Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка Сагалеевой Светланы Викторовны


Самоанализ педагогической деятельности
Я работаю учителем бурятского языка и литературы, английского языка в МБОУ «Боргойская ООШ» с 2012 года, образование высшее: в 2006 году закончила БГУ по специальности «Учитель начальных классов» с дополнительной специализацией «Учитель бурятского языка и литературы». В данной школе работаю с 1996 года. В течение 16 лет, до 2012 года работала учителем начальных классов. Имею первую квалификационную категорию. В 2013 году закончила курсы профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания английского языка». В начале работы испытывала особые трудности при выборе УМК, поскольку дети разных классов занимались по учебникам разных авторов. В школе не было специалиста с профессиональным образованием учителя английского языка. Кроме этого, привносили сложность большое отставание при прохождении программного материала и низкий уровень мотивации обучения.
В целях обеспечения реализации ФЦПРО на 2011-2015 годы и основных направлений НОИ «Наша новая школа», в частности, внедрения новых ФГОС, развитие системы поддержки талантливых детей, расширение самостоятельности школ, совершенствование учительского корпуса, сетевого взаимодействия возникает необходимость в качественном изменении учебно-воспитательного процесса. Под качественным изменением учебно-воспитательного процесса мы понимаем создание условий для организации, управления и оснащения образовательного процесса, способствующего изменению структуры и содержания БУП, нелинейное расписание, внедрение новых образовательных технологий, внедрение новой методики и инструментария для оценки результативности педагогов, переход учащихся и учителей на индивидуальную образовательную траекторию. Особое внимание уделяем здоровьесберегающей направленности.
Миссия  школы - создать условия, чтобы каждый участник образовательного процесса мог почувствовать себя здоровым и успешным.
Вся деятельность школы по здоровьесбережению направлена на решение основной задачи «Обучать, сохраняя здоровье».
Цель программы развития школы на 2011-2015 гг. создание условий для достижения нового качества образования, формирование здоровьесберегающих условий для всех участников образовательного процесса.
Задачи школы:
-обеспечение условий для выполнения основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
-обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации образования;
-повышение влияния школы на социализацию личности учащихся, развития адаптивности к новым экономическим условиям;
-создание условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, физического развития детей;
-обеспечение условий для реализации равных прав учащихся всех ступеней на получение качественного образования в соответствии с новыми ФГОС.
Основные направления школы:
переход на новые образовательные стандарты;
сохранение и укрепление здоровья школьников;
изменение школьной инфраструктуры;
развитие системы поддержки талантливых детей;
совершенствование учительского корпуса
расширение самостоятельности школ.
В основу обучения мною была положена государственная программа для общеобразовательных школ. Главным учебным пособием является УМК «Enjoy English»- 5, 6, 7, 8, 9 (авторы Биболетова М.З., Денисенко О.В.), включающий в себя:
учебник
книгу для учителя
рабочую тетрадь (WorkBook)
звуковое пособие
В 2 и 3 классе я работаю по УМК «Начальная школа XXI века», программе «Forward» авторов М.В.Вербицкая и др.
Считаю целесообразным использовать дополнительную литературу для обучения грамматике и аудированию:
Ю. Голицынский. Грамматика. Сборник упражнений.
И.Г.Федотова, Н.А. Ишевская. Ускоренный курс английского языка.
По бурятскому языку я использую учебник для 5 класса «Буряад хэлэн» Б.Б.Будаин и др., в 6 и 7 классе «Буряад хэлэн» Ц.Ц.Цыдыпов и др. По бурятской литературе в 5 классе автор Ц.Ц.Мижидон, в 6 и 7 классе Ж.Д. Жамбуева, Д.Б. Батуева.
Учебный кабинет оснащен персональным компьютером. Часто использую мультимедийный проектор для демонстрации различных презентаций. Дидактические материалы по предметам, таблицы. В кабинете оформлены стенды «Сегодня на уроке», «Образование без границ», «В мире интересного». Провожу уроки, применяя интерактивный комплекс. Для использования интерактивной доски и компьютеров уроки провожу в компьютерном кабинете. В школе составлен график проведения уроков в кабинете информатики и ИКТ, поэтому особых трудностей или проблем не возникает.
Учитывая возрастные и психологические особенности подростков, приходилось часто привлекать дополнительный материал для поддержания интереса к предмету. С этой целью провожу различные внеклассные мероприятия на темы, интересующие учеников. Внеурочные мероприятия, проекты и участия в различных конкурсах способствуют поддержанию устойчивой мотивации к овладению английским языком, поскольку позволяют в рамках личностно-ориентированного обучения в полной мере реализовать дифференцированный подход к изучению иностранного языка. Выполняя задания олимпиад, ученик сам устанавливает режим работы, он чувствует свою личную ответственность за конечный результат. Такой вид деятельности развивает в ребятах умение самостоятельно мыслить, принимать решение , исходя из своего личного опыта и багажа знаний.
Исходя из вышесказанного, целью своей педагогической деятельности считаю формирование коммуникативной компетенции, т.е. внутренней готовности и способности к речевому общению, которое осуществляется посредством речевой деятельности «служащей для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях социального взаимодействия обучающихся людей.
В связи с поставленной целью реализую следующие задачи: 
Обеспечить каждому школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий, повышая мотивацию к обучению;
обеспечить индивидуальное развитие детей через организацию учебной работы;
выстраивать педагогическую деятельность, учитывая уровень обученности, воспитанности и личностное развитие учащихся;
научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием; помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы.
Поэтому моя тема самообразования называется «Развитие коммуникативных навыков как основной компетенции в изучении бурятского и английского языков».
Вывод: необходимо также учитывать психологические факторы коммуникативного урока, центром познавательной активности которого является ученик, его речемыслительная деятельность. Он выполняет на уроке самостоятельные задания индивидуально, в парах или малых группах, использует соответствующий языковой материал для решения индивидуального речевого замысла.
Рабочие учебные программы. Мною разработаны рабочие программы по английскому языку, бурятскому языку и литературе. Рабочие программы по учебному курсу УМК «Начальная школа 21 века» «Forward» составлены для 2 и 3 класса на основе Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом методических рекомендаций по преподаванию иностранного языка в общеобразовательных учреждениях.
Основная идея и структура программы основывается на принципах концепции образовательного процесса в школе и технологию обучения определяют следующие положения:
широкое использование в учебном процессе взаимообучения учащихся.
Огромную роль на  развитие мотивации    учащихся учебно-познавательной деятельности на уроках играет организация самостоятельной работы. Опыт работы показал, что вопросы перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой  личности достаточно эффективно решаются  в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предметов, которые определены стандартом. 
Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т. к. более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.
С целью предупреждения утомления и усталости учащихся в первую очередь включаю в каждый урок зарядки для глаз, динамические паузы, физминутки и подвижные игры, которые стараюсь связать с тематикой урока. В таких играх можно отрабатывать любой лексический материал. Так же большое значение имеет использование пальчиковых игр, т. к. это развивает мелкую моторику детей. Пальчиковые игры еще называют - «зарядкой для мозга».
Также для формирования навыков здорового образа жизни в рамках учебного курса проведены уроки по темам «Спорт в жизни человека» в 8 классе, «Спортивные игры» во 2 классе, в 7 классе - «Как ты проводишь свое свободное время?», «Ты друг своей планеты?» и др.
Игровые технологии
Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно, на мой взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому.
На уроках я часто применяю карточки с изображением лексических единиц; провожу различные виды игр:
 - лексические, грамматические, призванные обеспечить умение учащихся практически применять знания, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных условиях общения;
 - ролевые игры и дикуссии.
На практике убедившись в том, что проектная деятельность и ролевые игры особенно эффективны для развития самостоятельности и креативности школьника, широко применяю их в своей работе.
Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. В учебных курсах "English”, «Forward» детям предлагаются чудесные, легко запоминающие песенки практически в каждой лексической теме.
Моя задача как учителя  - не дать объем знаний, а  научить учиться. Я выступаю, как вдохновитель учащихся, незаметно управляя процессом обучения. К. Д. Ушинский говорил: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Его слова отражают суть системно-деятельностного подхода и в урочной, и внеурочной исследовательской деятельности. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде. Учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Моя задача организовать работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы.
Главная идея этой методической системы: Построение такого образовательного пространства, которое позволило бы  обеспечить  общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика и вооружить его таким важным умением, как умение учиться.  
 Интегрированные уроки развивают и обогащают личность учащихся, прививают интерес к предмету, активизируют учебную работу, способствуют повышению качества знаний, формируют умения и навыки у учащихся. Принцип межпредметной интеграции реализуется через проведение интегрированных уроков. Были проведены ряд таких уроков «Информатика и английский язык», «География и английский», «Английский язык и ИЗО», «Бурятская литература и история».
Формирование у учащихся УУД и субъектной позиции обеспечивается использованием современных образовательных технологий: проблемного обучения, технология развития критического мышления (ТРКМ), проектной деятельности, технологии «Дебаты». Проблемное обучение обеспечивает высокую мотивацию учения. ТРКМ способствует формированию навыков активной и вдумчивой работы с текстом. Технология проектов обучает умениям целеполагания и планирования, воспитывает настойчивость в достижении цели, развивает творческий потенциал, способность к рефлексии. «Дебаты» учат быть объективными, аргументированно защищать свою точку зрения и стремиться понять чужую.
И в заключении я хочу остановиться на контроле знаний и умений. На своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой и фронтальный виды контроля. Это могут быть устные зачеты по теме (в виде монологической, диалогической речи, дискуссии), текущие проверочные и контрольные работы по грамматике, контроль чтения (подробное, поисковое, выборочное, исследовательское), контроль аудирования с широким спектром заданий от «True, false,don,t know» до «Prove that …».Я достаточно регулярно использую систему взаимоконтроля с опорой на текст при проверке словарных диктантов и диктантов под диктовку. Это задание развивает орфографическую зоркость учащихся и способствует более успешной проверке в дальнейшем своих собственных работ.
Во время сдачи устного зачета я могу пригласить одного ученика к доске, а остальные в это время будут отмечать его ошибки на листочках.
Затем мы сверяем их замечания с моими, и самым внимательным я ставлю оценки. В будущем это позволит многим услышать (или увидеть) свою собственную ошибку и сразу же исправить ее.
После оценки результатов письменных контрольных работ иногда приходится проводить коррекционную работу. На доске выписываю предложения, в которых допущены ошибки, и предлагаю ученику найти их, объяснить и привести 2-3 устных примера на этот же материал. Группа тоже приводит свои примеры. Иногда ребята делают то же самое письменно в тетрадях (3-4 примера на данную структуру) Спустя 2-3 дня этим же учащимся даю карточку с аналогичными заданиями, но в меньшем объеме, чтобы окончательно убедиться, что «белых пятен» не осталось. Оценки выставляю в журнал. Ребята уже привыкли к таким работам и в эти 2-3 дня стараются еще раз все как следует повторить.
Результатами моей работы с опорой на системно-деятельностный метод можно считать следующее:
учащиеся умеют самостоятельно делать выводы и высказывать свое мнение на основе полученных сведений
учащиеся освоили различные формы работы (индивидуальную, парную, групповую)
учащиеся умеют использовать языковой материал для выражения речемыслительной деятельности, касающейся географии, политической системы, культурных и исторических традиций стран изучаемого языка и родного языка.
учащиеся умеют вступать в диалогическое общение, выражая свое отношение к репликам собеседника
учащиеся осваивают алгоритм нахождения и исправления ошибок.
Анализируя результаты своей профессионально-педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:
веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемым предметам.
ориентируюсь в содержании программ.
владею различными методами, приемами обучения и воспитания учащихся и применяю их в практической деятельности.
использую современные образовательные технологии здоровьесберегающего, развивающего, проблемного обучения, ИКТ-технологии и др.
Несмотря на положительные результаты, считаю, что необходимо продолжить работу над совершенствованием использования различных форм проведения урока, шире использовать мультимедийные средства обучения и информационно- коммуникативные технологии, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации к участию в научно-исследовательских проектах, дистанционных олимпиадах и других мероприятиях у учащихся.
Проблемы, над которыми необходимо работать:
работа над дальнейшим повышением мотивации к изучению иностранного языка обучающихся;
совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и высокомотивированными детьми;
совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.
В заключение хочется добавить, что целью любой педагогической системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.