Проект по музыкальному воспитанию дошкольников Народные праздники


Проект по музыкальному воспитанию дошкольников
«Народные праздники».
Подготовил: музыкальный руководитель: Прыкина С.В.
2015 г.
В. В. Зенковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы вправе, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получит развитие». Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним, привязанности к своей стране, стремлением сохранять и уважать культурные ценности и традиции народа.
Сегодня идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Это прослеживается во всех нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Одна из задач ФГОС ДО – это формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и быта человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах, закрепляется социальное поведение, помогающее ребенку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь не возможно, представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.
Технологическая карта работы над проектом
1 Название проекта «Народные праздники»
2. Актуальность.      Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному,в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями  и верованиями.
3. Проблемное поле проекта. Недостаточно сформированы первичные представления об отечественных традициях и праздниках.
.
4. Цель Развивать первоначальные представления у детей о народных праздниках.
5. Задачи:
Знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них
Расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, докучные сказки) учить использовать их в активной речи
Знакомить детей с русским народным бытом
Формировать патриотическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей
Развивать музыкальное творчество детей.

6. Описание продукта, полученного в результате проекта:
- Разработанные сценарии народных праздников и развлечений с детьми.
-Презентация проекта
7. Вид проекта: творческо - познавательный
8. Состав участников: дети младшей, средней и старшей групп, родители, педагоги.
9. Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие: знание истории народных праздников,
формировать у детей общее представление о народных играх и праздниках.
Речевое развитие использование детьми в активной речи произведений народного фольклора (потешки, считалки, загадки, заклички и приговорки, пословицы и поговорки). Увеличение словарного запаса, развивать фонематический слух, дикцию и артикуляцию.
Социально-коммуникативное развитие осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках Объединить детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Художественно-эстетическое: развивать художественно – творческую активность детей.
Физическое развитие Использование народных подвижных игр Оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывать смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивать смекалку, находчивость, творческую выдумку.
10. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
в ДОУ создана безопасная развивающая среда, имеется телевизор, музыкальный центр, имеются различные костюмы и атрибуты для проведения русских народных праздников, предметы народного декоративно-прикладного искусства.
11 Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
1 этап – подготовительный (1месяц– март). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, написание сценариев, изготовление атрибутов.

2 этап – основной (2  месяца – март, апрель.)
Реализация основных видов музыкальной деятельности. Проведение праздников и развлечений.
3этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами, перспективы на будущее
12. Предполагаемый результат:
Сформированы первоначальные знания и интерес к истории народных праздников,
Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
Установлены партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведении совместных праздников и развлечений