Конспект урока по риторике и психологии «Мимика и жесты. Эмоции»


Интегрированный урок «Риторика и Психология»
Тема “Мимика и жесты. Эмоции”.
Цели:
познакомить обучающихся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников;
развивать мышление, умение выразить свои мысли с помощью мимики и жестов; расширять кругозор;
воспитывать уважение к окружающим тебя людям, умение понимать себя и других путём невербальной коммуникации.
Планируемые результаты:
Предметные: обучаемый научится
правильно использовать в своей речи мимику и жесты;
развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;
расширить понятийную базу.
Метапредметные:
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
познавательные:
выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;
коммуникативные:
задавать вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
личностные:
сформированность социальных мотивов –стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность,быть полезным обществу;
воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Мне очень приятно Вас видеть! Добрый день!
Ребята, вы любите сказки? А сказки про путешествия в разные сказочные страны.
А хотите мы отправимся с вами интересное путешествие. Для того чтобы путешествие совершилось, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть поудобнее, закрыть глаза, представить то о чём вы услышите и не открывать до тех пор, пока не зазвучит волшебный колокольчик.
И так… реснички опускаются,Глазки закрываются.Мы в волшебную страну с вами отправляемся…
Вот и лёгкий ветерокНаших щёк касается,Солнышко лучистое всем нам улыбается.Здесь нам дышится легко,Ровно, ровно, глубоко.Вот поляна перед намиС необычными цветами…Здесь и бабочки кружатся,На цветы они садятся .Вот и ветер, наш дружокВсем принёс он холодок.Колокольчик он задел, Колокольчик зазвенел (звенит колокольчик)
Речевая гимнастика. - Идём мы чистым полем, любуемся его красотой. В поле гуляет лёгкий ветерок.(Дети произносят тихо ввв…)Ветер усиливается, и вот гудит сильный ветер.(Дети усиливает громкость произношения ввв…)Ветер затихает, всё тише, тише и затих.(Дети тише произносят ввв…и замолкают).Прислушайтесь, кто это жужжит над цветами? (Пчёлы, жужжат дети). А вот бедняжка муха попала в паутину, совсем уж выбилась из сил и еле слышно звенит (дети ззз… тихо). Мы освободим муху, вот она и на воле. В благодарность она громко запела (дети громко ззз…).А вот сказочный лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! В таком лесу очень слышно эхо.
Давайте поиграемИ мы в лесное эхо.Все мы звуки повторяемЧисто без помеха!Са-са-са – здесь в лесу живёт лисаЫсь-ысь-ысь – где-то близко бродит рысь.Жи-жи-жи – в ёлках прячутся ежи.Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
2.Актуализация знаний
Ребята, а как вы думаете, обитатели леса между собой общаются?
- Каким образом?
- А как общаемся мы, люди? (с помощью устной речи) А как ещё могут общаться люди? С помощью чего? ( используют жесты, мимика) Какие жесты вы знаете? (показывают дети, добавляет учитель) А кроме жеста, как ещё вы можете выразить своё настроение, свои желания? (покажите что вам весело, грустно, удивлены? Вы наверно уже догадались о чём пойдёт у нас разговор (жесты (на доске тема) и мимика
А вам хотелось бы про это узнать? (задачи урока)
А чему бы вы хотели научиться в ходе нашего урока? (научимся общаться с помощью мимики, жестов и поз)
3. Изучение нового материала.
Ребята, давайте закроем глаза и продолжим свое путешествие в мир мимики и жестов.
Музыка волшебная
Мы с вами в изумительной стране Трямляндии. Жители этой страны любят общаться без слов, с помощью мимики, жестов. Попробуем? Я буду читать стихотворение, а вы будете изображать.
Физминутка.
Трям! Все жители проснулись,
Потянулись, улыбнулись
Побежали быстро в ванну,
Зубы чистить неустанно.
Причесались аккуратно,
Приоделись все опрятно,
Пуговицы застегнули,
Уголки все отогнули.
Стол накрыли не спеша,
Съели кашу. Хороша!
Промокнули рот салфеткой,
Отмахнули муху веткой.
Вымыли свою посуду.
Чисто вытерли повсюду.
А потом пошли гулять,
Чтоб скорее всё узнать
(Е. Алябьева)
Вы сейчас изображали поведение жителей страны Трямляндии используя мимику и жесты, а что такое мимика и что такое жест? Мимика- это (продолжи предложение) (жест- это Работа в парах
Найти в ИНТЕРНЕТЕ, в словарях понятие мимика (на бумажке выбор понятия)
4. Закрепление изученного материала.
В стране Трямляндии есть школа и ребята просят оказать им помощь. Им предложили задание прочитать два текста и определить в каком из отрывков герои общаются с помощью мимики, а в каком с помощью жестов? Поможем? Откроем учебник на с.41 у.52. и у.53 Приступаем к выполнению задания. Во время работы вы можете использовать карандаш.
Работа с видеофрагментом
Посмотрите и скажите какой из фрагментов вам понравился больше и почему?
А что будет если мимика и жесты пропадут из нашей жизни. Как вы думаете, какая тогда речь бы стала? (монотонной, однообразной, неинтересной)
Значит для чего нам нужны Жесты и мимика?
Конечно, ребята вы абсолютно правы. Мимика и жесты делают нашу речь более эмоциональной, понятной и интересной.
Ребята, можно ли с помощью мимики и жестов передать свои чувства. Какие вы знаете чувства. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в различных эмоциональных состояниях
Работа с нетбуками (Составить сказку по картинкам. Какая это сказка. Как менялось настроение героев сказки, почему оно становилось другим)Работа в группах. Творческое задание «Палитра чувств»
Задание: Составьте коллаж из предложенных картинок на тему РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, СТРАХ. Представить у доски результат работы группы.
Алгоритм работы.
Рассмотрите картинки.
Найдите те картинки, где изображены герои испытывающие чувство радости.
Обсудите в группе, правильно ли был сделан выбор.
Составьте коллаж. Наклейте картинки на лист бумаги.
Представьте результат работы своей группы другим группам.
Самооценка. С помощью сигнальных карт. (Или лист самооценки)
Оцените работу своей группы:
Работали дружно, ссор не было. (крас)
Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. (зел)
Оцените результаты работы других групп
Да, все получилось хорошо. (крас)
Нравится, но можно было бы сделать лучше. (зел)
5.Итог урока.
(делую жест- тихо)Прислушайтесь! Что вы слышите? (колокольчик звенит). Это значит что мы снова в нашем классе.

6.Рефлексия.
Закройте глаза. Попробуйте посмотреть на своё внутреннее «я». Почувствуйте себя. Вслушайтесь в себя. Загляните в свой внутренний мир, пройдитесь по его уголкам. Что происходит там, что вы ощущаете сейчас? Какие чувства испытываете? Изобразите это с помощью пластилина, красок, карандашей на листе бумаге.
Графическое задание «Мой внутренний мир»
Итог рисования (рисунки вывешиваются на доску).
Ребята ответьте на вопросы с помощью жестов
было ли вам интересно сегодня на уроке, если да, протяните руки вперед
если нет- прижмите руки к себе
не знаю –одна вперед, другая прижата к себе
Домашнее задание: Включите телевизор и уберите громкость. Попробуйте по жестам людей догадаться, о чём они говорят. А потом прибавьте громкость и проверьте, верны ли ваши догадки.
- Ребята, большое спасибо вам за урок. Вы были настоящими нашими помощниками. И мы хотим у себе на память запечатлеть вашу мимику и жесты о сегодняшнем уроке. (Производится фотосъемка).