Конспект занятия по формированию предпосылок к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [п], [п,]. Буква П»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Д\С № 12 «ЯКОРЁК»
Конспект занятия по формированию предпосылок к обучению грамоте
в подготовительной группе
Тема:
«Звуки [п], [п,]. Буква П»

Подготовила учитель-логопед:
Черняева Галина Ивановна
Цель: познакомить детей со звуками [п],[п'] и буквой П.
Коррекционно-образовательные задачи:
закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п'].
упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
закрепить в речи детей понятие «слог»;
совершенствовать  навыки звукового анализа и синтеза;
 Коррекционно-развивающие задачи:
развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, ориентирование в пространстве;
Коррекционно-воспитательные: 
воспитывать положительное отношение к занятиям;
умение контролировать собственную речь;
формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника;
воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); карточка с изображением буквы П; цветные семафоры; счётные палочки; 
Ход занятия
I.      Организационный момент:
Логопед: Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).
 
 Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас с новым звуком.
II.  Знакомство с новой темой.
 Логопед: Пак и Пик принесли с собой загадки, и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети: Да, поможем!
Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки:
В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
Дети: Это Паук.
Логопед: Следующая загадка:
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться,
Собрались все в стайки …. (Птицы)
Дети: Птицы.
Логопед: Продолжаем.
Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Дети: Поезд.
Логопед: Молодцы, и последняя загадка:
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?На ногах его копытца,
Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)
Дети: Поросёнок.
Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.
Дети: Звук [п].
Логопед: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
(с индивидуальными зеркалами)
 Логопед: Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?
Дети: Это согласный звук.
Логопед: Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий. 
Логопед: Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?
Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и]. Он всегда делает согласные мягкими.
Логопед: Правильно. Звук [п'] – согласный, мягкий, глухой.
IV. Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».
Логопед произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.
Логопед: Молодцы, ребята.
V.  Игровое упражнение «Дополни предложение».
Логопед читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы  оно начиналось на звук [п] или[п'].
- На огороде выросли красные … (помидоры)
- Мама испекла вкусный … (пирог)
- Мальчик на почте отправил … (письма)
- Полина сняла … (пальто).
VII.  Физкультминутка.
«Если нравится тебе»
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладони).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленями).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
Если нравится тебе,
То другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все.
VIII.    Знакомство с буквой П.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п'] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Логопед: Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Логопед:  Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).
VIIII. Составление слогов с согласным П
А теперь мы с вами переходим на ковёр и поиграем:
-Сейчас я превращу каждого в какой-то звук.
Для этого каждый ребенок должен повторить заклинание за логопедом: «А, О, У» и т.п. Затем получает бейджик с символом гласного звука.
-Теперь звук П, сможет петь.
-Аня (логопед обращается к одному из детей), встань слева от меня.
-Саша, какая песенка получиться у звука П? (Читает по символам, получившийся слог).
X.  Итог занятия.
 Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п']  и буквой П.
Логопед: Ребята, чтобы наши друзья —  Пик и Пак не забыли,  какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.
Дети:  Пик — Звук [п'], согласный, мягкий, глухой.
Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: А теперь скажем «Добрые слова » нашим друзьям и «положим» их в волшебный мешочек
Все очень хорошо занимались. Спасибо.