Конспект НОД (музыкальная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок А.С. Пушкина».


41910-311785
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребенка - детский сад № 16
с. Новостройка
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста

191579542545000 «По дорогам сказок А.С. Пушкина».

Музыкальный руководитель: Оксана Васильевна Белосохова
2017 г.

Сценарий НОД
Дата проведения: 31 января 2017 года
Участники: дети старшей группы, педагоги
Гости: педагоги ДОУ
Тема: «Путешествие по творчеству А. С. Пушкина»
Цель: Пополнять знания детей о русском поэте А.С. Пушкине и композиторе Н. Римском-Корсакове, их творчестве.
Задачи:
Образовательные: учить различать жанры музыкальных произведений, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.
Активизация словаря: музыкально-литературная композиция, композитор, ноты, звуки.
Развивающие: Развивать устную речь, творческое мышление, воображение через включение в активную продуктивную деятельность, направленную на придумывание движений к музыке.
Воспитательные: Воспитывать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной музыкой, позитивного отношения друг к другу.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическая, социально-коммуникативная, развитие речи.
Методы и приемы, используемые в занятии:
Наглядный (демонстрация портретов, иллюстраций, показ героя сказки)
Словесный (объяснение, рассказ музыкального руководителя)
Практические (исполнение песен, танцев, игры)
Пересказывание (инсценировка сказки)
Предварительная работа:
-Чтение произведений (сказок и поэм) А.С. Пушкина .
-Знакомство с биографией поэта.
- Рассматривание иллюстраций и фотографий к прочитанным произведениям, портрета поэта, портрета его няни
- Знакомство с биографий Н. Римского-Корсакова
- Рассматривание портрета композитора.
-Слушание отрывков из оперы «Сказка о царе Салтане».
- Разучивание и разыгрывание сценок: Отрывки из произведений : «Сказка о царе Салтане». «Сказка о попе и работнике его, Балде».
Оборудование: музыкальный центр.
Костюмы: Арине Разионовне, 3 девицы, царь, Балда, поп, Бес.
Для сценки «Сказка о царе Салтане»: 3 стула
Для сценки Сказка о попе и работнике его, Балде»: голубая ткань, веревка
Аудио и видеоматериал:
Романс «Зимний вечер», заставка к программе «В гостях у сказки»,фрагмент «Море» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»,

Ход мероприятия:
Под музыку «В гостях у сказки» дети входят в зал и садятся на стульчики. В центре зала на небольшом столике расположены: портрет поэта, томик стихов.
Муз.рук: Ребята, посмотрите, чей портрет вы сейчас видите? (А.С. Пушкина) Подскажите, а кто же это – Александр Сергеевич Пушкин? (Великий русский поэт). Правильно. С раннего детства он был окружён любовью своих родителей. Но был человек, который окружал маленького Александра Пушкина особой заботой и вниманием. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил ее и называл ласково мамушкой. Как вы думаете, ребята, про кого я говорю? (про няню). А вспомните, как её звали-величали?
Дети: Арина Радионовна.
Муз.рук: Хотите познакомиться с Ариной Радионовной и услышать её сказки? Тогда давайте позовём её в гости.
Входит Арина Радионовна (воспитатель в старинном костюме: старинная широкая юбка, душегрейка, чепец).
Арина Радионовна: Здравствуйте, детушки мои разлюбезные! Хочется мне вас сказками потешить, да и вас посмотреть – послушать.
Звучит романс «Зимний вечер»
Арина Радионовна: Некоторый царь задумал жениться. Но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском сукна оденет, третья – что родит царю чудесного сына. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. А старшие-то сёстры ой, как завидовали царевне, решили они её погубить. И, якобы, по приказу царя, посадили молодую царевну вместе с младенцем в бочку, засмолили её и бросили в море.
Звучит фрагмент «Море» 
из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»,
Муз. Рук: День прошёл, царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула легонько.
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Арина Радионовна: Обручи лопнули, они вышли на землю. Сын избрал место и с благословения матери выстроил город и стал в оном жить да поживать. А как же эта сказка-то называется?
Дети: «Сказка о царе Салтане»
Арина Радионовна: Правильно, ребята.
Музыкальный руководитель:
Надеюсь, вы заметили, что читая это произведение звучало музыкальное сопровождение? Скажите, а как называется то, когда одновременно звучит музыкальное произведение и литературное? (Музыкально-литературная композиция).
Чем отличается музыкальная композиция от музыкальной сказки, мюзикла или оперы? (Поют герои) Вы совершенно правы. Я предлагаю показать еще одну музыкальную композицию…
Муз.рук: Сказки Пушкина мы знаем,
С интересом их читаем,
Изумительны на слух,
В них живет наш русский дух!
Сказке скажем: в добрый час!
И отрывок из «Салтана» вам покажем мы сейчас.
Музыка звучит громче, три девицы поют и имитируют движения, как будто бы трудятся.
Звучит мелодия «Прялица», постепенно музыка затихает.
Муз.рук: Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком
Говорит одна девица:
1-я девочка: Кабы я была царица. -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Муз.рук: Говорит ее сестрица
2-я девочка: Кабы я была царица
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Муз.рук: Третья молвила сестрица,-
3-я девочка: Кабы я была царица,-
Я б для батюшки царя Родила богатыря.
Муз.рук: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Входит царь, кланяется девицам. (мальчик)
ЦАРЬ (обращаясь к третьей): Здравствуй, красная девица,
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
К сестрам: Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
Царь берет за руку невесту, все вместе уходят, царь с невестой впереди, ткачиха с поварихой уходят за ними.
Арина Радионовна: Сашенька-то мой, когда вырос, много интересных сказок насочинял. Вот здесь они у меня хранятся.
достаёт сундучок, в котором лежат карточки с загадками и разрезные картинки с иллюстрациями к сказкам А. С. Пушкина
Вы хотите поиграть,
Чтобы скуку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундуке.
Игра «Собери картинку»
Условия игры: дети делятся на команды по количеству картинок. Каждая команда, пока звучит музыка, должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А. С. Пушкина (по типу мозаики). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовет ее название.
Загадки (слова, напечатанные другим шрифтом, произносят дети):
— Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.
— Ей в приданое дано БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело; ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!
— Жил старик со своею старухой У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!
— Ветер по морю гуляет И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.
— Белка песенки поет ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые, ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдёт.
А жадность. Ребята, к добру не ведёт.
И кончится дело всё тем же корытом
Но только не новым, а старым, разбитым. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Сколько богатырей выходило из океана в «Сказке о царе Салтане»? (33)
Как звали самого главного богатыря? (дядька Черномор)
Откушав какого фрукта, царевна в одной из сказок упала замертво? (яблоко)
В какой гроб положили её братья - богатырей? (хрустальный)
А как же называется эта сказка? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Арина Радионовна: А вот ещё сказка «О попе и его работнике Балде»
В ней Александр Сергеевич Пушкин высмеивает бездельников, которые сами работать не любят.
Инсценировка сказки.
М.Р.: Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой какого товару.
Навстречу ему БалдаИдёт сам не зная куда.
Балда: Что батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп: Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник
А где найти такого
Служителя не слишком дорогого?
Балда: Буду служить тебе справно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелка тебе полбу
Есть же давай варёную полбу.
М.Р.: Призадумался поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп: Ладно, не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье.
Окажи своё усердье и проворье.
М.Р.: Живёт Балда у попа. Работа у него ладится. Проходит время, приближается срок расплаты. Да не хочется попу лоб подставлять. И посоветовала попадья: послать Балду оброк с чертей взять.
Балда, с попом понапрасну, не споря
Пошёл, сел у берега моря,
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.
Девочки с голубой тканью изображают море.
Балда закидывает верёвку в море.
Бес: Зачем ты Балда к нам залез?
Балда: Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить.
Бес: Скажи, за что такая немилость?
Балда: Как за что? Вы не платите оброка,
Не помните положенного срока.
Бес: Балдушка, погоди ты морщить море,
Оборок сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука.
М.Р.: И стал Балда с чертёнком в сноровке да смекалке соревноваться.
Да где чертёнку с Балдою тягаться! Делать нечего - черти собрали оброк да на Балду взвалили мешок.
Девочки-волны убегают.
М.Р.: Идёт Балда, покрякивает,
А поп завидя Балду вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корчится,
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной
Балда: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Арина Радионовна: Удивительные сказки писал Сашенька: добрые, весёлые.
Музыкальный руководитель: А еще они вдохновили композиторов на создание опер: Николай Андреевич Римский- Корсаков написал музыку по мотивам сказок Пушкина. Вышли очень известные оперы  «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила». Я предлагаю послушать отрывки одной из этих сказок - сказке о царе Салтане. Это 3 отрывка, в которых описываются 3 чуда острова Леденец. Вы знаете какие это были чудеса острова? Правильно, 1 чудо – белочка, 2- 33 богатыря, 3 – Царевна Лебедь.
Арина Радионовна: А пока звучит музыка, ребята смогут представить что они герои сказки и в танце покажут их характер, поведение.
Игра «Покажи героя»
Арина Радионовна: Ну что же, детки, пришла пора нам с вами прощаться. Очень надеюсь что вам полюбились сказки Александра Сергеевича Пушкина и вы будите перечитывать уже знакомые и знакомиться с еще не известными вам произведениями великого поэта. А пока до свидания, до новых встреч!