Урок природоведения «Путешествие Муравьишки» по теме «Растения – часть живой природы. Разнообразие растений. Значение растений.»


Урок природоведения - путешествие Муравьишки
Тема: Растения – часть живой природы. Разнообразие растений. Значение растений.
Цели: Позакомить учащихся с разнообразием растительного мира, с растениями – как частью живой природы; расширить и уточнить понятия «дерево, куст, травянистое растение», «лиственные и хвойные растения», учить учащихся группировать растения по существенным признакам; сформировать представление о строении растений, о значении каждого органа; о значении растений для человека;
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
Воспитывать бережное отношение к живой природе, интерес к её изучению.
Оборудование: презентация, запись мелодий, отрывки из м/ф, учебный фильм, кроссворд, учебные таблицы по теме «Растения», загадки на листиках, растения в коробках, карточки с заданиями, иллюстрации растений.
ХОД УРОКА
Организация урока
Звучит мелодия со звуками природы(шелест листьев, шум воды, пение птиц…)
На фоне мелодии:
Презентация природы(лес, луг…)
Стихотворение, читаемое учителем
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
2. Мотивация учебной деятельности
1. Появление сказочного героя – Муравьишки, стремящегося добраться домой (отрывок из м/ф Путешествие Муравьишки)
2. Минутка синоптика
- Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте поможем Муравьишке определить погоду:
1. состояние неба
2. наличие ветра
3. наличие осадков
(Дежурные, используя условные обозначения, дают характеристику погоды)
3. Повторение изученного материала на прошлом уроке
*Тихая мелодия + просьба Муравьишки
- Я очень маленький, друзья,
И помощь ваша мне нужна.
Природы мир такой большой –
Боюсь в нём заблудиться.
Вы помогите мне, друзья,
Домой скорее возвратиться.
*Фронтальный опрос
- Чтобы Муравьишка не заблудился, давайте расскажем ему: какая бывает природа и чем отличается друг от друга.
1) Какая бывает природа (живая и неживая)
2) Что относится к живой природе?
3) Что относится к неживой природе?
4) Чем живая природа отличается от неживой?
*Тест
3. Работа по теме урока
1. Сообщение целей и задач урока, темы.
*Муравьишка смастерил себе кораблик из листика берёзы и отправляется в путешествие по царству живой природы.
2.Кроссворд(загадки)

- Ветерок-проказник поможет Муравьишке, если мы отгадаем кроссворд и узнаем, что должен изучить наш герой в пути.
(Загадки на листьях с деревьев)
(Учащиеся делятся на две группы, и каждая группа получает по 4 загадки)
Ассоциативный куст

(Учащиеся называют ассоциации, возникшие со словом «растения»)
- Мы знаем о растениях много, но наши знания нужно упорядочить, чтобы Муравьишке легче было добраться домой.
4. Изучение нового материала
К какой природе относятся растения? Докажите.
*Работа в парах
- Соберите растение из органов. Расскажите о строении растения.
*Выступление группы информаторов(подготовленные учащиеся)
- Для чего нужен каждый орган?
*Деление растений на 3 группы по стеблю

- Отличительные особенности каждой группы учащиеся сообщают после прочтения статьи учебника по рядам (1 р. – деревья, 2р – кустарники, 3 – травянистые)
*Деление растений по листьям(в парах)

Назовите отличительные особенности хвойных и лиственных растений
*Деление растений по продолжительности жизни(рассказ учителя с элементами беседы)

+ работа в группах по заданию
Определите, какое растение: однолетнее, двулетнее, многолетнее находится в коробке и докажите свою мысль
4. Физминутка от Муравьишки
5. Значение растений для жизни на Земле. Бережное отношение к растениям
1. Творческая работа в группе «Наши зелёные соседи»
- Вспомните значение растений для жизни на Земле.
2. Просмотр отрывка учебного фильма «Значение растений»
6. Описание растений, которые увидел во время путешествия Муравьишка по плану
1. Название растения
2. К какой группе относится:
-по стеблю
-по листьям
-по продолжительности жизни
3. Чем полезно человеку?
ЛИПА, РОМАШКА, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, ШИПОВНИК, СОСНА
7. Итог урока. Оценивание деятельности учащихся на уроке.
Спасибо вам, друзья
За помощь Муравьишке.
Хочу вас попросить,
Девчонки и мальчишки!
Природу берегите,
Растения не рвите.
Они ведь на планете
Приносят пользу, дети!
8. Благодарность Муравьишки. Задание для друга природы от Муравьишки
Подготовить рисунок и сообщение о растении, используя полученные на уроке знания