Познавательная активность членов детского объединения


Слайд 1: Активизация познавательной деятельности членов детского объединения «Мечта»
Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В ней ребята получают первый опыт решения возникших проблем, учатся жить и работать вместе с другими людьми, учатся познавать себя и окружающий мир.
Социальная активность детей воплощается в реальных действиях, поступках, в повседневном поведении. В школьном возрасте самостоятельная деятельность нуждается в определённой педагогической помощи, внимательной поддержке профессиональных педагогов. Среди разнообразных процессов, протекающих в детской среде, немаловажную роль играет детское общественное объединение или организация. Современные детские общественные организации выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Если в школе, как важнейшем социальном институте закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего поколения, то в детской организации подростки реализуют свой творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для формирования их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).
Деятельность детей должна развиваться в такой среде, психологический климат которой отражает законы нравственности общества, образа жизни. Такой средой является коллектив класса, школы. Вне коллектива и вне коллективной деятельности невозможно понять ученика, помочь ему осознать себя как личность. Детская организация - это мастерская, где воспитываются духовные богатства народной культуры, традиции и нравственность.
Самое высокое творчество – раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Помочь детям и подросткам разобраться в сложных реалиях сегодняшнего дня, стать интересными, независимыми в суждениях с собеседниками, научить их культуре общения, умению дискуссировать, влиять на людей и склонять их к своей точке зрения, может и должна детская организация.
Слайд 2: Ведущим фактором деятельности детского объединения является познавательная активность детей, HYPERLINK "http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-shkolnikov-v-detskih-obedineniyah" \l "ixzz3SgxmOLfa" реализация социально- значимых задач:
-выявление, формирование и развитие интересов, творческих способностей и наклонностей подростков;
-развитие познавательных интересов детей, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе, для поиска новых образовательных форм во внеурочной деятельности;
-формирование личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к окружающим, формирование отношений понимания, заботы о людях.
В условиях детского объединения происходит позитивное изменение познавательной активности учащихся, обусловленное индивидуальными особенностями, наличием установки на познание окружающего мира, познавательной потребности, мотивации, эмоциональным состоянием, самооценкой, уровнем притязания и др.Особенности детского объединения позволяют создать реальные педагогические условия для включения школьников в поисково-познавательную и коллективную творческую деятельность.
Слайд 3: -Психолого-педагогические условия развития познавательной активности детей в детских объединениях включают в себя:
• психологизацию образовательного процесса по развитию познавательной активности школьников в условиях детских объединений;
- организацию познавательной деятельности учащихся по типу исследовательской деятельности;
- программу Детского объединения как фактор развития познавательной активности школьников.
Слайд 4:Познавательная деятельность – особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Слайд 5:Одним из направлений деятельности детского объединения «Мечта» является интеллектуально-познавательная деятельность, которая включает в себя – обучение членов детского объединения на «Школе актива».
Слайд 6: Школа Актива направлена на организацию учебы активистов СДО «Наследники Акпарса» для развития творческого потенциала её членов.
Слайд 7: В 2014-2015 году члены ДО «Мечта» приняли участие в 4 Районных школах актива. В ноябре- обучались активисты детских объединений СДО «Наследники Акпарса».В команде от детского объединения обучались:
знаменосецы, барабанщики, члены редколлегии, игровики – затейник. Для обмена опытом игровики – затейники провели игры, в которые можно поиграть дома на досуге в семье.
Слайд 8: 13-14 декабря проходил Обучающий семинар по подготовке добровольцев , он организовался в рамках реализации республиканского проекта «Пора выбирать здоровье, свободу, успех!». Проект реализуется с октября 2013 года на территории Республики Марий Эл. Сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних и молодежи, обеспечение безопасности их жизнедеятельности входят в число важнейших задач проекта. В основу программы положена социокультурная модель первичной профилактики употребления психоактивных веществ.
Слайд 9: В январе сосоялась 3 РША «Наследники Акпарса», в которой участвовали 2 игровика – затейника, 2 участника обучающего семинара «Пора выбирать здоровье, свободу, успех!». Для обмена опытом по подготовке и проведению тренингов они должны были подготовить отчет в устной форме о проделанной работе по реализации республиканского проекта «Пора выбирать здоровье, свободу, успех!».,Слайд 10: 7 февраля- РША «Наследники земли Акпарса» - это обучающая программа для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ Горномарийского района Республики Марий Эл, посвящена 70-летию Великой Отечественной Войне, которая состояла из следующих последовательных этапов:
- первый этап - вводные лекции и мастер-классы;
- второй этап – выступления учащихся с презентацией по теме «Моё село в годы Великой Отечественной войны»;
- третий этап – игра по станциям на военную тематику.
. Слайд 11: Дети получают на занятиях актива большой заряд энергии, желание применять полученные знания и умения на практике, поучаствуют в тренингах и научатся проводить их сами. проводят в школе тренинги, различные спортивные игры. В январе- феврале месяце волонтёры отряда «Доброе сердце» провели тренинги «Жизненные ценности»- В классе-отряде «мОЛОДЁЖКА», «Путь к успеху» в классе- отряде «БЭМС», «Скажи наркотикам и курению нет» в классе- отряде «Новое поколение», «Да- Здоровому образу жизни» в отряде «Мы цари- народ простой».
Слайд 12: Барабанщики нашего детского объединения, которые ежегодно обучаются на районной школе актива и тренируются в школе, заняли II место в конкурсе барабанщиков в рамках палаточного лагеря активистов СДО «Наследники Акпарса» в 2014 году.
Слайд 13: Обучение актива детского объединения в « школе актива» так же способствует формированию лидерских качеств. Те члены детского объединения становятся лидерами среди своих сверстников, которые чаще всего принимают активное участие в жизни ДО «Мечта» и СДО «Наследники Акпарса», сами организовывают и проводят различные мероприятия, которые ведут за собой других,-умеют составлять план деятельности ДО на четверть,  -умеют организовать свой день и работу; - знают основы оформительского дела, могут оформить помещение к проводимому делу, празднику;
- знают правила судейства в спортивных состязаниях,  -умеют составлять сценарии праздников, дел, конкурсов;-могут разработать небольшой социальный проект; - умеют организовать для младших ребят занятие, праздник.
Они являются участниками конкурса «Молодой лидер». Еруханова Диана- молодой лидер- 2013года (3 место), Петруханова Татьяна -Скворцов Михаил- Молодые лидеры -2014(3 место)
Слайд 14: Познавательная активность членов детского объединения развивается в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность способствует повышению познавательного интереса членов детского объединения, способствует формированию умения общаться, слушать и слышать другого человека, уважать чужую точку зрения, доказывать своё мнение, развитию творческих способностей, воображения и мышления. В настоящее время исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования и воспитания.
Ежегодно члены детского объединения находят темы для поиска, пишут исследовательские работы и становятся инициаторами различных проектов. В рамках программы «Я хочу, я могу, я имею право» они принимают участие в конкурсе социальных проектов «Я - гражданин России
Члены ДО под моим руководством ведут исследовательскую работу по изучению боевого пути участников Великой Отечественной войны, жизни тружеников тыла, истории семей и т.д. Весь накопленный материал систематизируется, дети оформляют папки, создают компьютерные презентации, затем выступают перед учащимися школы, принимают участие на районных конкурсах, таких «Мой семейный архив» «Нет в России семьи такой- чтоб не памятен был свой герой». К 65-ой годовщине со Дня Победы с членами детского объединения мы подготовили проект «Война…Жесточе нету слова». Он включает в себя 3 раздела: «Детство, опалённое войной», «Трудовые будни тыла» и «Фронтовики».. Бычков Геннадий с исследовательской работой «Детство, опалённое войной»
Слайд 15: Вместе с членами детского объединения мы изучаем и постоянно систематизируем историю пионерской дружины имени В. П. Чкалова, которая просуществовала в нашей школе с середины 1930 ых по 1992годы. Данное исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране. Многие существующие сегодня детские и юношеские организации в своей основе опираются на пионерское движение. Еруханова Диана изучила историю пионерской организации страны, школы, как проходила жизнь по законам пионеров, какую роль играла пионерская организация в школьной жизни и приняла участие в конкурсе краеведческих исследовательских работ обучающихся - участников туристическо - краеведческого движения обучающихся РМЭ «Край родной марийский» по направлению «Пионер - значит первый». С этой работой на 14 Международном фестивале «Детство без границ» она заняла 3 место.
Слайд 16: В 2013 году ребята разработали и защитили проект .«Гармония и чудо в четырёх стенах». Цель проекта: озеленение уголка детского объединения с использованием комнатных растений, способствующих повышению экологической культуры школьников и оказывающих положительное психофизиологическое действие на учащихся и учителей. С этим проектом приняли участие в различных конкурсах. В конкурсе «Зелёный уголок» заняли 3 место в номинации «Лучший реализованный проект». На межшкольной конференции , посвящённой Году окружающей среды, заняли 1 место.
Слайд 17: В 2014 году активисты детского объединения «Мечта» в конкурсе социальных проектов «Я - гражданин России» защитили проект «Мы за здоровье! Долой сквернословие!» (3 место). В рамках акции «Раскрасим планету в зелёный цвет» Международного фестиваля «Детство без границ» заняли 2 место. С этой же работой приняли участие в заочном конкурсе добровольческих проектов «Технология добра», по результатам нас пригласили во ВДЦ «Смена».
Слайд 18: В 2014-2015учебном году члены детского объединения «Мечта» начали работу над долгосрочным проектом «Здоровье- это наш выбор» с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью через пропаганду здорового образа жизни в молодёжной среде, среди обучающихся нашей школы. Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, в том числе малоподвижное времяпровождение
Слайд 19: Познавательная деятельность членов детского объединения активизируется и реализуется через изучение природы своей малой родины средствами экологии, туризма и краеведения; - выработку у детей и молодежи навыков по использованию экологических знаний в повседневных делах, бережное отношение к окружающей среде и человеку. Летом 2014 года члены ДО «Мечта» приняли участие в республиканской акции «Любимому озеру - чистые берега», прочистили от мусора берега рек Волга и Сундырька. Было собрано и вывезено 25 мешков мусора, приготовлено и поставлено 9 аншлагов, среди которых: «Чистота спасёт мир!», «Любимой Сундырьке- чистые берега», «Любимой Волге- чистые берега» и т.д. Члены нашего детского объединения хотят продолжить свою работу и в этом году.
Так же хотелось бы сказать несколько слов о палаточном лагере активистов СДО «Наследники Акпарса». Этот палаточный лагерь проводится с целью привлечения внимания детей и взрослых к детским общественным организациям, активизации деятельности детских объединений;
пропаганды здорового образа жизни; сохранения традиции празднования Костра Дружбы с песнями под гитару, с играми и соревнованиями.
Слайд 20: Для развития познавательной активности членов детского объединения главным является создание творческой среды.
Развивающая игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей членов детского объединения, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствовании школьнозначимых психических и психофизических функций. И хотя игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, мощнейшим потенциалом оптимизации процесса образования школьников, но на сегодняшний день используется не весь потенциал возможностей развивающих игр.
Рассматривая вклад игры в познавательное развитие детей, современные ученые-педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новой информации, сколько «механизмом» перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень опыта ребенка. При условии правильной методической инструментовки игра является тем средством воздействия, которое побуждает у учеников усилие мысли, стимулирует их к познанию мира.
Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между взрослыми и детьми.
Вместе с членами ДО мы проводим различные игры. Это и «Весёлые старты», и «Безопасное колесо», и викторины, и игры по станциям, игры , посвящённые различным праздникам
При построении занятий- игр используются: 
-        принцип использования максимально разнообразного материала, относящегося к различным областям знаний и различным школьным предметам;
-        принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. (В процессе совместной деятельности взрослый помогает при выполнении заданий, контролирует и оценивает правильность их выполнения). Кроме того, создает положительную мотивацию, оказывает поддержку и стимулирует деятельность школьников);-        принцип совместной деятельности учащихся. Взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, соревнования облегчает решения познавательных и творческих задач.
Члены детского объединения должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности и т.д.
Слайд 21: Познавательная активность членов детского объединения «Мечта» реализуется через информационно- пропагандистское направление. Это направление работы детского объединения позволяет информировать общественность, учащихся школы и педагогический коллектив о своей работе через объявления, листовки, выпуск газеты «Белая ворона», а так же вести пропаганду здорового образа жизни через выпуск листовок, буклетов для учащихся школы и населения. Так же ребята пишут статьи в районную детскую газету «Йамды ли!»
Слайд 22: Значимым направлением деятельности членов детского объединения является волонтёрская деятельность. В нашем детском объединении ведёт свою работу волонтёрский отряд «Доброе сердце», задачами которого являются помощь пожилым людям, ветеранам и труженикам тыла ВОВ, ветеранам педагогического труда в рамках «Весенней и Осенней недели добра», поиск и сбор информации о ветеранах ВОВ и педагогического труда, тружениках тыла, участниках локальных войн и т.д.
Слайд 23: Работа членов детского объединения, их участие в различных конкурсах, фестивалях и мероприятиях оценивается и фиксируется Горномарийским Домом творчества. В конце учебного года подводятся итоги. Активизация познавательной деятельности членов детского объединения «Мечта» наблюдается в позитивной динамике по итогам экрана соревнований между детскими объединениями СДО «Наследники Акпарса». В 2011-2012 учебном году ДО заняло место, в 2012-2013 -2 место, и в 2013-2014 -1 место.
В конце своего выступления хотелось бы отметить, что детские объединения помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать такие социально-нравственные качества, как любовь к ближнему, ответственность перед близкими людьми, миролюбие.
Всем спасибо за внимание!