Моделирование — как средство активизации познавательной деятельности и развития самостоятельности детей 6-7 лет.

Лобанова О.М.
Инструктор по физической культуре

Моделирование – как средство активизации познавательной деятельности и развития самостоятельности детей 6 – 7 лет в рамках реализации образовательной области «Физическая культура»
В системе физического воспитания в дошкольных учреждениях традиционно сложились два пути обучения детей:
- механический – выполнение по подражанию;
- осознанный – включение самостоятельности и осознанности при движениях.
На наш взгляд, второе направление в обучении дошкольников наиболее продуктивен при выполнении физических упражнений.
Главная задача этого подхода активизация мыслительной деятельности ребенка, при которой формируются основы исследовательской деятельности и развивается самостоятельность при выполнении движений. В реальной практике можно выделить два уровня осуществления самостоятельной работы.
Первый уровень: интуитивно – неосознанный (ребенок манипулирует предметами, хаотично выполняет движения по собственному разумению).
Второй уровень: сознательно – рациональный, который характеризуется осознанием целей обучения, четким видением последовательности действий и результатов.
Одним из основных средств развития сознательно – рациональных действий является усвоение детьми алгоритмов выполнения движений. Действия эти или этапы можно разделить на ряд более простых, следующих друг за другом. Каждый этап четко показывается ребенку и обозначается знаком, для передачи на расстоянии, то что служит толчком к началу действия.
Ряд последовательных действий, показ на рисунке – схеме сигнал позволяют сделать акцент на показе действия, а не на его объяснении. С помощью опорного сигнала инструктор привлекает внимание детей и дает им возможность самостоятельно и многократно проделывать движения и формирует у них мышечную память, развивает самостоятельность.
В нашем дошкольном учреждении ведется исследовательская работа по использованию моделей в рамках реализации образовательной области «Физическая культура». Изготовляются карточки – модели, которые выглядят как различные графические элементы условных обозначений объектов и их действий. Такой подход позволяет увеличить не только двигательную активность детей, но и развивать у них самостоятельность при выполнении физических упражнений.
В процессе экспериментальной деятельности решались следующие задачи:
- учить детей считывать модели и выполнять последовательные действия
- активизировать зрительную память, наблюдательность, ориентацию в пространстве
- учить детей строить модели по собственному замыслу
- развивать самостоятельность при выполнении построений, перестроений, общеразвивающих упражнений, основных видов движений и проведении подвижных игр.
В результате экспериментальной деятельности были определены этапы работы, которые включают в себя:
Знакомство детей с карточками – моделями.
Коллективное составление моделей.
Работа с карточками по подгруппам.
Закрепление карточек – моделей.
Самостоятельное создание опорных сигналов.
Основными дидактическими принципами были:
- наглядность и доступность (схема с заданием)
- последовательность и систематичность (от простого к сложному)
- индивидуально – дифференцированный подход (группа детей делится по 8-10 человек)
Экспериментальная деятельность по использованию моделей осуществлялась по ступеням:
1.Колективное составление моделей.
Инструктор по физической культуре и воспитатель совместно детьми схематично изображали тот или иной вид движений. Поскольку схематические изображения в нашем ДОУ используется во многих видах деятельности, то перенос осуществить не составляло большого труда.
Из множества вариантов схем, предложенных детьми, выбирались наиболее удачные, универсальные. Схематический образ воспринимался и запоминался детьми быстрее и легче, чем его длительное объяснение.
2.Работа с карточками – моделями в совместной деятельности под контролем педагогов. Данная работа осуществлялась в основном инструктором по физической культуре по плану в рамках утвержденной образовательной деятельности. При этом инструктор уточняет качество выполнения движения и не тратит время на объяснения. Роль воспитателя сводилась не только к показу карточек, но и контролем за качеством выполнения упражнений детьми. Особую значимость приобретала образность в подвижных играх. Дети самостоятельно с помощью моделей выбирали героя игры, вживались в образ и от имени его действовали не только по правилам, но и с элементами творчества.
На этой ступени особое значение приобретал контроль за качеством выполнения движений самими детьми. Это не только критические замечания на действия товарищей, но и оценка и коррекция собственного выполнения движений.
3.самодеятельная (самостоятельная работа детей), на прогулках, в семье. Особое значение приобрели самостоятельные действия детей по рациональному расположению и использованию физкультурного оборудования. Это стало возможным в результате того, что ребенку заранее был известен алгоритм упражнений. Под руководством инструктора планировалась работа с карточками – схемами на прогулке, а воспитателем организовывалась самостоятельная деятельность детей по пройденному материалу. На родительских собраниях и конференциях велась разъяснительная консультативная работа по применению карточек – моделей при составлении комплексов утренней гимнастики в домашних условиях.
В качестве методических рекомендаций можно выделить следующее:
- необходимо поддерживать положительно эмоциональный настрой и интерес во время занятий за счет новизны упражнений, и их вариативности.
- продумать систему работ, ведущих к постепенному усложнению заданий.
- предусмотреть название упражнений, смену исходных положений и способов показа карточек (модели вывешиваются на доске, или показываются инструктором, воспитателем и детьми).
- планировать работу с учетом уровня развития двигательной активности детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря моделям ребенок не только осмысленно выполняет упражнения на протяжении всего занятия, развивает зрительную память, но и формирует в себе такое необходимое качество, как самостоятельность и осознанность в выполнении физических упражнений. Дети самостоятельно с помощью моделей организуют свою деятельность в группе вне занятий. Нами также замечено, что опорные сигналы позволяют увеличивать двигательную активность детей, заметно повышает интерес к занятиям и формирует произвольные процессы у детей 6-7 лет.