Текст выступления на педагогическом совете на тему «Создание и поддержание условий для удовлетворения потребностей ребенка и запросов социальной среды»

Янгазова Ю.Т., учитель истории и обществознания МБОУ школа №168, г.о. Самара.
Тема педсовета «Создание и поддержание условий для удовлетворения потребностей ребенка и запросов социальной среды».
Тема очень актуальная в наши дня, так как страна после идеологического коллапса 90-х снова обретает идеологическую почву под ногами и это конечно находит отражение в реформах образования.
Для погружения в тему сегодняшнего педсовета, считаю необходимым в первую очередь разобраться в терминологии. Как учитель, преподающий обществознание, знаю, какое огромное количество существует определений потребностей, психологами и социологами написаны целые диссертации о природе, а соответственно определении, потребностей, у нас же другая ЦЕЛЬ:
-выявить, удовлетворения, каких же потребностей, ждут от нас ученики, их родители и социальная среда, государство РФ в частности.
-выявить, насколько вообще близки или расходятся потребности трех перечисленных сторон
-и наконец, что же должна делать школа для удовлетворения этих возможно таких разных потребностей.
В связи с этим тему моего доклада так и обозначу:
«Выявление потребностей ребенка, потребностей родителей, запросов социальной среды, и возможности удовлетворения их в школе»
Итак, что такое потребность? Остановимся на самом простом, буквально школьном определении термина.
ПОТРЕБНОСТЬ – это
внутреннее состояние психологического или функционального 
ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
вид функциональной или психологической
 нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества.
Согласитесь три наших «клиента»: дети, родители, общество - могут испытывать разные, иногда даже противоположные нужды, т.е. потребности.
Помните известную песенку из к\ф «Приключение Электроника»: Эх встать бы на рассвете убрать бы в стол тетрадь, тем кто за нас в ответе давно пора понять, мы маленькие дети нам хочется гулять». Сей час бы с языка 80-х перефразировала бы так: «нам хочется ИГРАТЬ».
Совершенно недавно у меня состоялся неформальный разговор с нашими будущими выпускниками, они на распутье какой ВУЗ им выбрать, то ли ВУЗ по предмету который нравится, но он не обещает денежной профессии, то ли что-то более престижное, но вызывающее только скуку. Я им говорю, что надо, наверное, следовать мечте, спрашиваю, кем они бы мечтали работать. Надо мной посмеялись: «Ю.Т. кто же мечтает работать? Мечтают не работать!» В связи с этим разговором я вспомнила известный фильм Карена Шахназарова «Курьер»
Возникает ощущение, что дети, если чего-то и хотят от школы, это чтобы ее не было но не все так просто. Еще есть родители, которым чего-то от нас точно надо, и государство, и широкая общественность. Так чего же?
Социологами и психологами принято делить потребности на следующие группы: физиологические (биологические) или базовые потребности (еда, сон, секс и т.д), потребности в безопасности, некоторые относят их к базовым, социальные потребности (общение, внимание, забота поддержка), потребности в признании и уважении тоже чаще всего относят в социальным, также потребности духовного плана (самореализация, творчество, потребность к красоте и т.д.). Известный американский социолог Абрахам Маслоу выдвинул ныне популярную теорию иерархии потребностей и представил их в виде пирамиды по степени важности для человека.
Школа, казалось бы, организация со строго ограниченным образовательным функционалом, на деле, если приглядеться, занимается удовлетворением почти всех возможных потребностей, ну кроме, может быть, сна и секса.
Но так все-таки удовлетворения каких потребностей от нас ждут?
С детьми вроде более-менее ясно, они хотят, чтобы мы их не трогали, но как оказалось все сложнее. Мной были предложены ученикам короткие анкеты, где им было нужно выбрать из 10 представленных,
· 3 возможности, которые они бы желали, чтобы им дала школа. Посмотрите на слайд. Список возможностей, а теперь посмотрим диаграмму. Большинство детей нуждаются, чтобы школа давала им возможность


- Во-первых, получать знания
- во-вторых, помогла определиться с выбором профессии
- в-третьих, давала возможность узнать что-то новое, интересное

Так же я проанкетировала и родителей, и были получены следующие данные:

Так же как и дети, родители считают, что:
- в первую очередь, школа должна удовлетворять потребность в знаниях,
- во-вторых, школа должна быть безопасной
- в-третьих, должна расширять кругозор ребенка, помогать находить новую интересную информацию.
И наконец, остановимся на запросах социальной среды. Под социальной средой, думаю, следует понимать в первую очередь- государство, во вторую очередь- общество. И то и другое ждет от нас производства определенного продукта, т.е. человека обладающего полезными для государства и общества качествами.
Во все времена существовал определенный социальный заказ на воспитание человека какого-то типа, с набором необходимых для поддержания работы системы свойств. Этот соцзаказ очень хорошо можно проследить по созданным искусством образам человека.
Слайд
Так кто же он современный идеальный человек?
Слайд
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отвечает нам на этот вопрос:
Идеал человека –это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Именно такого человека, согласен он на это или нет, понимают это его родители или нет, мы обязаны воспитать для государства.
Вот насколько такой высоконравственный, творческий патриот сможет вписаться в реалии современного общества потребления, сможет ли он найти себя в нем?
Мы с вами уже увидели , что для ребят одним из главных ожиданий является, что школа поможет им определиться с будущей профессией.
И вот, давайте внесем последний штрих в выявление запросов социальной среды, выясним в специалистах каких же профессий, нуждается современное общество.
Как выяснилось, единого списка таких профессий не существует, разные источники публикуют рейтинги в зависимости от своей направленности. Представляю вашему вниманию список самых востребованных специальностей, который был опубликован в «Российской газете» в 2015 г. Журналисты ссылаются на мнение и прогнозы руководителя отдела аналитики известного рекрутингового портала Superjob.ru:
(http://top-rf.ru/business/118-samye-vostrebovannye-professii-v-rossii-v-2014-godu.html)
Квалифицированные рабочие
Медицинские работники
Инженеры
Программисты, IT-специалисты
Менеджеры по продажам
Так что получается, что мы с вами должны воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданин России, патриота, при этом, способного успешно устроиться в сложном, нестабильном современном мире.
Можно много говорить о трудностях этой задачи, об отсутствии условий для ее выполнения, мы же в дальнейших выступлениях постараемся показать пути решения этой проблемы и рассказать о этой работе, которая уже была проделана в нашей школе для удовлетворения потребностей и ребенка и социальной среды.
Итак, про удовлетворение базовых потребностей учащегося через применение здоровьесберегающих технологий, про удовлетворение социальных потребностей, про удовлетворение духовно-нравственных потребностей в процессе обучения ребят в нашей школе нам расскажут другие коллеги.
Спасибо за внимание.
Диаграмма 115