Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.,


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В авторскую программу для 5 класса внесены следующие изменения:
Cокращено количество часов со 170 до 168 (в год) в соответствии с годовым календарным учебным графиком МОУ «Весѐлолопанская СОШ»; производственным календарём на 2015, 2016 годы; расписанием учебных занятий МОУ «Весёлолопанская СОШ».
Обучение проводится с использованием электронных образовательных ресурсов информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья» (http://belclass.net) и «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru) и «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» ((http://.school-collectionedu.ru) В содержание рабочей программы внесены следующие изменения:
Контроль за усвоением учащимися учебного материала: диктанты, изложения, сочинения, практические работы, входной, промежуточный и итоговый контроль.
входной контроль знаний проводится в начале учебного года для выявления уровня знаний, умений учащихся по изученному курсу предыдущего учебного года.
промежуточный контроль проводится с целью оценки успешности продвижения учащихся в изучении учебного предмета, подведения промежуточных итогов обучения.
 итоговый контроль – подведение итогов очередного года обучения. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
Название разделов курса Количество часов
1 Язык и общение 2 ч + 1 ч
2 Вспоминаем, повторяем, изучаем 17 ч + 3ч
3 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 23 ч + 7 ч
4 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 11 ч + 3 ч
5 Лексика. Культура речи 7 ч + 2 ч
6 Морфемика. Орфография. Культура речи (1 18 ч + 4 ч
7 Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное 17 ч + 4 ч
8 Имя прилагательное 9 ч + 3 ч
Глагол 24 ч + 5 ч
9 Повторение и систематизация изученного6 ч + 2 ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык 5 класс №
п/пТема урока Количе-
ство
часов Дата
по плану Дата
по факту Основные виды деятельности
обучающихся Планируемые образовательные результаты
(предметные, метапредметные, личностные) Электронные образовательные ресурсы
Раздел 1.Язык и общение (2ч + 1ч) 1 1.Язык и человек. Общение устное и письменное. 1
01.09 Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение.
Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть, выразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми. Осознать роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека, узнать основные особенности устной и письменной речи, анализировать устные и письменные высказывания, приводить примеры 2 2.Читаем учебник. Слушаем на уроке. 1 02.09 Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога). Овладеть приемами работы с учебником, познакомиться с особенностями ознакомительного и изучающего чтения, читать, анализировать структуру, содержание текста.
Овладеть приемами и правилами эффективного слушания устной речи в ситуации монолога и диалога, работать в группе 3 3.Рр. Стили речи. 1 03.09 Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. Выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливать функциональную принадлежность текста, анализировать, сравнивать, приводить примеры; познакомиться с понятием речевого этикета http://.school-collectionedu.ruРаздел 2. Вспоминаем, повторяем, изучаем (17ч + 3ч) 4 1.Звуки и буквы. Произношение и правописание. 1 04.09 Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе. Читать текст, определять его тему, анализировать содержание, высказывать и обосновывать свое мнение.
Осознать соотношение произношения и правописания, познакомиться с понятием транскрипции, орфографического правила, работать в группах 5 2.Орфограмма. Место орфограмм в словах 1 07.09 Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах. Познакомиться с понятием орфограммы, ее признаками; письменно выполнять упражнения, опознавая виды орфограмм. Знакомство с понятием морфемы, графически выделять на письме 6 3. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова1 08.09 Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. Читать текст, определяя ударные и безударные гласные. Усвоить правило написания безударных гласных в корне слова, отработать правило при выполнении упражнений http://belclass.net7 4.Правописание проверяемых согласных в корне слова1 09.09 Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра. Анализировать слова и распределять их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усвоить правило написания согласных в корне, отработать при выполнении упражнений 8 5.Правописание непроизносимых согласных в корне слова1 10.09 Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант: выбор заголовка, отражающего содержание. Усвоить правило написания непроизносимых согласных в корне слова, отработать правило 9 6.Буквы И, У, А после шипящих 1 11.09 Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. Анализировать правило написания букв и, у, а после шипящих, выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило, работать с орфографическим словарем 10 7.Разделительные Ь и Ъ 1 14.09 Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. Активизировать и анализировать правило написания разделительных ъ и ь, выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило http://fcior.edu.ru11 8.Раздельное написание предлогов со словами 1 15.09 Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации). Активизировать правило раздельного написания предлогов с другими словами, выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило; запомнить предлоги, пишущиеся через дефис, составлять с ними примеры, работать с иллюстрациями 12 9. РР Что мы знаем о тексте. 1 16.09 Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Определять признаки текста, выполнять упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности 13 10.РР Обучающее изложение «Хитрый заяц» (упр. 70) 1 17.09 Изложение. Развивать коммуникативные умения (умение общаться) 14 11.Самостоятельные и служебные части речи 1 18.09 Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение. Распознавать самостоятельные части речи с помощью вопросов и заданий, характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи 15 12.Глагол. Тся и ться в глаголах 1
21.09 Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму. Определять морфологические признаки глагола, активизировать правило написания –тся и –ться в глаголах, знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы, выделять окончания глаголов, составлять предложения http://.school-collectionedu.ru16 13.РР Тема текста 22.09 Выполнение упражнений: анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного варианта 17 14.Личные окончания глаголов 23.09 Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений, определение написания не с глаголами. http://belclass.net18 15.Имя существительное
1 24.09 Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных» Определять морфологические признаки имени существительного, определять род, число, склонение, падеж; активизировать правило написания ь на конце имен существительных, анализировать таблицы, выделять окончания 19 16.Имя прилагательное
1 25.09 Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ, работа с репродукцией картины Определять морфологические признаки имени прилагательного. Составлять предложения, согласовывать с именами существительными; выделять окончания, определять род, число, падеж http://fcior.edu.ru20 17.РР Сочинение по картине А.Пластова «Летом» 1 28.09 Написание сочинения 21 18.Местоимение 1 29.09 Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки. Определять морфологические признаки местоимения, указывать лицо, падеж и число местоимений, приведенных в упражнениях. Читать и пересказывать текст, выписывая местоимения 22 19. Входной контроль. Контрольный диктант №1 по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем»
1 30.09 Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками Определять способы выражения основной мысли текста. Анализировать заметку и замечания к ней, редактировать, писать сочинения на заданную тему 23 20. РР Основная мысль текста 1 01.10 Анализ заметки и замечаний к ней, её редакция; написание сочинения на заданную тему, иллюстрации к нему. Контрольный опрос. Показать умения и навыки, полученные в начальной школе Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (23ч+7ч) 24 1.Синтаксис и пунктуация 1 02.10 Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов, изложение. Овладеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации, осознать роль знаков препинания для понимания текста, анализировать тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте http://belclass.net25 2.Словосочетание 1 05.10 Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний. Распознавать словосочетания в составе предложения, определять главное и зависимое слово. Обозначать смысловые связи между главными и зависимыми словами, работать с иллюстрациями, составляя соответствующие словосочетания 26 3. Разбор словосочетания
1 06.10 Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи. Распознавать словосочетания в составе предложения, определять главное и зависимое слово. Обозначать смысловые связи между главными и зависимыми словами, характеризовать по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи, выполнять разбор http://fcior.edu.ru27 4.Предложение
1 07.10 Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения. Сжатое изложение по тексту. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализировать интонационные конструкции. Определять главные члены в предложении http://.school-collectionedu.ru28 5.РР Сжатое изложение по тексту В.Катаева (упр.144) 1 08.10 Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения. Закрепить умения построения письменной работы, развитие письменной речи 29 6.Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения 1 09.10 Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование интонационной окраски различных по цели высказывания предложений Распознавать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, характеризовать смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Моделировать интонационную окраску предложений, определять принадлежность цитат 30-31 7-8. РР Контрольное сочинение на тему «Памятный день» (по выбору) 2 12.10
13.10 Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. Написание сочинения.
32 9.Члены предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. 1 14.10 Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым Опознавать главные и второстепенные члены предложения, выделять основы в предложениях. Определять признаки, способы выражения подлежащего и сказуемого; описывать действия человека при помощи глаголов- сказуемых http://belclass.net33 10. Сказуемое 1 15.10 Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочинения-миниатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых. Опознавать главные и второстепенные члены предложения, выделять основы в предложениях. Определять признаки, способы выражения подлежащего и сказуемого; описывать действия человека при помощи глаголов- сказуемых 34 11.Тире между подлежащим и сказуемым 1 16.10 Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними. Распознавать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами. Отработать в упражнениях навыки определения главных членов предложения 35 12.Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. 1 19.10 Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами. Различать распространенные и нераспространенные предложения. Анализировать схемы, иллюстрирующие связи между главными и второстепенными членами предложения http://fcior.edu.ru36 13. Дополнение
1 20.10 Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделение их графически, составление схем предложений. Распознавать виды второстепенных членов, анализировать схемы. Выделять дополнение графически, распространять предложения дополнениями. Составлять схемы распространенных предложений http://belclass.net37 14.Определение 1 21.10 Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями. Распознавать определение в предложении, выделять графически. Распространять предложения определениями 38 15.Обстоятельство
1 22.10 Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами. Распознавать обстоятельство в предложении, выделять графически. Распространять предложения обстоятельствами. Составлять устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения, обстоятельства 39 16.Предложения с однородными членами
1 23.10 Характеристика предложений с однородными членами. Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Характеризовать предложения с однородными членами. Определять, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонировать предложения с однородными членами. Составлять предложения и связные тексты http://.school-collectionedu.ru40 17.Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 02.11 Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составление предложений с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Диктант. Определять интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами, использовать в речи. Обозначать опознавательные признаки постановки запятой при однородных членах 41 18.Предложения с обращениями 1 03.11 Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями. Осознать основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания. Выбирать уместный тон обращения, оценивать уместность формы обращения. Составлять предложения с обращениями, составлять схемы 42 19.РР Письмо
1 05.11 Работа с жанром письма. Написание письма товарищу. Различать письма по цели и назначению. Определять стиль речи текстов писем, находить обращения. Писать письмо товарищу 43 20. Синтаксический разбор простого предложения
1 06.11 Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения. Характеризовать простое предложение по цели высказывания, по интонации, по членам предложения. Определять знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполнять устный и письменный разборы 44-45 21-22.РР Сочинение – описание по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»(1) 2 09.11
10.11 Написание сочинения. Развивать навыки письменной речи, отработать умение написания сочинения - описания 46-47 23-24. Простые и сложные предложения 2 11.11
12.11 Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам. Различать простые и сложные предложения. Определять средства связи в сложных предложениях (союзные, бессоюзные). Находить сложные предложения в текстах, объяснять расстановку знаков препинания. Строить схемы и составлять сложные предложения по схемам http://belclass.net48 25. Синтаксический разбор сложного предложения 1 13.11 Выполнение устного и письменного разбора сложного предложения. Характеризовать сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполнять устный и письменный разборы. Составлять план сообщения на тему «Простые и сложные предложения» 49 26.Прямая речь 1 16.11 Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем. Выделять в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объяснять постановку знаков препинания. Характеризовать интонационные особенности прямой речи. Составлять схемы предложений с прямой речью. Структурно изменять предложения http://belclass.net50 27.Диалог
1 17.11 Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Работа в группе. Моделирование диалога (описание происходящего на картине). Различать предложения с прямой речью и диалог, оформлять диалог в письменной речи. Работать в группах, работать со схемами диалогов. Моделировать диалог, описывая происходящее на картинке 51-52 28-29. Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» 1 18.11
19.11 Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела Обобщить изученный материал http://belclass.net53 30.Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис и пунктуация» 1 20.11 Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.
Показать знания и умения по теме «Синтаксис. Пунктуация» Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (11ч+3ч) 54 1.Фонетика. Гласные звуки 1 23.11 Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки». Овладеть основными понятиями фонетики. Анализировать схему, демонстрирующую группы звуков в русском языке. Распознавать гласные звуки, различать ударные и безударные гласные. Осознать смыслоразличительную функцию звука 55 2.Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи 1 24.11 Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. Распознавать согласные звуки, выделять шипящие согласные. Отработать правильное произношение шипящих звуков. Активизировать знания, полученные при изучении предыдущего раздела http://.school-collectionedu.ru56 3.Согласные твёрдые и мягкие 1 25.11 Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью. Распознавать твердые и мягкие согласные. Анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой- мягкой согласной 57 4. РР Повествование.
Обучающее изложение текста с элементами повествования и описания 1 26.11 Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание изложения. Выделять повествование как функционально- смысловой тип речи. Писать изложение по повествованию. Доказывать принадлежность текста к определенному стилю. Составлять план текста 58 5.Согласные звонкие и глухие 1 27.11 Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и орфографии. Заучивание стихотворения наизусть и его декламация. Распознавать звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризовать согласные звуки. Объяснять знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. http://belclass.net59 6.Графика. Алфавит. 1 30.11 Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии. Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста. Осознать значение письма в истории человечества. Анализировать и объяснять важность графики и каллиграфии.
Активизировать знание алфавита. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Располагать слова в алфавитном порядке, отработать навыки поиска слов в словаре 60-61 7-8. РР Описание предмета. Сочинение по теме «Моя любимая игрушка»
2 1.12
2.12 Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения. Выделять описание как функционально- смысловой тип речи. Редактировать текст- описание. Писать сочинение, описывая предмет 62 9.Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака 1 03.12 Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составление текста на основе словосочетаний, данных в диктанте. Опознавать смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализировать орфографические правила. Распределять слова на группы согласно виду орфограммы. Составлять текст на основе словосочетаний 63 10.Двойная роль букв
Е, Ё, Ю, Я 1 04.12 Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. Проводить фонетический анализ слов, в которых буквы е, е, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного http://fcior.edu.ru64 11.Орфоэпия 1 07.12 Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок. Осознать важность нормативного произношения для культурного человека. Формировать важнейшие произносительные нормы. Анализировать и оценивать речь, исправлять произносительные ошибки http://fcior.edu.ru65 12.Фонетический разбор слова 1 08.12 Фонетический разбор. Обозначать слоги, ударение в слове, характеризовать гласные и согласные звуки в составе слова. Выполнять устные и письменные разборы 6613.Повторение изученного по теме «Фонетика» 1 09.12 Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. Выполнять задания, отвечать на вопросы по теме раздела. Моделировать диалог. Объяснять орфограммы, работать со схемами http://.school-collectionedu.ru67 14.Контрольное тестирование №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»(1) 1 10.12 Написание теста Проверить знания и умения по теме Раздел 5. Лексика. Культура речи (6ч+2ч) 68 1.Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова 1 11.12 Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания Овладеть базовыми понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объяснять различие лексического и грамматического значений слова. Пользоваться толковыми словарями. Объяснять лексическое значение слов. Работать с текстом, озаглавливать, составлять план.
Различать однозначные и многозначные слова, составлять с ними словосочетания
69 2.Прямое и переносное значение слов
1 14.12 Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения. Различать прямое и переносное значение слова. Выбирать в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составлять словосочетания, работать с иллюстрациями. Составлять сложные предложения со словами в переносном значении http://belclass.net70 3.Омонимы 1 15.12 Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы. Опознавать омонимы, находить примеры в словаре. Составлять и анализировать предложения и словосочетания с омонимами 71 4.Синонимы 1 16.12 Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы. Опознавать синонимы, находить примеры в словаре. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Составлять и анализировать предложения и словосочетания с синонимами, подбирать синонимы к словам в упражнениях http://fcior.edu.ru72 5.РР Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» 1 17.12 Написание сочинения. Уметь передать содержание картины, создать пейзажную зарисовку, используя синонимы 73 6.Антонимы 1 18.12 Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём. Опознавать антонимы. Описывать с помощью антонимов происходящее на рисунке, характеризовать названных в упражнении животных. Пользоваться словарем антонимов http://.school-collectionedu.ru74
7. РР Подробное изложение по тексту К.Паустовского «Первый снег»
1 21.12
Написание изложения. Формировать навыки изложения текста 75 8.Повторение изученного по теме « Лексика. Культура речи»
22.12 Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. 76 9. Промежуточный контроль. Контрольный диктант №3 по теме «Лексика. Культура речи»
1 23.12 Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи (18ч+4ч) 77 1.Морфема – значимая часть слова. Изменение и образование слов 1 24.12 Морфемный анализ слов. Овладеть основными понятиями морфемики. Осознать морфему как значимую единицу языка. Делить слова на морфемы и обозначать их соответствующими знаками.
Осознать роль морфем в процессах формр- и словообразования. Определять форму слов, подбирать однокоренные слова http://belclass.net78 2.Окончание 1 25.12 Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения. Осознать окончание как формообразующую морфему, выделять в словах окончание и его грамматическое значение, анализировать таблицу 79 3.Основа слова 1 28.12 Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания. Выделять основу в слове. Работать с текстом: определять стиль, выделять основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывать текст, расставлять знаки препинания. Писать сочинение в форме письма товарищу 80 4.Корень слова
1 29.12 Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов. Осознать корень как главную значимую часть слова. Выделять корни в словах, формировать группы однокоренных слов, исправлять ошибки в подборе однокоренных слов http://.school-collectionedu.ru81-82 5-6. РР Рассуждение. Сочинение-рассуждение на одну из тем.
2 11.01
12.01 Написание сочинения. Выделять рассуждение как функционально- смысловой тип речи и как часть других функционально- смысловых типов речи. Анализировать текст, высказывать свое мнение о тексте и доказывать его. Рассуждая по плану, объяснять происхождение слов, писать сочинение 83 7. Суффикс
1 13.01 Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. Опознать суффиксы как словообразующие морфемы, обозначать их в словах, подбирать ряды однокоренных слов, объяснять происхождение слов, характеризовать морфемный состав слова
84 8. Приставка 1 14.01 Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов Опознать приставки как словообразующие морфемы, обозначать их в словах, подбирать ряды однокоренных слов, объяснять происхождение слов, характеризовать морфемный состав слова http://.school-collectionedu.ru85 9. РР Контрольное выборочное изложение «Последний лист орешника»(1) 1 19.01 Написание изложения. Уметь выбирать необходимый материал согласно теме 86 10.Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные 1 15.01 Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова. Получить представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирать слова с чередующимися согласными и гласными, определять, при каких условиях происходит чередование http://fcior.edu.ru87 11.Варианты морфем 1 18.01 Работа с однокоренными словами.
Устный и письменный морфемный разбор. Определять части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов 88 12.Морфемный разбор слова
1 20.01 Работа с однокоренными словами.
Устный и письменный морфемный разбор. Выделять основу в слове. Определять окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень. Подбирать однокоренные слова. Выполнять устный и письменный морфемный разбор слов. 89 13.Правописание гласных и согласных в приставках. 1 21.01 Обозначить приставки в словах , проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём. Усвоить правила написания гласных и согласных в приставках. Обозначать приставки в словах, анализировать разницу в написании и произношении приставок. Подбирать слова с беглым гласным в приставках, выбирать из орфографического словаря слова с изучаемой орфограммой. http://.school-collectionedu.ru90 14.Буквы З и С на конце приставок
1 22.01 Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. Усвоить правило написания букв з-с на конце приставок. Выбирать правильное написание слов с орфограммой, подбирать к словам однокоренные с приставками с орфограммой, писать диктант http://belclass.net91 15.Буквы О и А в корнях –лаг- - лож 1 25.01 Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. Усвоить правило написания букв а-о в корне лаг-лож. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Выписывать из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой. 92 16.Буквы О и А в корнях –раст- - -рос- 1 26.01 Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. Усвоить правило написания букв а-о в корне раст-рос. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Выписывать из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой. Подбирать к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных, обозначать корни. http://.school-collectionedu.ru93 17.Практическая работа по теме «Правописание гласных и согласных в приставках, правописание корней с чередованием» 1 27.01 Выполнение упражнений на изученные орфографические правила. Проверить навыки правильного написания слов с изученными орфограммами 94 18.Буквы о -ё после шипящих в корне слова 1 28.01 Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. Усвоить правило написания букв ё-о после шипящих в корне. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Составлять диктант , в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование». 95 19.Буквы Ы и И после Ц 1 29.01 Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. Усвоить правило написания букв и-ы после ц. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. http://.school-collectionedu.ru96 20. РР Сочинение - описание картины Н.П. Кончаловского « Сирень в корзине» 1 01.02 Написание сочинения Формировать коммуникативные навыки 97 21.Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография» 1 02.02 Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. Выполнять задания и отвечать на вопросы по теме «Морфемика. Орфография». Заполнять и анализировать таблицы, готовить сообщение, определять стиль текста, содержащего орфограммы раздела, озаглавливать и списывать его, устно описывать картину.
Выявить пробелы и недочёты в знаниях 98 22.Контрольный диктант №4 по теме «Морфемика. Орфография» 1 03.02 Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Проверить знания по теме «Морфемика и орфография»
Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное (17ч+4ч) 99 1.Имя существительное как часть речи 1 04.02 Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить род, склонение, падеж имён существительных. Составить распространённые предложения по картине Определять имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризовать его морфологические признаки и синтаксическую роль. Устанавливать, какой часть речи являются приведенные в текстах слова. Определять род, склонение и падеж имен существительных. Составлять распространенные предложения по картине http://.school-collectionedu.ru100 2.РР Доказательства в рассуждении. 1 05.02 Анализ текста: выделить его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинение-рассуждение. Определять доказательство как структурную часть рассуждения. Анализировать текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводить доказательство для раскрытия темы сочинения-рассуждения 101 3. Имена существительные одушевленные и неодушевленные 1 08.02 Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составление словосочетаний и предложений. Распознавать имена существительные одушевленные и неодушевленные. Писать диктант, выделяя одушевленные имена существительные как члены предложения. Составлять словосочетания и предложения с одушевленными и неодушевленными именами существительными. 102 4.Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных 1 9.02 Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные. Сжатое изложение. Распознавать имена существительные собственные и нарицательные. Подбирать примеры собственных имен существительных. Записывать текст в форме диалога, выделяя имена собственные , рассказывать об имени существительном по плану http://belclass.net103 5.Род имен существительных 1 10.02 Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных. Определять род имен существительных. Дополнять таблицу примерами, определять род существительных, вызывающих затруднение. Составлять словосочетание или предложение с существительными, в которых отчетливо выявляется род 104 6.Имена существительные, имеющие форму только множественного числа 1 11.02 Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст. Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного и только единственного числа. Выделять такие существительные в текстах, составлять с ними предложения или диалог. Озаглавливать и пересказывать текст, отмечать количество имен существительных в тексте http://fcior.edu.ru105 7. РР Контрольное сжатое изложение по притче Е.А.Пермяка «Перо и чернильница» (2) 1 12.02 Написание изложения.
Уметь сжато излагать материал в письменной форме 106 8.Имена существительные, имеющие форму только единственного числа 1 15.02 Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного и только единственного числа. Выделять такие существительные в текстах, составлять с ними предложения или диалог. Озаглавливать и пересказывать текст, отмечать количество имен существительных в тексте http://.school-collectionedu.ru107 9.Три склонения имен существительных 1 16.02 Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных» Определять тип склонения имен существительных, склонять имена существительные. С учетом полученных знаний составлять новую таблицу на основе данной в учебнике. 108 10.Падеж имён существительных
1 17.02 Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже Определять падеж имен существительных, выделять падежные окончания и относящиеся к именам существительным предлоги. Составлять словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Анализировать место имен существительных в том или ином падеже в предложении. 109-110 11-12.Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе 2 18.02
19.02
Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам. Усвоить правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений (составлять словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склонять). Писать изложение по тексту упражнения. http://belclass.net111 13.Практическая работа по теме «Правописание падежных окончаний существительных» 1 20.02 Применение изученного правила при выполнении упражнений Определять написание е-и в безударных окончаниях имён существительных 112 14.Множественное число существительных 1 24.02 Склонение имён существительных во множественном числе по падежам. Работа с рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце слова» Анализ текста. Определять морфологические признаки множественного числа имен существительных. Склонять во множественном числе по падежам, работать с рисунками, обозначать условия выбора орфограммы написания ь после шипящих на конце слова, анализировать текст 113 15.Правописание О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных
1 25.02 Применение усвоенного правила при выполнении упражнений. Усвоить правило написания О и Е после шипящих в окончаниях существительных. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывать данный текст в форме диалога, писать диктант http://.school-collectionedu.ru114 16.РР Изложение с изменением лица 1 26.02 Написание изложения Излагать текст в письменной форме, выделять главную мысль 115 17.Морфологический разбор имени существительного
1 29.02
Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного. Характеризовать имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнять устный и письменный разбор имен существительных. Писать диктант. 116-117 18-19. Повторение изученного по теме «Имя существительное» 2 01.03
02.03 Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. Выполнять задания и отвечать на вопросы по теме раздела «Имя существительное». Списывать текст, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имен существительных. 118 20. РР Устное сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
1 03.03 Составление устного описания картины, отзыва. Развивать навыки написания сочинения по картине 119 21. Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное» 1 04.03 Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.
Проверить знания по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное (9ч+3ч) 120 1.Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль прилагательных в предложении. 1 09.03 Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. Сформировать навыки грамотного написания окончаний прилагательных 121-122 2-3.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 2 10.0311.03 Применение усвоенного правила при выполнении упражнений Диктант, выделить окончания имён прилагательных. Повторить сведения о согласовании существительных с прилагательными; учить правильно писать окончания прилагательных, опираясь на вопрос http://belclass.net123 4.РР Описание животного. Изложение по тексту А.Куприна «Ю-ю» 1 14.03 Написание изложения Умение описывать животное 124-125 5-6. Прилагательные полные и краткие 2 15.03
16.03
Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых, выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине. Особенности полных и кратких прилагательных http://.school-collectionedu.ru126-127 7-8.РР Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение» 2 17.03
18.03 Написание сочинения Умение связно и последовательно излагать свои мысли, составлять план работы 128 9.Морфологический разбор имени прилагательного
1 28.03 Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного Сформировать умения производить морфологический разбор прилагательного 129-130 10-11. Повторение изученного по теме « Имя прилагательное» 2 29.0330.03 Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. Закрепить и систематизировать знания по данной теме http://fcior.edu.ru131 12.Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное» 1 31.03 Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Проверить степень освоенности материала
Систематизация знаний Глагол (24ч +5ч) 132 1.Глагол как часть речи 1 1.04 Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим. Дать понятие грамматической категории глагола http://belclass.net133-134 2-3.Не с глаголами 2 01.04
04.04
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. Формирование орфографической грамотности 135 4.РР Рассказ 1 5.04
Создание устного рассказа по иллюстрациям Формирование навыков написания рассказа. Особенности рассказа 136-137 5-6.Неопределённая форма глагола 2 06.04
07.04
Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола. Умение правильно употреблять и писать глаголы в неопределённой форме http://fcior.edu.ru138 7.Правописание ТСЯ и ТЬСЯ 1 08.04
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. Формирование орфографической грамотности 139 8.Виды глагола 1 11.04
Образование от данных глаголов другого вида. Работа с орфографическими словарями. Работа с иллюстрациями (составление рассказа). Способы определения видов глагола 140-141 9-10.Буквы Е и И в корнях с чередованием 2 12.04
13.04
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. Отработка орфографической и пунктуационной грамотности http://.school-collectionedu.ru142 11.РР Невыдуманный рассказ (о себе) упр.652 1 14.04
Самостоятельное составление устного рассказа о себе. Особенности данного жанра сочинения 143 12.Практическая работа по теме «Правописание глаголов. Определение вида» 1 15.04
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами. Проверить сформированность умения определять спряжение глаголов, создавать видовую пару, определять вид глагола
144 13.Время глагола
1 18.04
Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить вид и время глаголов. Познакомить с системой глагольных времен, особенностях их образований 145 14.Прошедшее время
1 19.04
Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём. Познакомить с системой глагольных времен, особенностях их образований 146 15.Настоящее время
1 20.04 Составить связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составить словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа. Познакомить с системой глагольных времен, особенностях их образований 147 16.Будущее время 1 21.04 Устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подобрать слова на тему «Спорт». Познакомить с системой глагольных времен, особенностях их образований 148-150 17-19.Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием 3 22.04
25.04
26.04 Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений. Усвоение правила определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. Систематизировать знания о спряжении глагола. Умение выбора орфограмм в написании личных окончаний глагола, различать глаголы 1 и 2 спряжения, правильно писать личные окончания глаголов http://.school-collectionedu.ru151 20.Морфологический разбор глагола 1 27.04 Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного. Умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении 152 21.РР Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Савчук «Шоколадный торт» 1 28.04 Написание изложения.
Проверить умение учащихся писать сжатое изложение 153 22. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа 1 29.04 Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. Знать правило употребления ь после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа http://belclass.net154 23.Употребление времен 1 04.05 Составление рассказа, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устное продолжение рассказа, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Написать по рисункам продолжение спортивного репортажа. Сформировать понятие о том, что в рассказе о прошлом могут употребляться глаголы не только в прошедшем, но и в настоящем и даже в будущем времени 155-156 24-25.Повторение изученного по теме «Глагол»
2 05.05
06.05 Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. Содействовать систематизации знаний о глаголе http://fcior.edu.ru157 26.Контрольный диктант №7по теме «Глагол» 1 10.05 Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Диктовка учителем текста, выполнение грамматического задания 158 27.Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками 1 11.05 Выполнение работы над ошибками.
Уметь исправлять свои ошибки, устранять недочёты 159-160 28-29. РР Сочинение - рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку» 2 12.05
13.05 Написание сочинения Тема 8. Повторение и систематизация изученного (8 ч.) 161 1.Разделы науки о языке 1 16.05 Составление и анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану. Повторить и систематизировать знания, полученные в течение учебного года 162 2.Орфограммы в окончаниях слов 1 17.05 Составление и анализ обобщающей таблицы.
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами. Умение описывать изображённое на картине, создавать рассказ 163 3.Орфограммы в приставках и в корнях слов 1 18.05 Составление и анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений. Повторить и систематизировать знания, полученные в течение учебного года http://.school-collectionedu.ru164 4. Итоговый контроль. Контрольный диктант №8
1 19.05 Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Повторить и систематизировать знания, полученные в течение учебного года http://belclass.net165 5. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками 1 20.05 Написание сочинения Повторить и систематизировать знания, полученные в течение учебного года 166 6.Употребление букв ь и ъ1 23.05 Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами. Повторить и систематизировать знания, полученные в течение учебного года http://.school-collectionedu.ru167-168 7-8.Знаки препинания в простом и сложном предложении 2 24.05
25.05 Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами. Повторить и систематизировать знания, полученные в течение учебного года