Конспект занятия Секреты маленьких человечков ТРИЗ подготовительная к школе группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан








Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: социально коммуникативное развитие.

Раздел: ознакомление с окружающим.

Тема: «Секреты веселых человечков «с элементами ТРИЗ.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

















Выполнил воспитатель:
Хисамова М.С.
Имеющая категория: высшая.
Стаж работы: 25 лет.



г. Туймазы,2015
Цель:
 развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Программное содержание
Образовательные задачи:
Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем;
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
обобщить и закрепить знания детей о воде;

Развивающие:
развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире;
развивать навыки проведения лабораторных опытов;
развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;
продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Воспитательные:
воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
формировать желание соблюдать правила дорожного движения; 
воспитывать чувство ответственности.

Словарная работа
закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное, пар.

Материалы и оборудование: 
Сосуды с жидкостями;
твёрдые предметы (камень, кубик);
полиэтиленовый мешочек;
салфетки, карандаши.
Лист бумаги на каждого ребенка с тремя полосками, для зарисовки человечков.

Ход занятия:
Воспитатель: 
Приветствие.
Солнышко лучики к нам в окошко светит,
Самые лучшие дети мы на свете,
Пусть ладошки хлопают вот так: Хлоп,
хлоп,

Каблучки потопают вот так:
Топ,
топ,
Целый день играть,
нам совсем не лень,
Говорим с улыбкою: Добрый день!
Воспитатель: 
Фантастическая гипотеза:
Ребята, что было бы, если перестало светить солнце?
Дети:
Птицы погибли, растения не росли, было бы холодно, темно и т.д.
Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами послушав сказку.
Воспитатель: 
Молодцы!
Воспитатель: 
Послушайте сказку.
В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им не почём, их трудно было разлучить. (Рисунок с человечками крепко держатся за руки). Но вот однажды. Случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. (Рисунок с жидкими человечками). Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны.(Рисунок с бегущими человечками). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались одни дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.
Воспитатель:
Вы, ребята уже знаете этих человечков, мы с вами знакомились с ними.
Дети:
Знаем.
Воспитатель:
Эти частицы крошки, увидеть их нельзя, их так много, когда они соединяются между собой, получается, то камень, то вода, то воздух. Это маленькие человечки, жидкие, твердые, газообразные.
Эти человечки живут в окружающих нас предметах.
Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.
Воспитатель:
А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?
Дети:
Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.
Воспитатель:
Правильно, молодцы! У вас на тарелочках лежат камень, кубики. Давайте убедимся, возьмите карандаш и попробуйте проткнуть эти предметы, постучите по ним, можно постучать по столу.
Опыт №1(с карандашом)
Воспитатель:
Ребята, какие предметы?
Дети:
Твердые, они крепко держатся за руки.
Воспитатель:
У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на верхней полоске человечков, которые образуют твердые тела.
Воспитатель:
А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?
Дети: 
В нетвердых предметах.
Воспитатель:
Ребята, перед вами баночка с водой, возьмите карандаш, опустите его в воду и помешайте.
Опыт №2(с карандашом и баночкой с водой)
Воспитатель:
Легко мешается?
А что вы ещё знаете жидкое?
Дети:
Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.
Воспитатель:
Что скажите про эти вещества?
Воспитатель:
Что делают человечки?
Дети:
Стоят посвободнее друг от друга.
Воспитатель:
У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на второй полоске человечков, которые образуют жидкие тела.
Воспитатель: Правильно, молодцы!  
Воспитатель: Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?
Дети: 
Газообразные человечки, бегущие.
Воспитатель:
Где могут жить эти человечки?
Дети: 
В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.
Воспитатель:
Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.
Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком)
Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем поймать воздух. Откройте пакеты.
Воспитатель:
Пакеты раздуваются? Что там внутри?
Дети: 
Воздух, он невидимый.
Воспитатель:
Какие человечки живут в воздухе?
Дети: 
Бегущие, газообразные.
Воспитатель:
У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на третьей полоске человечков, которые образуют газообразные вещества.
Воспитатель: Правильно, молодцы!  
Физкультурная минутка
Как живешь? – Вот так! А плывешь? – Вот так! Как бежишь? – Вот так! Вдаль глядишь? – Вот так! Ждешь обед? – Вот так! Машешь вслед? – Вот так! Утром спишь? – Вот так! А шалишь? – Вот так!
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вещество, а вы должны будете показать его состояние своим телом (камень, лужа, дым, дерево, дождь, стена).
Молодцы!
Воспитатель:
Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Мы каждый день будем встречаться с человечками и ещё узнаем много интересного. Спасибо за внимательность, за сообразительность.

15