Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования


Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Ильина Ирина Захаровна,
Воспитатель;
Мамаева Людмила Борисовна,
Воспитатель.
МБДОУ «Детский сад «Машенька», город Абакан, Республика Хакасия
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
М.А.СухомлинскийПроблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как является индивидуально – психологической характеристикой человека, отражает очень сложное взаимодействие психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, оказывая сильное влияние на его развитие.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно – исследовательской деятельности у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду в том, что в процессе экспериментирования:
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется мыслительные процессы;
- развивается речь ребенка;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческий способностей, формируется трудовые навыки;
- укрепляется здоровье, за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами .
Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий , специально организованных опытов и экспериментов , а так же в игровой деятельности . Для этого мы создаём не обходимые условия процессе исследований постоянно поощряем и тактично направляем деятельность детей .
В группе создана предметна – развивающая среда . Использование представленного материала , способствует эффективному развитию мыслительной деятельностью , обогащает чувства ребёнка , расширяет его интерес и интеллект , развивает самостоятельность .
В предметное окружение используем оборудование , приборы , не обходимым для постановки опытов .
В группе есть уголок для опытов мини-лабораторий . Предметная среда доступна для самостоятельной деятельности (игры с водой , с песком , камешки для опытнических операций ).
Свои опыты мы проводим так :
1)Предварительная работа ( знакомим с объектами );
2)Выбор объекта оборудование , материалов для экспериментирования ;
3)Создание у детей мотивации к участию экспериментированию;
4)Постановка цели , задачи опыта ;
5)Анализ состояния объекта , определение проблемы ;
6)Обсуждение вероятности прогноза ;7)Инструктаж по технике безопасности ;8)Организация опыта (экспериментов);
9)Распределение обязанностей между детьми ;10)Слежение за результатами протекания опыта;
11)Завершение опыта (эксперимента);
12)Оформление дидактических материалов ( схемы, таблицы , графиков , рисунков);
В процессе познавательной деятельности ребёнок способен к более длительному и устойчивому вниманию , волевому усилию , появлению самостоятельностью . Ребёнок легче и прочнее усваивает материал тогда,
Когда сами добывают знания , следит за изменениями , делает выбор .
Эти качества определяют их требования , предъявляемыми современной начальной школой к готовности ребёнка к обучению. Важной стороной подготовки ребёнка к школе становится воспитанием у него внутренней потребности в знаниях , которая проявляется в познавательном интересе .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бондаренко экологическая занятие с детьми 6-7лет , практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, 2006.
Николаева С Н . Теория и методика экологического образования детей : уч. Пособие для студ., высш., пед., учеб. заведений – М.: Издательство центр “Академия “ . 2002
Рыжова Л.В Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное воспитание . – 2009
Рыжова Л.В Выбор форм организации занятий как одно из условий успешного обучения // Дополнительное образование и воспитание .- 2011
Золотова Е.Н , Храмова Н.Ю. “Мы- исследователи” для подготовительной группы 6-7 лет -2013.