«Посеешь привычку – пожнёшь характер» (профилактика вредных привычек) Родительское собрание для родителей учащихся 1-2 классов


«Посеешь привычку – пожнёшь характер»
(профилактика вредных привычек)
Родительское собрание для родителей учащихся 1-2 классов
Цели:
- создание хорошего настроения и условий для доверительных взаимоотношений;
- развитие творческой активности,
- создание психологического комфорта,
- формирование чувства ответственности и сопричастности к общему делу,
- формирование коммуникативных навыков;
Содержание:
- радость общения и самопознания;
- накопление багажа знаний и навыков;
- ролевое моделирование,
- мозговой штурм
Время проведения:1ч 20мин.
Оборудование: заданиями, презентация с фотографиями учеников , плакат с солнышком в центре ,памятки и советы родителям, музыкальный центр, колючий мячик, мягкое сердечко, мяч
Сколько бы ни создавали правильных представлений о том,
что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки
преодолевать длительные трудности,
я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.
А.С. Макаренко
Ход собрания:
Орг. момент
Добрый вечер, уважаемые родители.
Сегодня собрание состоится в необычной форме. Оно пройдёт в виде тренинга. Тренинг – это тренировка души, разума и тела. Человек усваивает 10 % того, что слышит, 50% - что видит , 70% – проговаривает, 90% – сам делает.
Мы не будем давать друг другу оценок, никого обсуждать, а постараемся создать атмосферу доверия, безопасности и открытости.
Все играющие садятся в круг.
Инструкция: "Давайте начнем сегодняшний вечер с того, что выскажем, друг другу пожелания, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому человеку, поздоровается с ним и выскажет ему своё пожелание. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на вечер".
Тема сегодняшней встречи «Посеешь привычку – пожнешь характер».
Притча о том, как изменить мир
Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей только десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя.
Что такое привычка?
ПРИВЫЧКА - это поведение, образ действий, склонность, ставшие в жизни обычными, постоянными.
Привычка – это то, что мы делаем неосознанно, автоматически.
В жизни и деятельности людей большое значение имеют привычки. Если человек привык рано вставать, строго соблюдать режим дня, все делать организованно добросовестно, то и труд для него покажется легче и останется достаточно времени для отдыха.
Русская пословица гласит: посеешь привычку – пожнешь характер.
Все привычки приобретаются в процессе жизни и деятельности человека.
Психологи считают, что человек — это «комплекс привычек».
Формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. Следует различать полезные привычки (привычка к труду, привычка умываться перед сном и т.д.)
Пускаем мягкое сердечко по кругу и родители называют по одной полезной привычке, а в обратном направлении передаём колючий мячик и называем вредные привычки.
Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные — дезорганизуют поведение. От вредных привычек человека страдают окружающие его люди.
Послушайте притчу.
Получил сын первую в жизни «двойку».
Пришел домой, чуть не плачет.
Увидела это мать и:
- Да ладно тебе, сынок. Не переживай! Подумаешь – «двойка»… Дело житейское!
- Получил сын вторую «двойку».
Снова переживает, но уже меньше.
А дома опять:
- Не переживай, сынок! Дело житейское…
За второй «двойкой» пришли – третья, четвертая, пятая…
Увидала мать дневник. За голову схватилась, сама чуть не плачет.
А сын:
- Да ладно тебе, мама! Ведь это же – дело житейское
В чём суть притчи, применимо к нашему собранию?
Вывод: Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.
“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние.
В дошкольном и младшем школьном возрасте число причин вызывающих данные привычки, возрастает.
Основные причины «вредных» привычек.
1) Недостаточность эмоциональной и материальной составляющих среды приводит к поиску впечатлений от собственного тела.
2) Нарушение в работе ЦНС. Органическое поражение центральной нервной системы, может выражаться в завышенном пороге восприятия. При этом ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления и не получая их, он испытывает внутренний дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях.
3) Реакция на негативную ситуацию. В состоянии стресса, например, в процессе адаптации к ОУ, из-за конфликтов в семье, рождения брата или сестры, школьной неуспешности. Ребёнок начинает искать способ успокоения и находит его в виде привычки.
4) Нарушение воспитания. Излишняя строгость, гиперопека или попустительство родителей, ограничение активности ребёнка, недостаток ласки, внимания и положительных эмоций. Использование физических наказаний (шлепки и порка) способствуют приливу крови к генитальной области и стимулируют возбуждение.
5) Невроз. Патологическая привычка может являться симптомом невропатии.
Если причина выявлена, можно заняться искоренением привычки. Многие родители начинают борьбу с ребёнком, а не с его привычкой. Не нужно настаивать на отказе от нее, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей или перцем. Сосать палец или кусать губы ребёнок, может быть, и перестанет, а вот проблема останется и непременно выльется в другую вредную привычку.
Именно поэтому так важно начать с избавления ребенка от раздражающих моментов. Увидев, что он грызет ногти или дергает себя за ушко, надо спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта и положить в руку пластилин, тем самым, переключив одни навязчивые движения на другие, но более продуктивные. Детям более старшего возраста, можно задать вопрос: «Что ты делаешь?» В этом случае у ребёнка появится возможность сказать о своих чувствах, действиях и осознать их.
Младшему школьнику очень важно помочь поверить в свои силы, компетентность. Именно в деятельности рождается интерес, происходит радость от процесса созидания, появляются друзья и единомышленники. Чаще всего на фоне учебных проблем у ребёнка страдает самооценка, происходят потеря самоуважения и нарушения отношений в школьном коллективе. Взрослым необходимо поддерживать и поощрять любые умения и интересы ребёнка.
Тест
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условием среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что н6ельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас. ( Эрнест Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры. ( Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему другому. (Томас Фуллер)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня этому никто не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникший у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор об этом. А в школьном возрасте главное позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребёнка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше вести в таких ситуациях.
6. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо предавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который там не по душе.
7. Дочь- подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы её?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю её товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в её отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
8. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьёзный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
9. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
10. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
Обработка результатов.
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответа, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения внимание близких, особенно необходимо. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой – всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.
Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, постоянное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним – это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.
Очень хочется верить, что наш разговор за круглым столом поможет вам избежать острых углов в вопросах домашнего воспитания. Никто никому не дает рецепта, следуя которому можно выйти из любой сложной педагогической ситуации. Только чуткость, продуманность, какой-то собственный опыт может помочь найти нужное решение. Нужно учитывать психологические особенности вашего ребенка.
Необходимо помнить, что патологические привычки у ребенка могут усиливаться. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольника, мы получаем взамен другую, в более старшем возрасте.Вывод: мы видим, что наши дети, живущие в среде, наполненной разнообразными рисками. Вы спросите меня, как противостоять этим факторам, как уберечь ребёнка от пагубного влияния окружающей среды средств массовой информации. Отсутствие внимания, поддержки и одобрения ведёт к формированию у ребёнка таких черт личности, как незащищённость, отсутствие ощущения безопасности, неуверенность и тревожность