесчисленное
количество маленьких трюков"
Д. Пойа

Школа – это своеобразный институт знаний, выходя из стен которого ученики должны владеть определёнными знаниями, умениями и навыками.
Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественного цикла, а так же развитие логического мышления при обучении гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого члена современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения.
Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся, а также развитие познавательной и творческой активности на уроках математики.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формулируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрия, математика вносит значительный вклад в эстетическое восприятие учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Математика существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Мне, как учителю, предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приёмов решения этих задач.
Разнообразные приемы, формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке способствуют развитию творческого мышления, развивают интерес к предмету, позволяют получать учащимся прочные знания. В моей практике познавательная деятельность развивается на всех этапах урока
Процесс обучения на уроке организую как процесс сотрудничества и творческого общения учителя и ученика.
Большое внимание уделяю началу урока, считая, что интересное начало урока позволяет с первых минут создать необходимые условия для успешной работы учащихся.
При закреплении материала провожу разнообразные виды самостоятельных и практических работ с учетом индивидуальных способностей учащихся.Интерес к обучению поддерживается включением в урок игр, ребусов, кроссвордов, математических шуток, занимательных элементов.
Применение новых приемов проверки знаний , умений и навыков позволяет также активизировать их умственную деятельность
( математические и графические диктанты, тематические тесты, выполнение рисунков с помощью графиков функций, применение разноуровневого раздаточного материала, применение перфокарт и т.д.). Итоговые уроки проверки знаний учащихся часто провожу в нетрадиционной форме( урок-зачет, урок мини-экзамен, урок-смотр знаний ит.д. ). Дифференцированные домашни
·е задания так же позволяют учащимся самостоятельно закрепить знания и сделать посильным их выполнение.
Применение игры - одна из эффективных форм активизации учебного процесса на уроке у учителя. Это и игровые моменты на уроке и полностью уроки, которые проходят в форме игры. (Урок-КВН, урок-аукцион, урок-путешествие, урок-ралли, урок-сказка, урок-суд и т.д.)
Широкое применение тестирования учащихся с 5-го класса позволяет хорошо подготовить их к проведению ЕНТ.
При подготовке к уроку и на уроках стараюсь применять полученные знания при решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учётом возрастных и индивидуально-типологических различий учащихся, социально психологических особенностей их коллективов и конкретных педагогических ситуаций.
Регулярно веду учебно-воспитательную работу, определяю уровень и глубину усвоения учащимися программного материала, прививаю им навыки самостоятельного пополнения знаний; пользуюсь прогрессивными приёмами руководства учебной, трудовой, общественной, спортивной и художественно-творческой деятельностью учащихся. Стараюсь использоват современную электронно-вычислительную технику.
Свои уроки стараюсь строить так, чтобы они способствовали развитию у учащихся логики мышления, интереса к изучению математических наук; прививаю им навыки анализа и решения задач различной сложности, выведение закономерностей общего и частного характера, организую индивидуальные занятия с учащимися.
Заставляю учащихся работать творчески, развивая математическую речь, воображение и мышление.
Интерес к предмету и более глубокие знания вырабатываются у учащихся во внеклассной работе. С учащимися за время своей работы проводила различные виды ролевых организационно-деятельных игр («Счастливый случай», «КВН», «Математическое казино» и т.д.), математические часы, математические недели, математические вечера.
Анализирую, обобщаю педагогический опыт; стараюсь систематически повышаю свою профессиональную квалификацию; применяю рациональные
приёмы поиска, отбора и использования информации
Инструментом для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника, являются занимательные задачи (задачи "на соображение", "на догадку", головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи). Их я успешно использую на уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления. Предлагая учащимся занимательные задачи, тем самым развиваю у них логическое мышление.
Главная заповедь учителя: «Учитель! Науки ученика!». Научить каждого-это не просто. Но нужно к этому стремиться. Я убеждена, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. А будить мысль ученика, побуждать к действию помогают индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера.
Для ученика необходимо создать на уроке условия максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся.