Психологический тренинг Развитие коммуникативного взаимодействия педагогов и воспитанников школы – интернат


Тренинг направленный на развитие коммуникативного взаимодействия педагогов и воспитанников школы – интерната
Упражнение “Мой стиль ”
Группа участников садится в круг и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе. Приветствие может выражаться словами: “Здравствуйте, друзья!” Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица. После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию.
В данном упражнение группа работает на каждого участника, реализуя для него обратную связь в процессе поиска собственного индивидуального стиля деятельности.Постановка целей и задач, принятие правил.
Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаем в процессе общения придерживаться таких правил:
правило поднятой руки;
быть активным;
придерживаться временных рамок;
право ведущего;
правило обратной связи.
Психогимнастическое упражнение.
Все участники сидят в кругу.
“Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю “четыре”, то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу “спасибо”. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь, на действия друг друга”.
Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, а в середине 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении тренер может задать несколько вопросов: “Что помогало нам справиться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?”, “На что вы ориентировались, когда принимали решение встать?”, “Какая у вас была тактика?”.
Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других людей.
Упражнение Ха-ха-ха
Первый играющий бьёт по ладоням второго и говорит: «Ха», второй: «Ха-ха» и т.д. Игра начинается заново, если кто-нибудь засмеется.
Упражнение “Крокодил”.
Цель: формирование групп.
Посчитайте, сколько в группе людей, назовите это число группе и объясните задание: Сейчас вы будете свободно ходить, просто ходить под музыку и смотреть друг на друга. Можете танцевать, развлекаться и вообще делать что хотите, однако в любой момент могу свистнуть и сказать: “В группы по пять!” – или по три, или по семь. Так вот – вам надо оказаться именно в такой группе. Пожалуйста, постарайтесь не остаться вне заданной группы. И если в группе должно быть шесть человек, а у вас пять или семь – вы с заданием не справились. Внимание, ходим!
Все ходят, затем ведущий дает свисток, мгновенные перемещения, народ так или иначе формирует группы, и так несколько раз. Заканчивается все тем, что ведущий называет цифру, равную численности группы, поделенной на три, и пару мгновений спустя, то есть исключительно бодро, группа делится ровно на три части.
Упражнение «Гусеница»
Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
Упражнение «Ноги в руки»
Группа становится в линию. Каждый кладет одну руку на плечо, стоящего впереди и поднимает одну ногу. Второй рукой, задние подхватывают ногу передних. Задача – попрыгать без разрыва определенное расстояние.
Упражнение «Переправа через реку»
Участники делятся на команды. На полу отмечается участок 3-5 м — это река. Вся команда должна переправиться с одного берега на другой. При этом у них есть возможность сделать всего пять касаний «реки» (пять на всю команду). Одновременное касание двумя ногами или руками (например, в прыжке) считается за одно касание. Чем сплочённее, сообразительнее, организованнее и подвижнее команда, тем быстрее они все сделают. На самом деле, перейти можно всего в три (или даже в два) касания.
Упражнение «Кораблекрушение»
Инструкция: «За особые успехи мы получили бонус в виде кругосветного путешествия. Мы сели на прекрасный корабль и плывём по Средиземному морю, но никто не обратил внимание на то, что это «Титаник». Катастрофа. Но не всё потерянно, у вас есть плот, на котором вам необходимо продержаться до прилёта вертолёта со спасателями. (каждая команда получает коврик)». Далее игра состоит из трёх шагов.
Шаг 1. Группам необходимо договорится и как-то уместиться на своих «плотах», продержавшись не менее одной минуты. Обязательное условие: ноги участников команды не должны касаться пола (земли). Время на договорённость и построение не ограниченно. Если задание выполнено – переходим к шагу 2.
Шаг 2. «Уже темнеет, да и море разбушевалось. Поэтому, чтобы вас нашёл вертолёт, важно не потеряться в темноте. Ваша задача: уместиться на своих плотах, соединить их (с помощью рук, ног, одежды) и в такой связке продержаться минуту».
Шаг 3. «Море разбушевалось, поэтому плоты начинают постепенно разваливаться. У команды остаётся меньше ковриков. Необходимо уместиться на них, сохраняя тактильный контакт с другими подгруппами, и продержаться в течении одной минуты».Вопросы для обсуждения:
что чувствовали в ходе выполнения условий игры;
что помогало, что мешало справиться с заданием;
как можно улучшить взаимодействие в команде в следующий раз;
какими умениями овладели в ходе игры.
Упражнение «Неожиданные картинки»
Цели: "Неожиданные картинки" — пример прекрасной коллективной работы. Во время этой игры участники имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.
Материалы: Каждому участнику нужны бумага и фломастеры.
Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)
По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.
Дайте участникам возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.
Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, участники начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый участник получает ту картинку, которую он начал рисовать.
Анализ упражнения:
— Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?
— Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?
— Какой рисунок тебе нравится больше всего?
— Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?
Упражнение «Жизненное пространство»
Вам потребуется чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.
Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.
Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.
Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.
Ответьте на вопросы и запишите ответы:
Красочная ли получилась картина?
На что Вы в основном тратите свое время?
Все ли Вас устраивает в этой схеме?
Что бы Вы хотели изменить?
Теперь возьмите новый чистый лист и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу».
Дайте волю своей фантазии, и не важно, что «.... в моей жизни этому не быть никогда».
Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.
10. Упражнение “Подарок”
Участники тренинга встают в круг, и психолог предлагает каждому участнику подарить следующему участнику подарок, передавая мячик, но подарок должен быть эмоционально окрашен, например: “Ольга Ивановна я дарю вам доброту, потому, что мы с вами добрые люди, а Ольга Ивановна говорит я согласна или не согласна и дарит следующему участнику подарок в виде эмоции, пожелания…”