Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина


XX VI I Cтавропольская краевая открытая научная конференция школьников.Секция: филология
Название работы: «Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина»
Автор работы: Малевина Софья
Место выполнения работы:
г.Новоалександровск,
МОУ гимназия № 1,6 класс
Научный руководитель:
Синицина Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ гимназия № 1
г. Ставрополь 2016
Оглавление:
Введение
Глава 1. Цвет как составляющая поэтического наследия поэзии
Глава 2. Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина:
2.1. в сказках,
2.2. в стихотворениях разных периодов
Заключение
Библиографический список
Введение
Видение мира в цвете – одно из самых ярких визуальных ощущений, дарованных человеку. Цвет, являясь междисциплинарным объектом исследования различных наук и областей человеческой деятельности, составляет важную часть в структуре всего человеческого опыта и воплощается в языке посредством целой системы цветообозначений. Немаловажную роль цвет играет в живописи и литературе. Читая поэтические произведения, невольно обращаешь внимание, как мастерски поэт вносит цветовую палитру, какую она несет эмоциональную нагрузку. И я решила рассмотреть роль цвета в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина.
Актуальность исследования. В настоящее время творчество А.С. Пушкина изучено достаточно широко. Различные исследователи изучили его творчеству с разных аспектов. Я же рассмотрю творчество А.С. Пушкина на предмет выявления цвета, которое до нас еще не было никем изучено. Многие его стихи захватывают своей неподдельной высокой поэзией.
Цель исследования: анализ произведений А.С. Пушкина на предмет выявления цветовой палитры и ее роли в произведениях поэта.
Объект исследования: произведения А.С. Пушкина разных периодов
Предмет исследования: роль цвета в творчестве Пушкина
Задачи исследования:
- рассмотреть произведения поэта с точки зрения цветовой палитры;
- определить частотность использования цветов;
- выявить преобладающие цвета в творчестве А.С. Пушкина
- определить роль цвета в анализируемых произведениях поэта.
Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении русской литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.

Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, двух глав, где анализируются поэтические произведения А.С. Пушкина, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Цвет как составляющая поэтического наследия поэзии
Цвет интересен не только психологам, но и литературоведам, которые исследуют цветовые предпочтения разных авторов. Мы постараемся рассмотреть роль цвета в творчестве А.С. Пушкина, выявить соотнесение цветов по разным этапам творчества поэта, определим набор цветовой палитры наиболее часто встречающихся в творчестве поэта.
Одним из первых, кого заинтересовала эта область изучения творчества поэта, был С.М. Соловьев, он отмечает, что «лирика, поэмы, сказки, драматические произведения «окрашены» по-разному: в каждом из жанров сильно различаются не только второстепенные, но и главные тона спектра. Наиболее поразительным является спектр драматических произведений. Здесь только две краски: всеопределяющая черная, составляющая в спектре драмы 46,1%, и белая – 16,6%. Синий и желтый занимают в спектре по 8,4%, в то время как упоминания других цветов совершенно единичны».
В отличии от обильной колористики сказок, Пушкин в лирике зрелых лет смягчает краски. Более того, при чтении лирики и поэм Пушкина с первого взгляда поражает одна особенность: они кажутся почти лишенными цвета. При огромном количестве портретов, пейзажей, описаний Пушкин необычайно скуп на краски, с неохотой оперирует ими, и везде, где это оказывается возможным, красочный эпитет заменяет эпитетом иного плана. А так ли это проанализирую произведения поэта.
Глава 2. Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина:
2.1. в сказках,
С самого раннего детства нас увлекаю сказки Пушкина. Как интересно и увлекательно поэт рассказывает о мертвой царевне, о царе Салтане. Все мы выросли на сказках А.С. Пушкина. Но никто не посмотрел на насыщенность цветовой палитры, которую использует поэт. Читая, мы как будто перелистываем красочные картинки и познаем уроки жизни. Видим Добро и печалимся вместе с героями, которые повстречали Зло.
Попробуем рассмотреть цветовую насыщенность семи сказок А.С.Пушкина: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его балде», «Сказка о медведице», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе Салтане», «Жених». Нас будет интересовать цвет, количество упоминаний данного цвета, контекст, в котором упоминается данный цвет. Получается интересное сочетание (Приложение 1)
Проведя анализ, мы увидели, что цвет употребляется 104 раза в 7 сказках А.С.Пушкина. Таким образом, мы пришли к выводу, что в сказках употребляется 8 цветов в таком количестве: (Приложение 2)
Золотой – 28 раз;
Белый - 27 раз;
Синий – 19 раз;
Красный – 13 раз;
Черный - 6 раз;
Зеленый – 3 раза;
Серый – 3 раза;
Бурый-чернобурый – 3 раза.

Постарались посчитать количество употреблений цветовых символов сказки располагаются в следующем порядке: (Приложение 3)
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – 32 раза;
«Сказка о рыбаке и рыбке» – 29;
«Сказка о царе Салтане» – 26;
«Сказка о медведице» – 8;
«Сказка о золотом петушке» – 4;
«Жених» - 2;
«Сказка о попе и работнике его балде» – 1;
Анализируя, мы увидели и еще одну закономерность. Цветовые колориты можно распределить по функциональным сферам: (Приложение 4)
Так в описании человеческой внешности преобладает золотой цвет, как символ благополучия, бытовые понятия и домашний уклад также представлены бело-золотым цветом – символом сказочной безотказности и изобилия, природа представлена, в основном, синим цветом, который меняет свои оттенки в зависимости от изменения характера повествования, отношений между действующими лицами, психологического состояния персонажей, животный мир также представлен золотым – символом безотказности, человеческие взаимоотношения описываются символичной парой красный-черный, в описании функциональной сферы прочих объектов преобладает золотой – символ благополучия.
Таким образом, в сказках А.С. Пушкина цвет не только придает сказкам эмоциональность, помогает представить ярко и образно картины и сюжеты сказок, но и увидели, что поэт намеренно использует цвета для описания внешности человека, бытовых понятий, природы, во взаимоотношении с героями. Таким образом, можно отметить, что цветовую символику А.С.Пушкин использует преимущественно для описания природы, животного мира (неотъемлемой части природы) и человеческой внешности. При этом используются постоянные эпитеты, которые при многократном повторении приобретают символическое метафорическое значение: «руки белы», «золотые перстни», «красные сапожки», «лебедь белая», «красное солнце», «рыбка золотая», «сивая кобыла», «бурая медведица», «золотой петушок», «зайка серенький» и другие. Это дает возможность слушателям, а как ясно, сказки нацелены для детей, это помогает юным слушателем, оценить мастерство поэта и взять уроки добра и справедливости.
2.2. в стихотворениях разных периодов
В поэтических произведениях А.С. Пушкина разной тематике: о природе, дружбе, любви, философских размышлениях, поэт также использует цветовую палитру. Проследим на примере выбранных поэтических произведения. (Приложение 5).
На анализе стихотворений разной тематике, мы смогли сделать вывод. Цвета способны выступать в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний. В творчестве А.С.Пушкина цвет символизирует не только отношение к предметам действительности, он отражает внутренний мир автора через переживания его героя. А исходя из анализа цветовой палитры, душевного покоя у поэта нет, он в поисках, в смятении, поэтому и преобладают в его философской лирике, о назначении поэта мрачные краски, лишь цвет окрашивается и появляется блеск там, где поэт находит покой – в друзьях, любви, на лоне природы. Краски сменяют одна другую, как быстротечный ритм жизни, который задал себе поэт. Он прожил мало, но жизнь его была насыщена событиями и огромным количеством душевных переживаний, смятений. Также и цветовая палитра резко контрастирует: светлые тона резко сменяются мрачными, и наоборот.
Заключение.
Проанализировав цветовую палитру в поэтических произведениях А.С. Пушкина, можно сделать вывод, что поэт цвету уделял огромное значение. Так в сказках А.С. Пушкина цвет не только придает сказкам эмоциональность, помогает представить ярко и образно картины и сюжеты сказок, но и увидели, что поэт намеренно использует цвета для описания внешности человека, бытовых понятий, природы, во взаимоотношении с героями. Таким образом, можно отметить, что цветовую символику А.С.Пушкин использует преимущественно для описания природы, животного мира (неотъемлемой части природы) и человеческой внешности. При этом используются постоянные эпитеты, которые при многократном повторении приобретают символическое метафорическое значение: «руки белы», «золотые перстни», «красные сапожки», «лебедь белая», «красное солнце», «рыбка золотая», «сивая кобыла», «бурая медведица», «золотой петушок», «зайка серенький» и другие. Это дает возможность слушателям, а как ясно, сказки нацелены для детей, это помогает юным слушателем, оценить мастерство поэта и взять уроки добра и справедливости.
А в стихотворениях цвета выступают в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний. В творчестве А.С.Пушкина цвет символизирует не только отношение к предметам действительности, он отражает внутренний мир автора через переживания его героя. А исходя из анализа цветовой палитры, душевного покоя у поэта нет, он в поисках, в смятении, поэтому и преобладают в его философской лирике, о назначении поэта мрачные краски, лишь цвет окрашивается и появляется блеск там, где поэт находит покой – в друзьях, любви, на лоне природы. Краски сменяют одна другую, как быстротечный ритм жизни, который задал себе поэт. Он прожил мало, но жизнь его была насыщена событиями и огромным количеством душевных переживаний, смятений.
Действительно, как река жизни течет, меняя свои оттенки от природы, так и в творчестве А.С. Пушкина цвета подвластны только его душевному состоянию.
Библиографический список
1.Пушкин А. Сочинения. В 3-х т. – М.: Худож. лит., 1987.2. Пушкин А.С. Избранные произведения– Лениздат, 1968.3. Изучение лирических произведений в школе (IV – VII классы). – Л.: Изд. «Просвещение», ленинградское отделение, 1968. 4. Рождественский В. Читая Пушкина. – Л., 1966.

5. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975.

6.И.Л. Финкель «Синтез формы и цвета в творчестве А.С.Пушкина, интернет ресурс
Приложение 1
Цвет Кол-во
упоминаний Название произведения Контекст, в котором употребляется
Красный
Золотой
Золотой
Белый
1
1
2
2
Жених
Сказка о золотом петушке Наташа стала, как была,
Опять румяна, весела,
И перстни золотые,
Золотого петушка.
Петушок мой золотой
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
Серый
Белый

Бурый-чернобурыйСерый
Белый-светлыйЧерный - темный
Красный
Зеленый
Серый
Золотой
Синий
Золотой
Черный
Красный
Синий
Зеленый
Золото
Белый 1
4
3
1
14
4
11
2
1
2
11
13
2
1
8
1
10
7 Сказка о попе и его работнике его балдеСказка о медведице
Сказка о метрвой царевне и о семи богатырях
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтанесивая кобыла?
Из-под утренней белой зорюшки…
Села медведиха под белой березою;
Распорол ей брюхо белое…
Зайка беленький…
Выходила бурая медведиха
Дошли вести до медведя чернобурого,
Чернобурую медведиху.
зайка серенький.
С белой зори до ночи;
Вся белешенька земля.
Высока, стройна, бела…
Всех румяней и белее?» раз
Белолица…
И не диво, что бела…
В светлой горнице;
Вверх во светлую светлицу…
Белы руки опустила,
Темной ночки Елисей…
Под горою темный вход.
черноброва,
Черной зависти полна…
Закрасневшись, извинилась…
Всех румяней и белее?»
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Плод румяный уронила…
К красну солнцу наконец…
Красно солнце отвечало…
От зеленого вина
Отрекалася она;
Средь зеленыя дубравы…
Серых уток пострелять.
Так румяно-золотисто…
Позолоченный рожок!
Ты волнуешь сине море…
У самого синего моря;
Ступай себе в синее море,
Домой в море синее просилась,
Так пустил ее в синее море».
Вот пошел он к синему морю
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Пошел старик к синему морю;
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Отпустил он рыбку золотую…
-Бог с тобою, золотая рыбка!
Золотую рыбку, не простую;
Стал он кликать золотую
Отвечает золотая рыбка:
На руках золотые перстни,
Чтобы служила мне рыбка золотая
Не хочу быть черной крестьянкой,
Видит, на море черная буря
На ногах красные сапожки.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;Море синее кругом,
С синя моря глаз не сводит
Князь у синя моря ходит –
Дуб зеленый над холмом.
Город новый златоглавый,
Видит: весь сияя в злате
Царь Салтан сидит в палате
С златоглавыми церквами
Всё скорлупки золотые
Золотой грызет орех,
В чешуе златой горя
Лебедь белая плывет
Лебедь белая молчит
С белой ручки не стряхнешь
К белой груди прижимает…

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5
Название стихотворения, год издания Строки
из произведения Цвет
«Воспоминание в Царском Селе». 1814 В седом тумане дальний лес;
Промчались навсегда те времена златые;
Кругом подножия шумя, валы седые;
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани;
В могилу мрачную нисходят непрестанно;
И брызжет кровь на грудь;
О бородинские кровавые поля;
Часы беспечности я тратил золотые;
Грядет с оливою златой;
Греми на арфе золотой;
Седой, серый
Золотой
Седой
Красный
Черный
Красный
Красный
Золотой
Оливковый,
Золотой
Золотой
«Казак», 1814 Черна шапка набекрени;
В облаках луна сребрила;
Храбрый видит красну деву;
Ах! Небось, девица красна;
Тратишь время золотое; Черный
Серебряный
Красный
Красный
Золотой
«К живописцу», 1815 В порыве пламенной души;
Улыбку радости небесной;
Прозрачны волны покрывала; Красный
Белый
Голубой
Белый
Прозрачный
«Черная шаль»
1817-1820 Гляжу как безумный на черную шаль;
Но скоро я должен до черного дня;
Я дал ему злата и проклял его;
И молча на деву, бледнее взирал;
Я помню моленья…текущую кровь;
С главы ее мертвой сняв черную шаль
Обтер я безмолвно кровавую сталь;
Мой раб, как настала вечерняя мгла;
Гляжу как безумный на черную шаль;
Черный
Черный
Золотой
Прозрачный
Красный
Черный
Красный
Стальной
Серый
Черный
«Узник», 1822 Сижу за решеткой в темнице сырой;
Кровавую пищу клюет под окном;
Туда, де за тучей белеет гора;
Туда, где синеют морские края; Серый
Черный
Красный
Белый
Серый
Синий
Синий
Голубой
«Унылая пора», 1823- 1836 И багрец и золото одетые леса;
Свежее дыхание;
Отдаленные седой зимы угрозы; Багровый
Золото
Прозрачный
Серый
Белый
«Буря», 1825 В одежде белой над волнами;
Когда, бушуя в бурной мгле;
Её всечасно блеском алым;
И небо в блестках без лазури; Белый
Синий
Голубой
Серый
Белый
Золотой
Красный
Голубой
Золотой
Лазурный
«Под небом голубым…», 1826 Под небом голубым страны своей родной;
Так вот кого любил я пламенной душой; Голубой
Красный
«Анчар», 1828 И зелень мертвую ветвей;
Густой прозрачною смолою;
И тигр нейдет: лишь вихорь черный;
И пот по бледному челу; Зеленый
Прозрачный
Черный
Прозрачный
«Зимнее утро», 1829 На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела;
Под голубыми небесами;
Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет;
Вся комната янтарным блеском озарена;
Кобылку бурую запрячь; Серый
Белый
Желтый
Голубой
Белый
Прозрачный
Черный
Зеленый
Белый
Янтарный
Желтый
Серый
«Конь», 1834 Али сбруя не красна?
Не серебряны подковы;
Не злачены стремена;
Светлой сбруей щеголять;
И серебряны подковы; Красный
Серебряный
Золотой
Белый
Серебряный
Приложение 6