Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику Т.Г. Рамзаевой


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
 Рассмотрена и принята
на ШМО учителей
__________________________ (предмет)  Протокол № ________ от
«__»___ 2016 г.
Руководитель ШМО__________
/_______________________/
(ФИО руководителя ШМО) Согласована
с заместителем
директора по УВР
______________
/__________________/
(ФИО завуча)
«___» __________2016 г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «СОШ № 9»
___________________
М.В. Медведева
приказ № _______ от
«____» ________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
Составитель:
Зырянова Е.В.
2016 - 2017 учебный год
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
У выпускника будут сформированы
Выпускник получит возможность для формирования
Личностные универсальные учебные действия
•внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к организации, осуществляющей образовательную деятельность, ориентации на содержательные моменты действительности и принятия образца «хорошего обучающегося»;
•широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
•способность к самооценке на основе критериев успешности учебнойдеятельности;
•основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
•ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
•основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к организации, осуществляющей образовательную деятельность, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
•адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
•положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего обучающегося»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
•установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
•осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
•эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
•принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных инесущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач. •осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
•адекватно использовать речевые средства для решения различныхкоммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Предметные результаты
раздел выпускник научится выпускник получит возможность научиться
Фонетика и графика различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Орфоэпия
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Состав слова (морфемика)
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Лексика
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Морфология
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Синтаксис
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами. различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи» оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного курса
Виды речевой деятельности
Слушание Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика) Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочиненияповествования, сочиненияописания, сочинениярассуждения.
Тематическое планирование

п/п Тема урока Кол-во часов Дата Примечание
план. факт. 1 Повторяем то, что знаем.
Ознакомление с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении. 5
1 2 Предложение и слово. 1 3 Слово и слог. 1 4 Звуки и буквы. 1 5 Звуки и буквы. Обобщение. 1 6 Речь.
Речь в жизни человека. 4
1 7 Устная и письменная речь. 1 8 Устная и письменная речь. Закрепление.
Словарный диктант. 1 9 Выделение предложений в устной и письменной речи.
Проверочный диктант. 1 10 Звуки и буквы.
Звуки и буквы. 9
1 11 Гласные и согласные звуки. 1 12 Гласные и согласные звуки. Сравнение. 1 13 Гласные звуки и буквы. 1 14 Слова с буквой э. 1 15 Слова с буквой э. Слова – приветствия. 1 16 Согласные звуки и буквы. 1 17 Согласный звук [й] и буква й. 1 18 Контрольное списывание. 1 19 Буквы и, а, у после шипящих. Сочетания чк, чн.
Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. 12
1 20 Сочетание жи-ши. 1 21 Сочетание жи-ши в ударных и безударных слогах. 1 22 Правописание слов с сочетанием жи, ши. 1 23 Устное сочинение по серии картинок. Списывание текста. 1 24 Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу. 1 25 Правописание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. 1 26 Правописание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Слова – прощания. 1 27 Слова с сочетаниями чк, чн. 1 28 Слова с сочетаниями чк, чн. Закрепление. 1 29 Контроль и учёт знаний. Диктант. 1 30 Анализ контрольной работы 1 31 Алфавит, слово и слог.
Алфавит, или азбука. 7
1 32 Алфавит, или азбука. Закрепление. 1 33 Слово и слог. 1 34 Деление слов на слоги. 1 35 Перенос слов. 1 36 Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой й в середине. 1 37 Перенос слов.
Тест «Слово и слог» 1 38 Предложение.
Предложение как единица речи. 8
1 39 Знаки препинания в конце предложения. 1 40 Главные члены предложения. 1 41 Главные члены предложения. Закрепление. 1 42 Распространённые и нераспространённые предложения. Главные и второстепенные члены предложения. 1 43 Связь слов в предложении.
Тест «Предложение» 1 44 Контроль и учёт знаний. Диктант. 1 45 Анализ контрольной работы 1 46 Текст.
Общее понятие о тексте. 5
1 47 Типы текста: повествование, описание, рассуждение. 1 48 Структурные части текста-повествования. 1 49 Текст – описание. 1 50 Текст – рассуждение. 1 51 Обучающее изложение зрительно воспринятого текста. 1 52 Составление устного рассказа по картинкам. Обучающее изложение по плану. 1 53 Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме.
Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами. 9

1 54 Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. 1 55 Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. 1 56 Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Закрепление. 1 57 Обучающее изложение с использованием серии картинок. 1 58 Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. 1 59 Контроль и учёт знаний. Диктант. 1 60 Анализ контрольной работы 1 61 Обучающее сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» 1 62 Звонкие и глухие согласные звуки.
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные. 5
1 63 Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов. 1 64 Способ проверки парных согласных на конце слова. 1 65 Способ проверки парных согласных на конце слова. Закрепление. 1 66 Контрольное списывание. 1 67 Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах.
Ударение. Ударный и безударный слог. 8
1 68 Обозначение гласных звуков. 1 69 Написание проверяемых гласных в безударных слогах. 1 70 Проверка безударных гласных в корне слова. 1 71 Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах. 1 72 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. 1 73 Написание слов с безударными гласными.
Тест «Гласные и согласные звуки и буквы» 1 74 Обучающее изложение. Клесты. 1 75 Разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак. 3
1 76 Написание слов с разделительным мягким знаком. 1 77 Написание слов с разделительным мягким знаком. Закрепление 1 78 Двойные согласные.
Слова с двойными согласными. 5
1 79 Перенос слов с двойными согласными. 1 80 Перенос слов с двойными согласными. 1 81 Контроль и учёт знаний. Диктант. 1 82 Анализ контрольной работы 1 83 Слово и предложение. Имя существительное.
Слово и предложение. 13
1 84 Имена существительные. 1 85 Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? что? 1 86 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 1 87 Изменение имён существительных по числам. 1 88 Обучающее сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» 1 89 Обобщение знаний об имени существительном. 1 90 Собственные и нарицательные имена существительные. 1 91 Употребление заглавной буквы. 1 92 Употребление заглавной буквы. Закрепление.
Тест «Имя существительное» 1 93 Обучающее изложение по вопросам с дополнением текста. 1 94 Контроль и учёт знаний. Диктант. 1 95 Анализ контрольной работы. 1 96 Глагол.
Понятие о словах, обозначающих действия предметов. 10
1 97 Слова, отвечающие на вопросы что делает?, что делают? 1 98 Глаголы в единственном и множественном числе. 1 99 Употребление глаголов в разных временных формах. 1 100 Глаголы, отвечающие на вопросы что делать?, что сделать? 1 101 Употребление глаголов в речи. 1 102 Применение правила правописания частицы не с глаголом. 1 103 Глагол. Закрепление изученного материала.
Тест «Глагол» 1 104 Обучающее изложение по готовому плану. Лоси. 1 105 Восстановление деформированного текста по картинкам. 1 106 Имя прилагательное.
Понятие о словах, обозначающих признаки предметов. 7
1 107 Различие слов, отвечающих на вопросы какой?, какая?, какое? 1 108 Различие прилагательных в единственном и множественном числе. 1 109 Прилагательные противоположные по смыслу. 1 110 Употребление прилагательных в речи. 1 111 Обобщение о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.
Тест «Имя прилагательное» 1 112 Контрольное списывание. 1 113 Предлог.
Предлог как слово и его роль в речи. 7
1 114 Раздельное написание предлогов со словами. 1 115 Единообразное написание предлогов. 1 116 Составление устного рассказа по картине. Восстановление деформированного текста. 1 117 Контроль и учёт знаний. Диктант. 1 118 Анализ контрольной работы. 1 119 Речевой этикет. 1 120 Родственные (однокоренные) слова.
Общее понятие об однокоренных словах. 8
1 121 Признаки однокоренных слов. 1 122 Признаки однокоренных слов. Закрепление. 1 123 Обучающее сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». 1 124 Единообразное написание корня в однокоренных словах. 1 125 Единообразное написание корня в однокоренных словах. Закрепление. 1 126 Контроль и учёт знаний. Диктант. 1 127 Анализ контрольной работы. 1 128 Безударные гласные в корне.
Способы проверки безударных гласных в корне. 5
1 129 Распознавание проверочных слов. Подбор однокоренного проверочного слова. 1 130 Проверка безударных гласных 1 131 Упражнение в написании слов с безударными гласными. 1 132 Упражнение в написании слов с безударными гласными. Закрепление.
Тест «Безударные гласные» 1 133 Парные звонкие и глухие согласные в корне.
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. 4
1 134 Проверка парных согласных путём подбора однокоренных слов. 1 135 Проверка парных согласных и безударных гласных в корне. 1 136 Обучающее изложение по опорным словам. 1 137 Предложение.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Связь слов в предложении. 6
1 138 Связь слов в предложении 1 139 Обучающее сочинение по серии картинок. 1 140 Упражнение в установлении связи слов в предложении. 1 141 Контроль и учёт знаний. Диктант. 1 142 Анализ контрольной работы. 1 143 Повторение.
Обобщение знаний о предложении и тексте как единице речи. 24
1 144 Обобщение знаний об алфавите. 1 145 Обобщение знаний об ударении. 1 146 Правописание слов с разделительным Ь. 1 147 Обобщение правил переноса слов с Ь и буквой Й в середине слова. 1 148 Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. 1 149 Слова с сочетаниями ЧК, чн. 1 150 Обучающее сочинение по серии картинок и готовому плану. 1 151 Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. 1 152 Обобщение знаний об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. 1 153 Обучающее изложение текста по вопросам и коллективно подобранным опорным словам. Интересный случай. 1 154 Обучающее сочинение по готовому плану. Интересный случай. 1 155 Правописание слов с Ь – показателем мягкости и разделительным Ь, с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. 1 156 Правописание безударных гласных, парных согласных в корне слова. 1 157 Контроль и учёт знаний. Диктант. 1 158 Анализ контрольной работы. 1 159 Слово и его значение 1 160 Представление об однозначных и многозначных словах 1 161 Представление о прямом и переносном значении слова. 1 162 Синонимы и антонимы 1 163 Фразеологизмы. 1 164 Текст - повествование 1 165 Текст - описание 1 166 Текст - рассуждение 1 167 Итоговый тест 1 168 Анализ теста 1 169 Урок-путешествие по океану Орфографических знаний. 1 170 Обобщение знаний по курсу «Русский язык». 1