Конспект интегрированного урока. Интегрированный урок (ИЗО + музыка) Роль художника и музыка в цирке


Интегрированный урок (ИЗО + музыка) "Роль художника и музыка в цирке"
Цель: Показать синкретичность циркового искусства (слияние музыки и изобразительного искусства).
Проблема урока: Выяснить взаимосвязь музыки и ИЗО в цирковом представлении.
Задачи:
Привести учащихся к выводу, что музыка и изобразительное искусство помогает зрителям лучше узнать цирковых персонажей, следить за развитием циркового представления.
Развивать эмоциональное восприятие, фантазию, стремление к творчеству, побудить к выразительному исполнительству.
Заинтересовать всех детей в создании циркового представления,
Музыкальный материал:
“Выходной марш” их кинофильма “Цирк” И.О.Дунаевского – слушание.
“Слон и скрипочка” В. Кикта, В. Татаринова – исполнение.
“Добрые слоны” А. Журбина, В. Шленского – исполнение.
“Клоуны” Д.Б. Кабалевского – слушание.
“ Браво клоун!” Луиги сл. Конти – слушание.
Материал по ИЗО:
Цирковая афиша (на доске).
Рисунки слонов.
Рисунок цирковой арены на двойном листе ватмана (на доске).
Рисунки двух клоунов: музыкальный клоун – Бим, клоун-художник – Бом (на доске).
Гуашь, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, двойной скотч.
Слайды к уроку (приложение).
Ход урока
1. Введение в тему урока.
ИЗО: – Все знают, что в жизни есть праздники: дни рождения, 8 марта, Нового года, но есть места, где каждое представление – это праздник. Там блестящие, яркие разноцветные костюмы и веселые маски, остроумные клоуны. Наши любимые животные выступают в необычных ролях. Звуки оркестра создают радостное настроение. Где же это бывает?
– В цирке!
– А кто из вас был в цирке?
– Очень хорошо. Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? Вы догадались?
– О цирке!
– Да, тема нашего урока, какую роль играют художник и музыка в цирке.
Музыка: Бим и Бом приглашают нас на цирковое представление. Но вы знаете, что они всегда спорят друг с другом. Бим говорит, что музыка важнее в цирке.
ИЗО: А Бом говорит, что важнее работа художника: красочные, яркие костюмы на жонглерах, силачах, фокусниках, завораживающее глаза освещение, оформление арены, необычные и смешные костюмы на животных, которые меняют свой цвет от цветных прожекторов. Создают эти костюмы художники-дизайнеры (вывешивается новое слово на доску). А за освещение отвечают художники-осветители (вывешивается новое слово на доску).
2. Нужна ли музыка в цирке?
ИЗО:– Музыкальное путешествие на цирковое представление начинается.
Вы знаете, что всякое цирковое представление начинается с выхода и представления всех артистов? Вот и мы с этого начнем.
(Из учащихся выбираются клоуны Бим и Бом. Надеваются парики или на грудь прикрепляется табличка).Класс делится на две команды.
Одну возглавляет клоун Бим, а другую клоун Бом.
ИЗО:– Итак, команда “Бом” на арену!
Распределение ролей:
Пытаются маршировать, изображая жонглеров, акробатов, силачей, фокусников.
Музыка: – Почему у них ничего не получается?
– Никто не знает в каком ритме идти.
– Шли толпой потому, что не было музыки.
Музыка: – Можно ли представить спектакль в цирке без музыки?
Музыка: – В какие моменты в цирке звучит музыка?
Музыка: – Какая музыка украшает цирковое представление?
Музыка: – А теперь команда “Бим” на арену!
Распределение ролей: выход с изображением жонглеров, акробатов, силачей, фокусников.
Звучит музыка композитора Исаака Осиповича Дунаевского.
“Выходной марш” из кинофильма “Цирк” И.О.Дунаевского.
Музыка: Что помогло команде “Бима” выйти красиво?
– Команде “Бима” помогла музыка. Они шли четко под марш.
– Музыка их объединила.
Музыка: – Какими чувствами наполнена эта музыка?
Музыка: – Какое настроение у зрителей она создает?
Музыка: – Какие интонации, ритмы привлекают внимание слушателей?
Музыка: – Почему композитор поручил исполнение этого марша симфоническому оркестру?
Музыка: – Голоса, каких инструментов наиболее различимы в его общем звучании?
Музыка: -Ну как Бом, ты согласен, что марш нужен в цирке?
Бом: “Согласен, музыка нужна в цирке, чтобы украсить цирковое представление, создать весёлое настроение”.
Музыка: “Я очень люблю смотреть, как выступают слоны. Большие, неуклюжие. А как грациозно они двигаются в цирке!”
“Слон и скрипочка” В. Кикта, В. Татаринова – исполнение.
Имитационными движениями дети изображают игру на скрипке.
Выделяют характерные интонационные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.
3. Нужны ли художники в цирке?
ИЗО:– На предыдущем уроке мы выполнили рисунки слонов. Мы выяснили, что серый цвет слонов может меняться. От чего?
– От состояния дня: восход или заход солнца, пасмурный, серый день, от цветового решения.
ИЗО: – Наши слоны обычные. А как их сделать цирковыми? Какие средства изобразительного искусства мы можем применить, Бом?
Бом: – С помощью цветной бумаги мы можем приклеить обручи, мячи, придумать красивые беседки на спины слонов. А гуашью нарисовать красивые узорчатые попоны, перья.
ИЗО: – Что нам для этого понадобится?
Бом: – Цветная бумага, ножницы, клей, а для работы гуашью понадобятся большие и маленькие кисти.
Дети слушают песню “Слон и скрипочка” В. Кикта, В. Татаринова. Показ слайдов.
Украшают фигурки слонов.
Звучит песня “Добрые слоны” А. Журбина, В. Шленского
– Дети исполняют песню “Добрые слоны” А. Журбина, В. Шленского и украшают фигурки слонов.
Музыка: – Кого рисует музыка?
Музыка: – Какое настроение возникает у слушателей-зрителей, наблюдающих этот цирковой номер?
– Песня передает впечатление ребенка, наблюдающего за тем, как танцует слон.
– Главное свойство музыки— это изображение движения.
Музыка: – Как звучит запев?
– Запев звучит сначала как неторопливый рассказ
– Он требует спокойного, естественного звучания голосов, широкого дыхания, тщательного исполнения длинных звуков в конце фраз
Музыка: – Что изменилось в припеве?
– В припеве изменяется ритмический рисунок, подчеркивающий танцевальность песни.
Музыка: Поэтому нужно следить за ритмически точным воспроизведением пунктирного ритма, аккуратного интонирования нисходящих ходов мелодии в конце фраз, активного дыхания на самых высоких звуках диапазона (движение к кульминации на звуке “ми”), которые нужно исполнить легко, без “нажима” и форсированного звучания.
ИЗО:– Давайте посмотрим, как преобразились наши слоны после работы художников?
ИЗО:– Отчего они стали ярче и наряднее?
– Я нарисовал красивую уздечку.
– Я украсил моего слона пышными перьями.
– А я нарисовал яркую попону.
Бом: После работы наших художников простые слоны стали цирковыми.
4. Музыка и изобразительное искусство – едины.
Звучит музыка Д. Кабалевского “Клоуны”.
Музыка: – Чьё выступление на цирковой арене может сопровождать эта музыка?
– Клоунов.
Музыка: – В каком характере звучит музыка?
Музыка: – Что она напоминает — песню, танец или марш?
Давайте придумаем, как лучше украсить “Клоунов” Д. Кабалевского. звучанием бубна, маракасов, румбы, треугольника.
(Повторное слушание с детскими музыкальными инструментами).
ИЗО:– Послушаем песню “Клоуны”, а в это время команда художников создаст костюмы клоунов. Такие художники называются – модельеры.
Вот и слоны наши украшены, а чего-то не хватает?
– Надо добавить шариков или флажков!
ИЗО:– Как можно это сделать?
– Прямо гуашью нарисовать на темном фоне!
Ученики выходят к доске с баночками гуаши и рисуют кисточками разноцветные шары на темном фоне.
Вывод: Какую роль играет музыка и художник в цирке?
Бим: Музыка создаёт весёлое настроение, задаёт ритм, украшает выступление артистов.
Бом: Изобразительное искусство делает цирк ярче и наряднее.
ИЗО: Ну что дорогие клоуны, вы поняли, что один без другого вы не можете создать настроение праздника в цирке?
Бим и Бом мирятся и пожимают друг другу руки.
ИЗО: – Проводим наших клоунов, которые поняли, что и художник и музыка необходимы в цирке.
Выход класса к арене на доске под “Выходной марш” из кинофильма
“Цирк” И.О.Дунаевского.