Занятие внеурочной деятельности «Осенние месяцы», рисование солью.


Учитель начальных классов I квалификационной категории
Фисенко Диана Васильевна
Занятие внеурочной деятельности
«Осенние месяцы», рисование солью.
Цели: обобщать знания детей об осени, как времени года; развивать речевые  умения, пополнить словарный запас новыми словами и словосочетаниями, воспитывать любовь к родному краю, его природе, бережное отношение к ней, развивать творческие способности, память, внимание, мышление.
Оборудование: карточки-шаблоны с изображением рябины, кленового листа, снежинки; Силуэты дерева – 3 шт; гуашь, соль, кисти, вода.
Ход занятия: 
I Орг. момент.
- Начну я наше занятие со сказки. Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и его четыре дочери - Зима, Весна, Лето и Осень. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Какая из дочерей господствует сейчас у нас?
II Постановка цели занятия.Осень — прекрасная пора, которая радует нас яркой окраской, многообразием плодов.- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?
- А теперь вернёмся к нашей сказке. Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть. Осень шагает по земле косыми дождями и несет с собой полную корзину урожая.  
- Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, разноцветной листвой, богатая урожаем. Как она называется? (ранняя осень).
- Вспомним, что мы наблюдали ранней осенью? Погода теплая, листья на деревьях меняют свою окраску и опадают, с каждым днем становится все холоднее, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
- Все эти явления мы наблюдали в сентябре и начале октября
- Пышно убранная и нарядная, она сменяется другой — серой, невидной, в лоскутьях опадающей листвы, грустной, с караванами птиц, улетающих на юг, — словом, превращается в ту осень, которая зовется у нас в России… (поздняя осень)
- Именно сейчас у нас на дворе поздняя осень.
- Какие изменения мы наблюдаем поздней осенью? Дни короче, ночи длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко. Листья все облетели и почернели, только сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
- Эти явления в природе мы наблюдали в конце октября и в ноябре.
Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы вы знаете? Какой первый месяц осени приходит к нам в гости?
III Этапы занятия.
- Каждый осенний месяц богат своими красками, звуками, народными приметами.
Сентябрь совмещает лето и осень. Этот месяц строг, но справедлив. Оранжевеют осинки. Полыхают холодным пожаром березовые рощи, горят костры рябин. Осыпается лист, стелются желтые дорожки. В древности сентябрь называли: ЖОВТЕНЬ - за желтый цвет листвы, ХМУРЕНЬ - за частое ненастье, РЯБИННИКОМ - созревала рябина.
- Ребята, посмотрите на свои шаблоны и скажите, какая из групп символизирует сентябрь?
Сентябрь
Вот красная рябина,
Вот желтые опята,
И в сентябре корзина
Полным-полна, ребята!
В. Берестов

Багрянец и золото листвы - признаки октября. Уже просвечивается насквозь лес, редеют вершины. Солнце и холод ожигают, ветер срывает листву. По народному календарю октябрь называется ГРЯЗНИК - ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок, постой!
Осенние листья желты и красны
Прощаемся с лесом до новой весны!
А. Плещеев
Ноябрь - суровый и хмурый месяц. Наши предки называли его по-разному: СТУДЕНЬ, ЛИСТОГНОЙ, ПОЛУЗИМНИК, предзимье или ворота зимы
Коротки тусклые дни поздней осени. Света белого мало. Поздно рассветает, рано смеркается. Первые зазимки. Снег вперемешку с грязью. Съежились продрогшие поля, поседел луг. Уже с вечера морозец покрывает молодым ледком лужицы, обметывает по краям бережок. Стынет речка. Скоро расстелется снеговая перина - хранительница тепла.
Ноябрь – последний месяц осени… становится холодно, как зимой. Он соединяет осень с зимой. «Ноябрь, - говорит народная пословица, - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка».
Две осени
Уходит осень золотая,
На смену ей идет другая:
Серебряная осень.
С грустным шумом сосен,
С черными тропинками,
С голыми осинками,
С первыми снежинками,
С ночным холодком
Да с хрустящим ледком.
- Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение.
- Ребята, как вы думаете, почему осень последнее время грустит и все время плачет? Наверное, дело в том, что скоро зима. Ей пора уходить. Может быть, она не хочет расставаться с нами? Давайте постараемся ее ободрить, сделаем ей подарок на прощание.
IV Творческая деятельность. - Каждому месяцу мы подарим украшение, украсим деревья, соответствующими нарядами.
- Посмотрите на свои рабочие места и догадайтесь, с каким материалом будем сегодня работать?
- А сейчас предлагаю вам подготовить наши ручки к работе, гимнастику для пальчиков.
  Осень, осень,                                       трем ладошки друг о друга
  Приходи!                                             зажимаем кулаки по очереди
  Осень, осень,                                       трем ладошки друг о друга
  Погляди!                                              ладони на щеки
  Листья желтые кружатся,                  плавное движение ладонями
  Тихо на землю ложатся.                     ладони гладят по коленям
   Солнце нас уже не греет,                  сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
   Ветер дует все сильнее,                     синхронно наклоняем руки в разные стороны
   К югу полетели птицы,                      «птица» из двух скрещенных рук
   Дождик к нам в окно стучится.         барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони
   Шапки, куртки надеваем                    имитируем
   И ботинки обуваем                             топаем ногами
   Знаем месяцы:                                     ладони стучат по коленям
   Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.       кулак, ребро, ладонь
- Смочив губку в воде, намачиваем лист бумаги, и наносим краску различных цветов (краски набирать на кисть достаточно, т. к. цвет потом потускнеет от соли). Посыпаем лист солью. Соль – придаст рисунку нужную фактуру (соль впитывает краску).
Теперь необходимо чтоб ваша работа немного подсохла. Последним этапом будет прорисовка контуров. Для этого можно использовать черный маркер или черный фломастер. Осталось стряхнуть лишнюю соль. Ваш рисунок готов.
V Рефлексия.
- Мы с вами говорили, что есть два вида осени, ясная, солнечная и яркая, - это состояние природы символизирует солнышко. А есть осень пасмурная, сырая и серая – это тучка. Перед вами 2 изображения солнышка и тучки, раскрасьте ту картинку, которая показывает ваше настроение сейчас.