Тезисы лекции к презентации Анатомия и физиология как науки ,изучающие механизмы удовлетворения потребностей человека

Анатомия и физиология как науки, изучающие механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек – биосоциальное существо. Краткая история развития анатомии.
План лекции:
Понятие человека
Тематика курса
Методы анатомии и физиологии
Разделы анатомии
Краткая история развития анатомии
Схема осей и плоскостей в теле человек

Человек - сложная биологическая система, способная самостоятельно существовать как единица органического мира в постоянно изменяющихся условиях среды.
Организм человека - биологическая система, наделенная разумом.
Жизнь- адаптация человека к постоянно меняющимся условиям среды. Адаптация- это комплекс саморегулирующихся процессов, возникающих в каждом организме биологического вида и позволяющих ему выжить в изменяющихся условиях среды.
«Золотое правило» саморегуляции состоит в том, что отклонение любого показателя жизнедеятельности от нормы, является стимулом возвращения к норме.
Например, поддержание уровня глюкозы в крови.
Человеку как любой биологической системе присущи закономерности жизни:
- открытость (обмен веществ)
- саморегуляция (гомеостаз, онтогенез)
- самовоспроизведение (сохранение и эволюция живых систем)
Это происходит путем обмена веществ и энергии, раздражимости, репродукции, наследственности, гомеостаза.

Механизмы самоудовлетворения потребностей: (слайд № 3)
Врожденные изменения метаболизма
Работа внутренних органов
Бессознательное поведение и приобретение в процессе жизни индивидуализма (сознательного поведения)

Существуют несколько структур, которые удовлетворяют потребности:
Исполнительные:
Основные (дыхательная, пищеварительная, мочевая)
Вспомогательные

2. Регуляторные (нервная, эндокринная)

Человек- это биосоциальное существо.( Слайд № 4)
Как биологический объект он дышит, питается, размножается, выделяет продукты обмена, в его организме происходит обмен веществ. Как и все живые организмы, он растет, стареет, умирает. Поэтому человека изучают в курсе биологических дисциплин.
Человек является социальным объектом, т.к. он в течение жизни накапливает опыт и передает его следующим поколениям. Человек живет в обществе по общепринятым законам.
У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами связь между поколениями: преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию речи, мышления и письменности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

Анатомия и физиология человека- это основные предметы теоретической подготовки медицинского работника.
Анатомия- наука о форме, строении, развитии организма.
Физиология - изучает функции и процессы жизнедеятельности, происходящие в организме.
В курсе анатомии и физиологии мы будем изучать сл
·едующие темы
(Слайд № 5)

Методы анатомии и физиологии: ( Слайд № 6)

Метод вымачивания трупов - путем помещения в воду или специальную жидкость
Биопсия - прижизненное исследование кусочков тканей
Антропометрия- исследование строения и формы отдельных частей путем измерения
Рентгенологические - рентгеноскопия и рентгенография
Препарирование тканей и органов
Внешний осмотр- выстукивание, выслушивание
Эксперименты на животных, наблюдения

Разделы анатомии ( слайд №7)
Систематическая - изучает организм по системам (костная, пищеварительная)
Топографическая - изучает расположение органов
Сравнительная - изучает структурные преобразования сходных органов у разных животных
Описательная - занимается описанием органов при вскрытии трупов
Функциональная - изучает структуры отдельных частей организма в связи с их функцией
Ученые – анатомы (слайд №8)

Врачевание возникло раньше, чем появились первые сведения о строении органов. Особенно была развита медицина в Древней Греции. Врачи были окружены почетом. Был культ бога врачевания- Асклепия (Эскулапа).
В России до 17 века врачи были при царском дворе. Петр I поставил задачу привлечь в Россию врачей, чтобы они обучали русских людей анатомии и медицине. Находясь в Голландии он сам изучал анатомию и вывез коллекцию препаратов, которая хранится сейчас в кунсткамере в Санк- Петербурге.
В 1755 году в России был открыт университет, где появилась первая кафедра анатомии.

Наибольший вклад в развитие анатомии внесли:
Гиппократ - систематизировал данные о строении тела человека
Аристотель - указал, что сердце- главный орган. Ошибка - на сердце берут начало нервы органов чувств.
Абу Али ибн Сина - написал « Канон медицины», содержащий новые сведения по анатомии.
К. Гален - читал курс лекций по анатомии. На лекциях вскрывал трупы животных. Трупы человека не вскрывал, т.к. это было запрещено и считалось большим грехом.
В. Гарвей - открыл 2 круга кровообращения
А. Везалий – описал скелет, мышцы, все внутренние органы путём вскрытия трупов на кладбище.
Леонардо да Винчи - вскрывал трупы людей и рисовал органы.
Н.И. Пирогов - изучал топографию органов.
И.П. Павлов - создал учение о ВНД, изучил физиологию кровообращения, пищеварения.
И.М. Сеченов - изучал рефлексы головного мозга


Литература
Основная:
1.Барышников С.Д. « Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии»- Изд.2-е, испр. и доп.- М: ГОУ ВУНМЦ, 2002г., стр 416.
2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ.- 4-е издание, стереотипоное. М.: ООО ТИД «Альянс», 2005
Дополнительная:
1.Грин Н., Стаут У,Гейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер.с англ./ Под Ред. Р. Сопера.- М.: Мир,1993 год.