Программа полевой практики по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание



Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ульяновский педагогический колледж №4









ПРОГРАММа полевой практики

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования


МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавния
и экологическое воспитание


основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности СПО

Специальность 050146 Преподавание в начальных классах






















Ульяновск 2015г.


Пояснительная записка

Программа полевой практики по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 050146 Преподавание в начальных классах.
В системе профессиональной подготовки учителя начальной школы педагогическая практика занимает свое особое место. Главное назначение полевой практики – соединить теоретическую подготовку, которую будущий учитель получает по дисциплинам подготовки, с практической деятельностью учителя начальной школы. «Полевая практика» по естествознанию с методикой преподавания и экологическому воспитанию– составная часть подготовки учителя начальных классов.
В процессе работы во время полевой практики студенты колледжа углубляют и расширяют знания по естествознанию, методике преподавания естествознания, а так же приобретают базовые знания по основам сельского хозяйства, т.к., работая в школе, учителя обязательно ведут опытническую работу на пришкольном участке.
В ходе изучения природы у студентов формируется диалектико-материалистическое мировоззрение: природа рассматривается как единое целое, студенты учатся понимать и объяснять явления природы, устанавливать между ними взаимосвязи, выявлять закономерности.
Практика расширяет кругозор студентов, способствует их всестороннему развитию. В процессе выявления причинно-следственных связей в явлениях природы у студентов развивается мышление. Практика способствует выработке у студентов таких моральных качеств как коллективизм, дисциплинированность, бережное отношение к природе.
В ходе практики формируются следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риск и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ПК 4.2. Создавать на участке колледжа предметно – развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Неоценима роль практики в профессиональной подготовке студентов. Все содержание практики, формы и методы проведения ее отвечают задачам











































План проведения комплексной полевой практики


№ п/п

Наименование тем практики

Количество часов



Макс. нагрузка
Инфор.-метод.
работа
Прак. работа
Самост. работа

1
Инструктаж.
Наблюдения за солнцем, погодой. Экскурсия в окрестностях колледжа.
Ориентирование на местности с помощью компаса и местных признаков. Составление плана местности.
Практическая работа на участке.
1
7
1
2

3

2

2
Наблюдения за солнцем, погодой.
Экскурсия в Краеведческий музей.
Описание растений и животных нашего края. Практическая работа на участке.
9
3
3
3

3
Экскурсия «Формы поверхности нашего края». Знакомство с работой учителя начальных классов на пришкольном участке в отделе начальных классов. Практическая работа на участке.
8
2
4
2

4
Экскурсия на Черное озеро. Описание растений и животных водоема.
9
2
4
3

5
Экскурсия на гидрометеостанцию.

8
3
3
2

6
Экскурсия на реку Волгу.
Подведение итогов практики
7
1
2
1
3
2



ВСЕГО:

50

16

20

14










Содержание занятий на комплексной полевой практике

1 занятие – 6ч
1. Инструктаж. Содержание, задачи, порядок проведения комплексной полевой практики.
2. Приборы, используемые при наблюдениях за погодой: барометр, барограф, психрометр, осадкомерное ведро, гномон. Наблюдение за длиной тени по гномону в 9, 12, 15часов.
3. Наблюдения за погодой: осадками, облачностью, температурой, направлением ветра; их фиксация.
4. Экскурсия в окрестности колледжа с целью изучения влияния погодных условий на рост и развитие растений.
5. Ориентирование на местности с помощью компаса и местных признаков. Составление плана местности.
6. Работа на участке педагогического колледжа (посадка, полив, прополка цветочно-декоративных культур).

2 занятие – 6ч
1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики.
2. Экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство с экспонатами музея.
3. Знакомство с травами, деревьями, кустарниками, растущими в нашем крае. Знакомство с животными, которые обитают в нашем крае, и которые могут встретиться учащимся начальных классов на экскурсиях на луг, в лес, к водоему. Описание данных животных и растений в дневниках практики.
4. Сбор травянистых растений для гербария.
5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).

3 занятие – 6ч
1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики.
2. Экскурсия «Формы поверхности нашего края. Знакомство с рельефом и формами поверхности нашего края: равниной, горами, холмом, оврагом. Описание данных форм поверхности в дневниках практики.
3. Изучение теоретического материала об организации участка начальных классов на школьном учебно-опытном участке.
4. Знакомство с агротехникой основных культур, используемых при постановке опытов. Знакомство с особенностями оборудования, используемого при постановке опытов.
5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).

4 занятие – 6ч
1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики.
3. Экскурсия на Черное озеро Изучение растительного и животного мира озера. Наблюдение антропогенного воздействия на водоем.
4. Составление конспекта экскурсии в дневниках практики.
5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).

5занятие – 6ч
1. Экскурсия на гидрометеостанцию. Знакомство с приборами, которыми оборудована станция, с методами работы с ними.
2. Знакомство с историей создания гидрометеостанции в г. Ульяновске.
3. Составление конспекта экскурсии в дневниках практики.
4. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).

6занятие – 6ч
1. Экскурсия на реку Волга. Наблюдение антропогенного воздействия на водоем.
2. Оформление гербарных листов с травянистыми растениями.
3. Подведение итогов наблюдений за солнцем и погодой. Оформление дневников комплексной полевой практики.
4. Зачетные вопросы.
5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).









Литература

Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие. –М.: ВЛАДОС, 2011.
Герасимов, В.П. Животный мир нашей Родины / В.П.Герасимов. – М.: Просвещение, 2011. – 208с.
Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. – М.: Академия, 2010.
Козина Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Козина.
· М.: Академия, 2009.
Колесников, Е.В. Основы сельскохозяйственных знаний / Под редакцией доктора с/х наук Е.В.Колесникова. – М.: Просвещение, 2011. – 257с.
Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины / В.В.Петров. – М.: Просвещение, 2009. – 201с.
Петросова, Г.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Г.А.Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов - М.: Академия, 2010. – 176с.
Петросова, Г.А. Естествознание и основы экологии. - / Г.А.Петросова, В.П. Голов, В.И.Сивоглазов, Е.К. Страуд. - М.: Просвещение, 2009. – 304с.









13PAGE 15


13PAGE 14515




15