Урок окружающего мира «Ты и твои друзья»

Тема: Ты и твои друзья.
Цели деятельности учителя: способствовать формированию представления о различных средствах и способах коммуникации; содействовать развитию умения уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова; способствовать воспитанию общей культуры поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют объяснять мир: объяснять, как люди помогают друг другу жить; умеют определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения в быту (правила общения).
Личностные: самостоятельно определяют и высказывают самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей: в предложенных ситуациях отмечают конкретные поступки, которые можно оценивать как хорошие или плохие).
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебнике; логические – перерабатывают полученную информацию; осуществляют анализ ситуаций.
Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Оборудование: песня «Настоящий друг», пословицы, таблица детям, цв. карандаши, правила дружбы(прямоуг.), сундук, слова к игре «Это я», маски.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. (Дети стоя слушают стихотворение)
Мы приветствуем гостей Дорогих учителей, Всех знакомых, незнакомых, И серьёзных, и весёлых. Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали Хорошо ли мы умеем И читать, и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. А теперь – начнём урок. Садитесь.
Введение в тему урока. (Звучит песня «Настоящий друг»)
- Вы прослушали фрагмент песни.
- Кто знает, как она называется?
- Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
- Да мы действительно будем говорить о дружбе и друзьях, о том, кто такой друг, каких друзей можно назвать настоящими, умеете ли вы быть друзьями. Тема?
- Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно?
- Как вы понимаете?
Дружба взаимоотношения между людьми, где есть доверие, искренность, взаимная симпатия, общие интересы и увлечения.

- Ребята! Умеют дружить не только люди, но и животные и даже сказочные герои.
Викторина «Кто с кем дружит?» - Вспомните, кто с кем дружит, кто кому нужен? (презентация «Сказочные герои») 1. Зелёный крокодил Гена и (Чебурашка) 2.Смешной мишка Винни-Пух и (Пятачок, Тигра) 3. Мальчик по имени Малыш и (Карлсон) 4. Доверчивый Буратино и (Мальвина, Пьеро) 5. Лунтик и (Кузя, пчелёнок, Майя )
6. Добрая Белоснежка и (семь гномов)
7. Забавный бурундук Чип и (Дейл)
8.Львёнок и . (Черепашка)
9. Крошка Енот и (Обезьянка)

- Какое прекрасное слово – "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем.
(На доске слова: друг, приятель, товарищ. )
– Прочитайте слова. Все ли эти слова обозначают одно и тоже? Да, они близки по смыслу. А чем они отличаются друг от друга?
Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
Приятель – знакомый, который к тебе хорошо относится. (Старинный мой приятель, н-р я)
Товарищ – человек, близкий тебе по взглядам, деятельности, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.
Проблема: - А каждого ли приятеля или товарища можно назвать другом? Сложно найти себе верного друга, тем более настоящего. Сегодня мы попытаемся разобраться, кто же такой настоящий друг? Как правильно дружить и что делать, чтобы друга никогда не потерять.
- А помогут нам в этом Крокодил Гена, Чебурашка и другие герои этого мультфильма.
- Ребята, а что строили эти герои . (Дом Дружбы)
- Вот и мы попробуем вместе построить дом Дружбы. Прежде, чем возводить стены, мы уложим крепкий фундамент, на котором будет стоять наш Дом Дружбы.
Задание 1.
У многих из вас уже есть друзья. Расскажите о своём друге? Как его зовут? За что вы его любите? Почему вы считаете его своим другом? Когда он вёл себя как настоящий друг? Чем помог, защитил, поделился, порадовал тебя?
- Да, счастлив тот, кто имеет друга. А кто из вас сделал другу, что-нибудь хорошее?
Откройте учебник на с.76. Внимательно рассмотрите картинки. Давайте выберем совет, который подходит вам и вашим друзьям. (СЛАЙДЫ)
- Превосходно. Вы замечательно справились с заданием. У нас получился очень крепкий фундамент.
Физминутка Ты дрозд и я дрозд (показывают) У тебя нос и у меня нос. У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие, У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие. Мы два друга. Мы любим друг друга (обнимаются).
Задание 2.
Продолжаем строить дом. Сейчас мы будем возводить стены.
Игра “Собрать половинки”.
- Вам предстоит вспомнить известные пословицы о дружбе.
Я буду читать начало, а вам надо будет продолжить. (Заполняем таблицу)
Старый друг. (лучше новых двух).
Один за всех, (все – за одного).
Не имей сто рублей (а имей сто друзей).
Человек без друзей (что дерево без корней).
- Почему так говорят?
- Какие красивые и прочные стены выстроили мы. Молодцы.
Задание 3.
- Фундамент возвели. Стены выстроили. Что же нам сейчас предстоит сделать?
- Правильно крышу, чтобы никакой дождь нам не смог бы помешать .
Выполнение задания 1 на с. 33 рабочей тетради.
Учитель. Рассмотрите портреты ребят, выражающие их различное настроение.
Вот лица разные друзей.
Выбери друга себе поскорей.
С кем бы ты хотел дружить?
Свой выбор прошу объяснить!
(Учащиеся, как правило, выбирают себе в друзья портреты с доброжелательными и оптимистическими выражениями лиц, поэтому необходимо продолжить обсуждение.)
- Почему вы не выбрали плачущего мальчик, обиженного, угрюмого, злого?(Ответы)
А может случиться такое, что если вы выберите кого-то из ребят, ваша дружба поможет им стать другими – добрым, радостным, приветливым.

-С чего начинается дружба? (С улыбки, знакомства)
- Покажите как вы здороваетесь с другом, со старшим по возрасту, с младшими.
- А зачем люди вообще здороваются? Текст (Дети повторяют обычаи- движения)
Как люди здороваются. Русские обнимаются и трижды целуются в обе щёки. Китайцы кланяются друг другу, во многих странах касаются друг друга лбами. Калмыки, встречаясь с особенно близкими друзьями, трутся носами. Таджики, адыги и айны здороваются двумя руками. А вот у японцев до недавнего времени протягивать руку считалось не очень вежливым... В России, как и во многих других странах, принято здороваться за руку. Старший первым протягивает руку младшему, а девочка – мальчику. Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой. Из двух людей одного возраста и положения первым здоровается тот, кто лучше воспитан. Если твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе. Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься (продавца в булочной, почтальона, жильца из соседней квартиры, учителя, который преподает в другом классе), даже если ты с ним незнаком, обязательно.
Запомните эти правила приветствия.
По-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И все-таки общее тут есть. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Задание 4.
- Наш домик готов. А теперь посадим возле домика клумбу цветов. Они вырастут, если мы
обсудим такие ситуации: “Как бы я поступил?”. 1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. 2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
- Домик Дружбы мы выстроили. А что же надо делать, чтобы он никогда не разрушился? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите сценку. Мини-спектакль «Подружки». (Девочки Анжелы)
Девочки не могут поделить игрушку, отбирают друг у друга мишку с криками: «Отдай!», «Не дам, это мой!» Далее инсценируется стихотворение «Подружки» А. Кузнецова.
1-я девочка. Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
2-я девочка. Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
1-я девочка. Я ее не обижала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
2-я девочка. Я пойду и помирюсь.
1-я девочка. Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай.
2-я девочка. Я скажу: «Играть давай!»
Учитель. Кто из девочек умеет общаться? Среди вас есть такие подружки? О каком общении можно судить по этой ситуации? Девочки нашли правильный выход, как вы думаете?
Задание 5. – Учитель: Чтобы Доме Дружбы было всегда весело и уютно давайте (проговорим) правила дружбы. Учитель: Что же у нас получилось? (Дети проговаривают я цветные прямоугольники складываю в сундук)
Чаще улыбайся
Умей выслушать своего друга
Называй друга по имени
Совершив ошибку, признай и исправь её.
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным - Эти правила будет оберегать дерево мира и согласия, которое мы высаживаем в нашем дворе.
- Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги». После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами поиграть.
Игра «Это я»
(Учащиеся читают стихотворение «Дружба» - по ролям в масках. Коля, Ратмир, Анна) Давайте подведем итог нашего урока.
– Что такое дружба?– спросила я у птицы. – Это когда коршун летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: – Что такое дружба? – Это когда зайцу лисы бояться не нужно. А после спросила у девочки: – Дружба – что такое? – Это что-то огромное, радостное, большое. Это когда ребята все сразу, все вместе играют. Это когда мальчишки девчонок не обижают. - Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
(Читаю стих. На слайдах картина)
Если б капли не дружили, Как тогда бы лужи жили? Как бы реки потекли? Где бы плыли корабли? Если б ноты не дружили, Как бы песню мы сложили? Как бы птицам распевать? Как бы солнышку вставать? Если б люди не дружили, Как бы мы на свете жили? Ведь без дружбы с давних лет Ничего на свете нет! - Дружба, друзья помогают во всем, любую невзгоду преодолеют. Я желаю вам всегда оставаться дружными и веселыми, дорожить своими друзьями.
Итог. Рефлексия.
– С каким человеком приятнее общаться и дружить?
– Что нужно делать для того, чтобы ты был окружён хорошими людьми?
– Трудно ли это?
– Какой вывод можете сделать?
– Прочитайте вывод на с. 79. Совпали ли наши мысли с мыслями автора учебника?
Всё ли мы сказали о дружбе людей?
– Давайте поговорим об этом и на следующем уроке.

– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметьте своё настроение в дневнике.










15