Личностное самоопределение и расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей как цель и результат краеведческого воспитания.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняяОбщеобразовательная школа №1 г. Ворсма
Павловский район Нижегородская область
Доклад на тему: << Личностное самоопределение и расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей как цель и результат краеведческого воспитания.>>

Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ№1 г. Ворсма
Александрова З. В.

Г. Ворсма
2015г.
Личностное самоопределение и расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей как цель и результат краеведческого воспитания.
Особое значение для развития ребёнка имеют возможности, представляемые ему в детстве, в школьные годы. Здесь закладывается фундамент личности, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром. (Ш.А Амонашвили, Б.Г Ананьев, А.С Выгодский, Я.А Ксеменский) И здесь немалую роль играет дополнительное образование, получившее широкое развитие в нашей стране, как вариативная часть общего школьного образования. Имея основной целью создания педагогических условий для самовоспитания, самообразования, и самореализации личности. Сложность определения понятия «самоопределения» связана с наличием близких понятий «самореализация», «самоосуществление» , которые раскрываются через «увлеченность работой», через «дело, которое делает человек». Таким образом, жизненное самоопределение связано с определением образа жизни и реализуется в таких областях, как профессия, семья, учёба, досуг.
Без дополнительного образования невозможно развитие личности, её включение в непрерывное образование, в культурно-досуговую деятельность. Феномен дополнительного образа имеет досуговую природу. Он определяет возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Дополнительное образование создаёт не только для личности, но и для семьи зону перспективного развития. Именно в рамках системы дополнительного образования идёт ориентация на «уникальность личности ребёнка», имеющего шанс состояться Человеком – творцом! Самоопределение, способность личности к самореализации могут быть сформулированные лишь на основе педагогики ненасилия, педагогики успеха, сотрудничества детей и взрослых. Я очень люблю слова, которые начинаются с краткого и ёмкого слова «Сам»: самоопределение, самопознание, саморазвитие, самодисциплина, самореализация. Они наделены особой мощной энергетикой. Эти слова ещё и ещё раз утверждают свободу воли человека, его великое право избирать свой уникальный и неповторимый путь. Система в работе по краеведческой проблеме помогает мне учить учащихся самостоятельно мыслить, находить проблемы, решать их, прогнозировать результаты, развивать навыки исследовательской деятельности, а самое главное повышать качество образования.
Авторская программа дополнительного образования детей
«Наш край »
«Познай свой край, свою горушку или речонку.
Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого вырастает большое».
Цель работы кружка: -формирование учащихся первоначальных знаний о своём крае.
-создание целостного образа Павловского района, на основе комплексного изучения природы, населения и хозяйства, определение места Павловского района в масштабе области и страны.
-воспитание патриотизма и любви к малой родинеЗадачи:
Обучающие:
-закреплять и расширять знания, полученные на уроках географии, изобразительного искусства, литературы и т.д. способствовать их систематизации, устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;-знакомить с основами знаний в области геологии, картографии, землеведения, биологии. -вовлечь учащихся в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы своего края, её преобразованию и охране;
-совершенствовать умений и формировать навыки работы нужными картами и оборудованием при изучении.
Развивающие:
-развивать познавательную и творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
-развивать внимание и память.
-развивать практическую деятельность, изобретательность.
Воспитывающие:-способствовать воспитанию природо-культуроохранного, экологического сознания;-воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.
-формировать творческий подход к изучению своего края. Программа кружка предполагает вариативность её применения, допускает корректировку её содержания с учетом возрастных особенностей школьников, имеющихся у них теоретических знаний, возможности организаций экскурсий, наблюдений, практических работ на местности. Программа кружка основана на следующих принципах:- Преемственность-Доступность-Наглядность-Научность- Опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегосяУчебный план: Программа кружка «Наш край » рассчитана на 2 года и состоит из двух подпрограмм.1 подпрограмма «Особенности компонентов природы» - 1 год обучения (68 часов).2 подпрограмма «Человек и природа» - 2 год обучения. (68 часов)В течение первого года изучаются и исследуются особенности географического положения и природных компонентов малой родины. В течение второго года –изучаются и выявляются экологические проблемы, намечаются и реализуются пути их решения, ведется природоохранная деятельность, изучается и апробируется технология проектирования.
Содержание программы:
1.Изучение географического положения Павловского района.
2.Особенности рельефа.
3.Особенности климата.
4.Особенности внутренних вод.
5.Растительный и животный мир.
Наш край обладает значительными реакционными ресурсами, самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями, представляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. Краеведение без туризма не существует. Личность самоопределяется, само реализуется через систему туристических походов, путешествий, экскурсий и краеведческих исследований.
Много граней у туризма, но главное – это великое таинство общения с природой. Природа – это источник красоты , доброты, познания, вдохновения, источник воздуха, воды, пищи. Человек и сам часть природы. Может поэтому общаясь с природой мы испытываем эмоциональное удовлетворение, в понятие «гармоничный человек» входит представление и гармонии, данной личности с его родной природой. Это гармония не является врождённой, она приобретается в процессе воспитания. Общению с природой нужно учиться. Я учу своих учеников не просто смотреть, но видеть, не только слушать, но и слышать, а главное чтобы весь мир прошёл через душу, через чувства. К походу нужно готовиться. На занятиях мы разрабатываем правила, структуру туристической прогулки: построение, проверка готовности. Темп, скорость, ходьба. Подгоночный привал(привал через 15 минут).Промежуточный через 40 минут. Длительный привал, отдых, игры, наблюдения. Сбор и построение. Возвращение домой. Туристический поход по изучению рельефа в районе «Толстика». Где мы знакомимся с формами рельефа: карст, овраги. Ребята описывают формы рельефа, составляют обнажения горных пород, определяют горные породы своей местности.
Готовиться к туристическим походам мне помогает Ломакин Борис Николаевич. Человек увлеченный изучением природы нашего края. Его внук Алёша является членом кружка «Наш край». Он с увлечением рассказывал, как они с дедушкой путешествуют, наблюдают природу нашего края, делают фотографии, а потом рисуют картины. Я пригласила Ломакина Бориса Николаевича на заседание нашего кружка, на котором ребята слушали интереснейшие факты о нашем крае. Вот тогда и зародилась мысль о разработке маршрута очередного похода. Борис Николаевич, как «разведчик» представляет нам информацию, а мы на занятиях с ребятами по карте разбираем маршрут. Первое путешествие к истоку р. Кишма.
-Другое путешествие или как говорит автор «Сплав» был 2013 году по реке Оке и по реке Теше
-В 2014 году было организованно два путешествия :
_ «Сплав» по реке Кишма был летом 2014 года. Сплав по реке Кишма от Гамзово до впадения в реку Оку (до устья). Поход совершен на плоту, который автор сделал сам.
_ Так же в это лето еще один поход на мопеде и на машине по святым местам.
-Летом 2015 года Ломакин Борис Николаевич планирует совершить поход на паруснике по реке Оке или по реке Клязьма. Но это зависит от погоды, направления ветра. По реке Лух (которая является левым притоком Клязьмы), по реке Оке до города Горбатова. Изучая особенности внутренних вод ребята объясняют зависимость от рельефа, описывают реки, озёра, родники своей местности, определяют гидрологические показатели воды, составляют экологический паспорт водного объекта.
Использование технологии проектирования, при изучении родного края.
Современный образовательный процесс не возможен без поиска новых, более эффективных технологий, призванных развивать способности учащихся, а так же формировать навыки саморазвития и самообразования.
Один из основоположников метода проектирования назвал его «от души выполняемый замысел». Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Метод проектов помогает ребенку более полно и глубоко изучать природу родного края, природные ресурсы и население. Семиклассники вместе с родителями и старшеклассниками создают исследовательские проекты:
«Ворсма от истоков к современности»
«Мой родной город»
«Святыни»
В ходе изучения природы родного края ребята выполняют информационные проекты. У нас создана фотогалерея «Край, в котором мы живем». Здесь собраны фотографии учеников и их родителей. В этом году часть фоторабот участвовала в районном фото-конкурсе и получили диплом победителя.
Если хотите, что бы души ваших воспитанников были чище, открыты доброте, что бы они задумались о «законах жизненного бытия» ведите их в лес, горы, дайте побыть наедине с природой. Души даже самых «трудных» мальчишек здесь раскрываются, они преображаются. Природа, это великая сила, влияния на наши души, сердца, умы! Но, к сожалению, человек привык жить в суете городов и потоков машин. Но только земля помогает нам понять самих себя.
Изучая климат родного края, мы с ребятами ходим наблюдать о состоянии погоды во время каждого сезона года. Ребята наблюдают как изменяется природа и как она прекрасна.Составляют розу ветров, графики, диаграммы. Проект «Времена года»
Изучение своего края через рассказы, чтение научных и литературных
произведений о своем крае или из бесед о родных местах.
Коллективное чтение обсуждение художественных произведений о природе. У меня является настольная книга нашего земляка Ивана Трубина << Хрустальные звоны>>. В классе мы читаем рассказы о природе и географических объектах, открываем карту и смотрим где находится озеро, река, тот объект о котором читали находим на карте. Составляем маршруты походов.
( Страница 51 <<Красавицы России>> из книги Ивана Трубина. Прочитав рассказ я попросила ребят написать о берёзе. Так родились строчки << Берёзкины слёзы>> - А через год я находила на поляне мою любимою берёзку, обнимала её и радовалась, что она подросла. Мне казалось, что она как подружка, и ждёт меня. Да и сейчас, когда мне грустно и кажется, что никто меня не понимает, я вспоминаю свою лесную подружку. И так хочется прижаться к ней и поделиться всем, что у меня <<наболело>>. И по этому каждой весной так больно видеть мне << Берёзкины слёзки>> .Большое значение имеет краеведческий материал в работе географической картой, с топографической картой, с планом участка.
Краеведение и экскурсии для изучения географических объектов. Экскурсия предлагает изучение местных объектов в естественной обстановке.
Персонификация краеведческого материала
Изучая биографии своих родственников, знаменитых земляков, ребята постигают мастерство жизни, выделяют жизненные приоритеты прославленных людей, сверяют свои поступки и дела с их делами и поступками.
- Моя семья
- Мой дом
- Моя улица ( история названия)
- Мой город.
Демографический портрет моей семьи.
Цель: повышение интереса учащихся к своим предкам и истории своей семьи.
Каждая семья - это часть населения нашего края и страны.Знание собственных корней, разговор с родителями о своих предках - развивает у учащихся интерес к проблемамнаселения. «Демографический портрет семьи» составляется на основе социологического опроса, который проводится у учащихся в своей семье. Учащиеся проводят дома беседу с родителями, обобщают полученную информацию, формулируют ответы, оформляют в виде таблицы.
Вопросы Особенности семьи Обобщение на примере семей класса
Количество детей в семьях прабабушки, бабушки, мамы Подтверждается ли общая тенденция изменения численности населения
Какое получили образование в семьях прабабушки, бабушки, мамы Подтверждаются ли общие особенности изменения образования
Какие в вашей семье были безвозвратные миграции, причины Какие миграции безвозвратные преобладают
В результате этой работы учащиеся в беседе с родителями выясняют историю своей семьи, сравнивают её особенность с общими чертами населения нашего края и России, знакомятся с такой формой получения информации, как социологический опрос.
Заключение.
Организуя изучение родного края всегда нужно помнить слова М. И. Калинина, который очень кратко , но ёмко сказал о важности этого вопроса: «Знакомство с «местной географией», с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной.