Пояснительная записка к календарно — тематическому планированию по ИЗО 4 класс УМК


Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству в 4 – Г классе
(УМК «Перспектива») Учитель: Гадзиян К.Р.
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
_ воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
_ развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типоло-гическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Нормативные акты и учебно-методические документы,
на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного курса « Изобразительного искусства » для 4 класса разработана на основе следующих нормативных актов:
-«Федерального Государственного стандарта начального общего образования», утвержденного приказом Министерства Образования РФ от 6.10.2009 №373;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
примерной программы по изобразительному искусству;
- авторской рабочей программы « Изобразительное искусство » Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, предметной линии учебников системы «Перспектива»;
-Образовательной программы МБОУ лицея № 20 Первомайского района города Ростова-на-Дону,
а также в соответствии с требованиями к планируемым результатам начального общего образования.
Рабочая программа учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова– М. : Просвещение, 2014.
2 Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова.Учебник. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 4 класс / М. : Просвещение, 2012-2014.
3. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова.Рабочая тетрадь. 4 класс. – М. : Просвещение, 2012-2014.
4.Т.Я. Шпикалова.Уроки изобразительного искусства 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/. – М. : Просвещение, 2010.
Место и роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы МБОУ лицея № 20 Первомайского района г. Ростова-на-Дону
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально- логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально- образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Содержание курса
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственно-сти и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: об-разы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж)
и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скуль-птуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, мо-
розные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА
(ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ).
КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции:
низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные
цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА.
О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, были-
нами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Планируемые результаты
изучения учебного курса «Изобразительное искусство », 4 класс
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умении договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности(рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Объем и сроки изучения курса «Изобразительное искусство»
в 4 классе в соответствии с учебным планом лицея № 20
Программа предусматривает согласно календарному учебному графику МБОУ лицея № 20 изучение курса за 34 часа (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Содержание курса «Изобразительное искусство» с указанием
планируемых результатов и системы оценки индивидуальных достижений обучающихся 4 - г класс
Наименование разделов учебной программы и характеристика содержательных линий Планируемые результаты изучения курса Система оценки
Базовый уровень (выпускник научится) Повышенный уровень (выпускник получит возможностьРаздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности» *различать виды художественной деятельности( рисунок, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности ;
*различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
*эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
*узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
* называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. *воспринимать произведения изобразительного
искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
* видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
*высказывать суждения о художественных произведениях. Творческие проекты,
Выставка работ,
Презентация работ
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?» *создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
*использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем;* различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
*создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно -прикладного искусства образ человека;
*использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
*передавать в собственной декоративно – творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России. * пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно -прикладного искусства;
*моделировать новые формы, различные формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
* выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Творческие проекты,
Выставка работ,
Презентация работ
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?» * осознавать главные темы искусства и отражать их собственной декоративно – творческой деятельности;
*передавать характер и намерения объекта в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта. *видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий , природы;
* понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира;
*изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. Творческие проекты,
Выставка работ,
Презентация работ
Календарно – тематическое планирование по изо 4 класс
№п/пДаты Тема урока, контрольных работ
1 Целый мир от красоты.
Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно
2 Древо жизни — символ мироздания.
Наброски и зарисовки: линия, штрих, пят-
но, светотень
3 Мой край родной.
Моя земля.
Пейзаж:
пространство, планы, цвет, свет
4 Цветущее дерево — символ жизни.
Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи
5 Птица — символ света, счастья и добра.
Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство
колорита
6 Конь — символ солнца, плодородия идобра.
Декоративная композиция: линия,силуэт с вариациями городецкихразживок7 Связь поколений в традициях Городца.
Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика
8 Знатна Русская земля мастерами италантами. Портрет: пропорции лица человека
9 9. Вольный ветер — дыхание земли.
Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет
10 Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий
11 Осенние метаморфозы.
Пейзаж: колорит, композиции
12 Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений.
Групповой портрет: пропорции лицачеловека, композиция
13 Двенадцать братьев друг за другомбродят...
Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт
14 Год не неделя — двенадцать месяцев
впереди.
Иллюстрация к сказке: композиция, цвет
15 Новогоднее настроение.
Колорит:гармоническое сочетание родственныхцветов
16 Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма,ритм, симметрия
17 Зимние фантазии.
Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия
18 Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционныйцентр, пространственные планы, ритм,
динамика
19 Ожившие вещи.
Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция
20 Выразительность формы предметов.
Декоративный натюрморт: условностьформы и цвета, чёрная линия, штрихив обобщении формы предмета
21 Русское поле. Бородино. Портрет.
Батальный жанр
22 «Недаром помнит вся Россия продень Бородина...»
Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит
23 Образ мира в народном костюме ивнешнем убранстве крестьянского дома.
Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика
24 Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция: цвет, линия,штрих
25 Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция: цвет, линия,штрих
26 Вода — живительная стихия. Проект
экологического плаката: композиция, линия, пятно
27 Повернись к мирозданию.
Проектэкологического плаката в технике коллажа
28-29 Русский мотив.
Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство
30 Всенародный праздник — День Победы.
Патриотическая тема в искусстве:
образы защитников Отечества
31 «Медаль за бой, за труд из одного
металла льют».
Медальерное искусство:
образы-символы
32-34 Орнаментальный образ в веках.
Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности