Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ Тема: «Весенние цветы». Подготовительная к школе группа


Конспект
интегрированного занятия с использованием ИКТ
Тема: «Весенние цветы»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Подготовительная к школе группа
Цель: развитие предпосылок одарённости у детей 6-7 лет.
Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
Задачи:
активизировать технические навыки детей при работе с гуашью и акварелью;
совершенствовать умение изображать предметы по памяти;
формировать умение проявлять самостоятельность в выборе цветового решения; положительное отношение к самому процессу рисования
воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство.
Словарная работа: подснежник, крокус, тюльпан, нарцисс, сирень; удовольствие, наслаждение, композитор, Петр Ильич Чайковский.Предварительная работа:
Чтение стихотворений о цветах, рассказа К. Паустовского «Золотой луг»;
слушание музыки П. Чайковского «Вальс цветов», «Фея сирени», «Подснежник»;
Придумывание и исполнение танцев под музыку П.И. Чайковского;
Рассматривание и беседа по иллюстрациям картин натюрмортов с цветами на занятии и в свободное время: Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», И.И. Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», М.С. Сарьяна «Цветы», И.Э. Грабаря «Хризантемы» и «Дельфиниум».
Рисование простым карандашом и вырезание любимых цветов с листьями;
Рассматривание открыток, фотографий с изображением цветов.
Просмотр видеоматериала «Цветы садовые», «Цветы».
Материалы: лист формата А4; кисточки разной жёсткости; гуашь, акварель; цветные фотографии и картинки различных цветов; аудиозапись письма, классических произведений П.И.Чайковского «Вальс цветов», «Фея сирени»; презентация виртуальной выставки «Натюрморты с цветами»; мольберты.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесный (беседа, загадки, вопросы-ответы, указания, пояснения)
Наглядный (иллюстрации художников, картинки с изображением цветов)
Практический (выполнение практического задания)
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие».
Первая часть занятия:
Зал украшен в весенней тематике.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие.
- Посмотрите вокруг, как по-весеннему украшен сегодня наш зал! Светит солнце, появились первые проталины и выглядывают из-под снега подснежники! Ребята, ветер принёс нам лепесток!
(беру письмо-лепесток).
Посмотрите - лепесточек!
Лепесточек – письмецо!
Кто письмо нам написал?
Кто же нам его прислал?
(Звучит аудиозапись письма)
«Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я – Фея Цветов. По календарю весна, а зима ни как не хочет уходить, она хочет и дальше властвовать. Но этого нельзя допустить, ведь животные, люди, растения - все ждут весну. Помогите мне, ребята, победить зиму! Желаю удачи!»
Воспитатель:
Ребята, что же нам делать?
Ребёнок:
Я думаю, что нам нужно обязательно помочь Фее Цветов.
Воспитатель:
А как вы думаете, чего боится зима?
Ребёнок:
Я думаю, что зима боится теплого солнца, ярких красок.
Воспитатель:
В чём мы видим весной яркие краски?
Ребёнок:
Весной зеленеет трава и появляются весенние цветы.
Ребёнок:
А я думаю, что для того, чтобы помочь Фее Цветов приблизить весну, нужно нарисовать весенние цветы.
Воспитатель:
Я согласна! Но сначала нужно отгадать загадки. На этом столе лежат картинки с изображением цветов, отгадав загадку, вы должны найти нужный цветок и разместить его на мольберте.
Звучит (тихо) аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов».
На снежную поляну,
Согретую весной,
Упал кусочек неба -
Расцвёл цветок лесной! (Подснежник)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(Одуванчик)
Белый снег лежит кругом,
Он же ходит в голубом.
Показал весенний фокус:
Поутру проснулся … крокус.
Цветик жёлто-золотистый,
Как цыплёночек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка... мимоза
Замечательный цветок, Словно яркий огонёк. Пышный, важный, словно пан, Нежный бархатный... (тюльпан)
На зеленом шнурочкеВисят белые звоночки. (Ландыш)
Есть у весеннего цветкаПриметы, чтоб не ошибиться:Листик — как у чеснока,А корона — как у принца! (Нарцисс )Воспитатель:
Молодцы, вы угадали все цветы.
Как много вы знаете весенних цветов!
Вам, наверное, отгадывать помогала музыка?
Как называется произведение, которое сейчас звучало?
Ребёнок:
Это – музыкальное произведение называется «Вальс цветов».
Воспитатель:
Правильно, а кто его сочинил?
Ребёнок: А сочинил его композитор Петр Ильич Чайковский.
Физ. Минутка
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам сейчас превратиться в весенние цветы и станцевать под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени».
Вторая часть занятия
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам нарисовать весенние цветы, которые помогут Фее Цветов приблизить весну.
Но перед тем как вы начнёте рисовать, давайте посмотрим, как изображают цветы настоящие художники.
(Показ презентации «Натюрморты с цветами», во время которой дети называют какие цветы изобразили художники)
Воспитатель:
-Скажите, как называется жанр, в котором написаны картины?
Воспитатель:
- Правильно, этот жанр называется натюрморт.
Воспитатель:
-А что общее в своих натюрмортах изобразили художники?
Ребёнок:
На всех картинах художники изобразили весенние цветы.
Воспитатель:
Ребята, у вас на столах лежат тонированные листы, есть кисточки разной жёсткости и толщины и краски – акварельные и гуашевые. Я предлагаю вам нарисовать весенний натюрморт. Подумайте и решите, что вы будете рисовать, какой цвет вам нужен для изображения весенних цветов, в какой технике вы будете рисовать?
Можете приступить к работе.
Тихо звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов».
Воспитатель наблюдает за рисованием. Даёт индивидуальные советы.
Третья часть занятия:
Выполненные работы дети располагают на мольберте, рассматривают свои рисунки.
Воспитатель:
Ребята, какие красивые весенние цветы вы нарисовали!
Какие цветы изобразил ты, Никита?
Что нарисовала ты, Маша?
Что ты чувствовал, когда рисовал свой натюрморт?
А какие чувства у тебя возникают, когда ты смотришь на эти рисунки?
(Ответы детей: Удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи).Воспитатель:
Поэты посвящают цветам стихи, композиторы сочиняют музыку, художники пишут картины. Мы с вами, ребята, как настоящие художники, запечатлели красоту весенних цветов, и в зале у нас стало ещё светлее и теплее. А когда зима заглянет к нам в окно, то тотчас же растает.
Так мы помогли Фее Цветов приблизить весну.
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность
в старшей разновозрастной группе на тему:
«Знай и соблюдай»
Образовательные области ФГОС ДОСоциально-коммуникативное развитие,
художественно-эстетическое развитие
Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности в доме. Развивать представления детей о видах живописи (плакат). Воспитывать ответственность за свои поступки.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо от старухи Шапокляк. Давайте я вам его прочитаю. (Зачитывает Г. Остера « Вредные советы»- отрывок о пожаре.)
Воспитатель: Странные советы дает нам старуха Шапокляк. Ребята, что может случиться, если мы с вами будем им следовать? (пожар). А нам пожары не нужны. Их можно избежать. Если соблюдать настоящие правила пожарной безопасности.
Дети перечисляют правила по пожарной безопасности:
-Не балуйте дома спичками зажигалками (от неосторожного обращения могут загореться вещи и мебель.)
-Уходя из дома, не забывайте выключить электроприборы (может произойти замыкание, которое приведет к пожару).
-Не подходите близко к костру- может загореться одежда.
-Нельзя зажигать свечи, бенгальские огни без взрослых.
-Нельзя сушить вещи над плитой - могут загореться. Дети читают стихи о пожарной безопасности:
1 pебёнок: Для забавы и игры спички в руки не бери.
Не шути, дружок, с огнем, Чтобы не жалеть
потом.
2 ребёнок: Сам костра не зажигай. И другим не позволяй! Даже крошка- огонек От пожара недалек!
З ребёнок: Газ на кухне, пылесос,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый-
Наш надежный, добрый друг.
Воспитатель: Если уж стряслась беда, что же делать нам тогда?
4 ребёнок: Если близко телефон, и тебе доступен он,
Нужно 01 набрать и пожарных вызывать.
Знает каждый гражданин- пожарный номер-01.
Дидактическая игра: «Собери номер телефона»- Игра заключается в следующем: у каждого ребенка в конвертах набор цифр - от 0 до 9. Дети составляют номер 01. Игру можно расширить: составить и номер милиции-02. И номер скорой помощи-03.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами живем в то время, когда у всех дома есть сотовые телефоны. А вот по сотовому телефону нужно набрать номер-112.
Какой номер нужно набрать Настя?
Диана, повтори пожалуйста номер.
Дети повторяют дидактическую игру « собери номер телефона» Сейчас они собирают номер который нужно набирать по сотовому телефону.
Воспитатель предлагает детям послушать отрывки из худ. произведений и определить какая это сказка и кто автор:
-А лисички взяли спички, к морю синему пошли, Море синее зажгли. Море пламенем горит, Выбежал из моря кит: Эй пожарные. Бегите! Помогите! Помогите! ( «Путаница» Чуковский)
-Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух с помелом бежит петух!
Поросенок- с решетом, а козел- с фонарем! ( « Кошкин дом» С. Маршак)
-Весь чердак уже в огне, Бьются голуби в огне.
Он окошко открывает, из окошка вылетают
18 голубей. А за ними - воробей. ( « дядя Степа» Михалков)
Физкульт. Минутка - подвижная игра « Найди ленту»
Игра заключается в следующем: в группе заранее прячутся ленты красного цвета это огоньки. Дети ищут огоньки и приносят их воспитателю: тушат огонь; кто больше найдет.
Воспитатель: Ребята, а вы видели когда-нибудь машины, которые тушат пожары? Как они называются? Какого они цвета? Почему?
Воспитатель: Смотрите какой у меня есть плакат. ( На плакате дом в огне) Давайте мы с вами сейчас будем пожар тушить. Я вам предлагаю сделать аппликацию пожарных машин. Но прежде, чем мы с вами будем работать, давайте вспомним как правильно нужно работать ножницами?
Правила работы с ножницами:
1-Ножницы брать по мере необходимости.
2. Открытые ножницы держать от себя острыми концами.
3.-при работе ножницами, нужно поворачивать лист бумаги. А не ножницы.
4.-Передаватьножницы нужно кольцами вперед.
5-Закончив работу, ножницы положить на стол в закрытом виде.
Ребята делают заготовки, раскладывают их на общем плакате и только потом приклеивают. Но прежде вспоминают правила работы с клеем:
1-Клей намазывать немного, лишний убираем о край баночки.2.-Аккуратно прикладывать свои заготовки на плакат, прижимая их всей ладошкой через салфетку.
3.-Поокончания работы, привести свое рабочее место в порядок о обязательно вымыть руки от клея.
Дети любуются плакатом, сделанным для родителей.
Воспитатель: Ребята, давайте я вам прочитаю стихотворение.
На машине ярко- красной мчимся мы вперед.
Труд тяжелый и опасный нас, пожарных ждет.
Вой пронзительной сирены может оглушить.
Будем и водой и пеной мы пожар тушить
И в беду попавшим людям сможем мы помочь
С пламенем бороться будем мы и день и ночь!
В конце занятия дети рассматривают свою работу и работу своих товарищей. Воспитатель сверху пишет: «ПРИ ПОЖАРЕ ЗВОНИ - 01» Плакат вместе с детьми вешают в коридоре.
Конспект занятия
с интеграцией образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Социализация»
для детей подготовительной к школе группе (6 -7 лет)
на тему: «Школа доброты»
Цель:
На материале литературных произведений, понятных детям жизненных ситуациях, знакомить с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, любви и верности.
Задачи:
Образовательные:
Раскрыть сущность полярных понятий – «добро» и «зло», и эмоций, которые им соответствуют;
Закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;
Развивающие:
Развивать речь, мышление, внимание, память;
Расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
Приобщить детей к общечеловеческим ценностям.
Приучать уважать права и достоинства других людей;
Вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию: испытывает боль, тревогу, огорчение, терпит нужду и лишения;
Учить детей активно защищать свою нравственную позицию.
Оборудование и материалы для занятия:
Демонстрационный:
Кукла-мальчик;
Ширма для настольного театра;
Портреты Звездного мальчика и Нищенки, его мамы;
Очки с цветными стеклами;
Видеофрагменты фильма «Звездный мальчик» (по мотивам сказки Оскара Уайльда);
Раздаточный:
Красные сердечки из бумаги;
Кусочки сахара (хлеб или сухарики) и конфеты в красивых обертках;
Фишки серебряные и золотые;
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы:
Оскар Уайльд «Мальчик-звезда»;
А.Л. Яковлева «Говорун»;
Т.М. Палий «Сказка про девочку, которая не хотела делиться своими игрушками»;
Л. Баранова «Сказка про то, как Поля чуть не превратилась в Бабу-Ягу»;
М.Л. Орлова «Обыкновенная улыбка»;
Д/игра «Добро и зло»;
Д/игра «Два волшебника»;
Рисование на тему «Добрый и злой»;
Игра-тренинг «Наше настроение»;
Упражнение «Расскажи о своем настроении»;
Беседы на этические темы;
Решение проблемных ситуаций в группе;
Просмотр видеозаписи сказки «Звездный мальчик» (по мотивам сказки Оскара Уайльда).
Методические приемы:
Беседа на основе литературного произведения;
Просмотр видеофрагментов из фильма;
Решение проблемных ситуаций;
Упражнение-тренинг;
Дидактическая игра «Комплименты»;
Дидактическая игра «Цветик-семицветик»
Чтение и объяснение значения пословиц и поговорок;
Самооценка и самоанализ;
Введение в воображаемую ситуацию.
Индивидуальная работа:
Обратить внимание на оценку собственного поведения и поведения товарищей в группе. Учить Настю К. сдержанности на занятии, умению слушать, не перебивая. Помогать Ане У. и Валерии А. преодолевать робость и застенчивость, вселять уверенность в себя.
Виды детской деятельности:
Образовательная область Виды детской деятельности
Коммуникативно-личностная Коммуникативная
Игровая
Познавательно-речевая Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Художественно-эстетическая Восприятие художественной литературы
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Коммуникативная
Беседа на основе литературного произведения
Ситуативный разговор
Постановка вопросов
Игровые упражнения
Чтение отрывков из произведения
Самооценка и самоанализ
Познавательно – исследовательская
Просмотр видеофрагментов
Решение проблемных ситуаций
Упражнение-тренинг
Дидактические и игровые упражнения
Игровая
Введение в воображаемую ситуацию
Игровые упражнения
Создание игровых ситуаций
Ход занятия:
Мотив
Воспитатель обращает внимание детей на то, что где-то рядом слышна песня. В гости приходит мальчик Антоша (кукла за ширмой) и поет отрывок из песни старухи Шапокляк:
Кто людям помогает, теряет время зря –
Хорошими делами прославиться нельзя.
И я вам предлагаю всем делать точно так,
Как делает старуха по кличке Шапокляк.
Воспитатель: обращается к Антошке:
- Здравствуй, Антоша! Поздоровайся с ребятами.
- А что за песню ты нам сейчас спел?
Антошка: А разве вы ее не знаете? Это моя любимая песенка из мультфильма. А из какого мультфильма, пусть ответят дети!
(мультфильм «Чебурашка и крокодил Гена»)
Воспитатель: Ребята, а чью песенку спел Антошка? (Старухи Шапокляк). Почему с ней никто не хотел дружить? (Потому что она была злой, вредной, всех обижала и обманывала).
Антошка: А разве можно вести себя по-другому?
Воспитатель предлагает Антошке и всем ребятам отправиться в «Школу добрых дел», чтобы научиться делать добрые дела.
Воспитатель: Мы с вами читали сказку «Мальчик-звезда» и смотрели фильм «Звездный мальчик». Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку и рассказать Антошке о плохих и хороших поступках, и о том, к чему они приводят.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Просмотр и беседа по содержанию отрывков
Воспитатель: Посмотрите первый фрагмент сказки.
(Видеофрагмент №1)
Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, не смотря на бедность и голод, принес его к себе в дом.
Вопросы:
1. Что хотел найти один из лесорубов?
2. Как поступил другой лесоруб, когда узнал, что это младенец?
3. Какой характер у лесоруба, который не бросил ребенка, а взял его в свой дом?
Воспитатель: Посмотрите следующий фрагмент сказки.
(Видеофрагмент №2)
Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
Вопросы:
1. Каким вырос Звездный мальчик? (злым, жестоким, эгоистом, он думал, что он лучше других)
2. Почему ему не понравилась женщина-нищенка? (потому, что она была в лохмотьях и некрасива)
3. Вспомните, почему она стала такой бедной и несчастной? (она десять лет скиталась по свету в поисках своего сына)
4. Как бы поступили вы на месте Звездного мальчика?
Воспитатель: Посмотрите следующий фрагмент сказки.
(Видеофрагмент №3)
Вдруг, после того как нищенка-мать, расстроенная и печальная, ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. А его мать исчезла.
Вопросы:
1.Что случилось с мальчиком, когда пропала его красота? (он стал уродлив и некрасив)
2.Почему даже звери и птицы не хотели ему помогать? (потому что раньше он их мучил и обижал)
Упражнение-тренинг «Угощение»
Воспитатель: Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился.
Дети кладут сердечки рядом с портретами героев сказки, делая выбор в пользу героев сказки: Звездного мальчика или его матери в образе нищенки.
Поместить две тарелочки напротив портретов: у нищенки в тарелке простые кусочки сахара (или сухарики), а у мальчика-звезды – яркие конфеты.
Воспитатель: Дети, а герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Вы можете взять себе сами подарки, но у того героя, который вам очень понравился, у того человека, который вам особенно приятен. Скажите, пожалуйста, у кого вы предпочтёте взять угощение? Почему?
(Иногда дети предпочитают взять конфеты у Звездного мальчика. Если это произошло, то сказать следующую фразу.)Воспитатель: Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого Мальчика-звезды? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь. Нужно прислушиваться к тому, что подсказывает вам сердце.
Воспитатель: Посмотрите следующий фрагмент сказки.
(Видеофрагмент №4)
Звездный мальчик понял, что поступил плохо. Он целых три года искал по свету свою мать.
Много лишений, трудностей и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву, а к мальчику вернулась его прежняя красота. Вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Вопросы:
1. Какие добрые дела стал делать мальчик? (стал помогать больным и спасал животных)
2. Какое теперь самое заветное желание было у Звездного мальчика? (найти свою мать и попросить у нее прощение)
2. Что сказал мальчик своей матери, когда нашел ее? (сказал что любит её и просит прощение)
3. Как изменилась его жизнь? (он стал самым добрым и справедливым королем)
Воспитатель: Как хорошо, что так счастливо закончилась эта сказка. Звездный мальчик понял, что совершал плохие поступки и поступал жестоко?
Дидактическая игра «Комплименты»
(дети стоят в кругу)
Воспитатель: Очень важно чаще говорить друг другу хорошие добрые слова. Ребята, здесь лежат волшебные очки, через которые можно разглядеть всё хорошее, что есть в каждом из вас. Давайте по очереди будем одевать эти очки. Посмотрим внимательно друг на друга и постараемся в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом всем нам.
(Дети по очереди одевают очки, определяют положительные качества и говорят их друг другу.)
Дидактическая игра «Цветик-семицветик»
(Для игры понадобится «Цветик-семицветик» из цветной бумаги, а также золотые и серебряные фишки (из картона)Воспитатель: Ребята, сейчас я сорву один лепесток и скажу волшебные слова:
«Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по- вашему вели!»
А вы скажете нам свое заветное желание. Если ваше заветное желание связано с удовлетворением ваших личных потребностей (для себя), то вы получаете серебряную фишку, а если оно имеет общественное значение (не для себя, а для своих близких или друзей) – золотую.
Дети по очереди рассказывают о своих желаниях.
В конце игры обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.
Воспитатель: В народе про человека совершающего добрые дела говорят, что он «золотой человек».
Рефлексия
Воспитатель: «Школа добрых дел» она рядом с нами, и совсем не нужно никуда идти, только нужно научиться сострадать, переживать и сопереживать, учиться не поддаваться искушениям, видеть друг в друге как можно больше хорошего, не давать воли злости и гневу, ценить доброту и отзывчивость.
Самоанализ:
Воспитатель: Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Что для меня было сегодня самым интересным?
Что важного я открыл сегодня для себя?
Я могу похвалить себя и своих друзей за…Воспитатель:
Всему этому мы учились сегодня на занятии, а еще всему этому вас учат и в вашей семье.
Я думаю, и Антошка понял, что прославиться можно только хорошими делами. Ведь не зря народ придумал такие пословицы.
Пословицы:
Добрый человек в добре проживет век.
На свете не без добрых людей.
Злой человек не проживет в добре век.
Добрый человек добру и учит.
Если бы Мальчик-Звезда оказался в нашей группе, то, я думаю, он был бы добрее и сердечнее. А у его мамы никогда не появились слезы на глазах, а только улыбка, как у наших мам.
Добрые слова (читает ребенок)
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота
Кузнецу, ткачу, врачу,
Всем идущим на работу
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.