РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры» (углубленная подготовка) Специальность: 050141 Физическая культура Квалифи


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Спортивно-педагогический техникум
Департамента физической культуры и спорта города Москвы



«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СПО Спортивно-
педагогический техникум Москомспорта
А.В. Жмулин
_________________________
«___»____________ 2013 г.
 








РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


«Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»
(углубленная подготовка)









Специальность: 050141 Физическая культура
Квалификация: учитель физической культуры
Курс: 4
Форма обучения: очная

Москва - 2013
Рабочая программа профессионального модуля «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 050141 Физическая культура (углубленная подготовка), квалификация – учитель физической культуры



Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы спортивно-педагогический Колледж Департамента физической культуры и спорта города Москвы



Разработчики:






Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ТиМФКиС
от «2» сентября 2013 Протокол № 1












Зав.кафедрой Ушаков А.И.










Согласовано
И.о зам.директора по УР Власова Я.В.
СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
8

4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
12

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
13


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее –программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 Физическая культура (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности.

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области физической культуры и спорта.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:
анализа планов и организации внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры, разработки предложений по их совершенствованию;
определения цели и задач, планирования, проведения, анализа и оценки внеурочных мероприятий и занятий по физической культуре;
применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
проведения диагностики физической подготовленности обучающихся;
наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и занятий физической культурой, обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
ведения документации, обеспечивающей организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
уметь:
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры;
использовать различные методы и формы организации внеурочных мероприятий и занятий, строить их с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
комплектовать состав кружка, секции, студии, клубного или другого детского объединения и сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;
планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями;
подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь;
использовать различные методы и приемы обучения двигательным действиям, методики развития физических качеств, дозировать физическую нагрузку в соответствии с функциональными возможностями организма обучающихся при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных занятий;
применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;
организовывать, проводить соревнования и осуществлять судейство;
осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятии;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий и занятий;
анализировать внеурочные мероприятия и занятия, корректировать и совершенствовать процесс организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
знать:
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы внеурочной работы и дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
требования к планированию и проведению внеурочных мероприятий и занятий;
приемы, способы страховки и самостраховки;
формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
логику, анализ внеурочных мероприятий и занятий по физической культуре;
виды документации, требования к ее оформлению

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 303 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 195 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 126 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 69 часов;
производственной практики – 108 часов.








2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ПМ. 02 Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код
Наименование результата обучения

ПК 1.
Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.
Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ПК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 5.
Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 6.
Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности.

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12.
Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

ОК 13.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов





Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 2.1
ПК 2.3
ПК 2.6
Раздел 1. Методика организации проведения различных форм внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры
80
46
28
-
34
-
*
*

ПК 2.2
ПК 2.4
ПК 2.5
Раздел 2. Основы подготовки спортсменов

115
80
28

35

*
*

ПК 2.1-2.5
Производственная практика (по профилю специальности)
108

108


Всего:
303
206
56
-
69
-
*
108



3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.02.)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

МДК 02. 01. Методика внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры

181


Раздел 1.
Методика организации проведения различных форм внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры
80


Тема 1.1.
Внеурочные формы занятий физическими упражнениями
Содержание
6




Особенности внеурочных форм занятий. Типичная направленность, содержание и методика построения крупных форм: самодеятельные тренировочные занятия, физкультурно-рекреативные занятия, соревнования. Роль малых форм занятий в процессе физического воспитания

1


2.
Нормирование нагрузки и отдыха при воспитании физических качеств в отдельных занятиях и сериях занятий. Правила сочетания упражнений, стимулирующих развитие физических качеств

2


3.
Принципиальные основы сочетания различных методических направлений при воспитании физических качеств. Проблема обеспечения «переноса» умений, навыков, тренированности

1


Практические занятия
16




Разработать организационные основы и методику проведения физкультминуток, физкультпауз. Разработать организационные основы и методику проведения подвижных перемен

2



Разработать организационные основы и методику проведения занятий оздоровительной физической культурой с подготовительной группой

2



Разработать организационные основы и методику проведения спартакиад

2



Разработать организационные основы и методику проведения военизированных игр, экскурсий, малых туристских мероприятий

2

Тема 1.2.
Особенности содержания и методики проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий
Содержание





1.
Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня учащихся младшего, среднего, старшего школьного возраста. Методика формирования правильного свода стопы и профилактика плоскостопия школьников

2


2.
Организация, содержание и проведение спортивных праздников школьников («Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Лыжные гонки», «Легкоатлетические кроссы» и др.)

2


3.
Организация, содержание и проведение занятий физическими упражнениями в группах продленного дня

2


4.
Оздоровительно-профилактические мероприятия в режиме учебного дня учащихся младшего, среднего, старшего школьного возраста. Методика формирования правильной осанки. Основы самоконтроля за физическим состоянием школьников

2


5.
Крупные спортивно-массовые мероприятия. Соревнования допризывной молодёжи

2


Практические занятия
10



1.
Методика проведения спортивного часа школьников. Методика проведения подвижных перемен школьников. Организация, содержание и проведение «Часа здоровья» в школе

2


2.
Методика закаливания школьников

2


3.
Дыхательная гимнастика школьников. Гимнастика для глаз школьников

2

Тема 1.3.
Планирование и контроль в процессе внеучебной физкультурно-спортивной деятельности
Содержание
*



1.
Значение планирования и контроля в процессе физического воспитания. Наиболее важные требования, предъявляемые к операциям планирования в области физической культуры и спорта. Временные масштабы и логика планирования

2


2.
Единство педагогического, врачебного и самоконтроля в процессе физического воспитания

1


3.
Объекты, подлежащие контролю в процессе физического воспитания, Проблема выбора наиболее информативных показателей

1


Практические занятия
10



1.
Исходные документы планирования и их типичные формы. Общая характеристика основных операций планирования. Педагогический контроль как система мер по проверке выполнения планов

3


2.
Разновидности контроля в практике физического воспитания. Содержание и технологии оперативного и итогового контроля

3


3.
Методы и приемы регистрации и анализа получаемой информации. Использование современного исследовательского оборудования

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1
34


1. Разработка планов-конспектов проведения всех изучаемых форм занятий физическими упражнениями.
2. Подготовка учебных карточек с комплексами физических упражнений и подвижных игр для практического использования (не менее 5 карточек для каждой формы внеучебной физкультурно-спортивной работы)




МДК 2. Основы спортивной подготовки детей и подростков

*


Раздел 2.
Основы подготовки спортсменов
115


Тема 2.1.
Характеристика отдельных аспектов методики подготовки спортсменов
Содержание
*



1.
Понятие «спортивная техника». Особенности обучения технике двигательных действий в подготовке спортсменов

1


2.
Средства технической подготовки. Техническая подготовка как многолетний процесс, его стадии. Логика решения задач в технической подготовке в большом цикле подготовки спортсменов

2


3.
Понятие «спортивная тактика». Тактические знания, умения, навыки и качества тактического мышления как основа тактического мастерства. Выявление сенситивных периодов в развитии человека, позволяющих с наибольшей эффективностью стимулировать прогресс отдельных качеств

2


4.
Особенности морально-волевой и специальной психической подготовки спортсменов. Этическое воспитание. Формирование мотивационной основы занятий спортом, установок, способствующих решению задач в подготовке спортсменов

2


5.
Определение оптимальной последовательности использования соответствующих средств и методов в связи с логикой подготовки и индивидуальными особенностями спортсменов

2


Практические занятия
10



1.
Методика разработки тактического замысла. Практические элементы тактики как средства реализации тактического замысла

2


2.
Анализ свойств организма, обусловливающих проявление качественных характеристик двигательной активности. Подбор средств и методов воздействия на них

2


3.
Особенности совершенствования физических качеств спортсменов. Определение целесообразного уровня развития отдельных качеств и их оптимального соотношения в структуре физической подготовленности

3

Тема 2.2.
Структура подготовки спортсменов.
Содержание
*



1.
Основные характеристики структуры подготовки спортсменов: соотношение различных по специфичности упражнений в общем объеме средств подготовки, система взаимосвязи сторон и разделов подготовки, последовательность и взаимосвязь отдельных занятий и более крупных звеньев подготовки

2


2.
Классификация структурных объектов подготовки спортсменов в зависимости от их протяженности во времени. Логическая завершенность как основная характеристика структурных объектов подготовки спортсменов. Факторы, обусловливающие структуру малых, средних и больших структурных объектов подготовки спортсменов: взаимодействие процессов утомления и восстановления, необходимость повторного воздействия на отдельные компоненты подготовленности, общий режим жизнедеятельности. Характерные типы структурных объектов подготовки спортсменов. Логика их взаимосвязи

2


3.
Понятие «спортивная форма». Закономерности развития спортивной формы как основа построения макроциклов подготовки спортсменов. Оценка спортивной формы по качеству соревновательной деятельности спортсменов: критерии прогрессирования и стабильности результатов

2


4.
Традиционные схемы построения макроциклов подготовки спортсменов, динамика результатов, характерная для них

2


5.
Стадии и этапы многолетней подготовки спортсменов: стадия базовой подготовки, включающая этап предварительной подготовки и этап начальной специализации; стадия максимальной реализации спортивных возможностей, включающая этап углубленной специализации и этап высших достижений; стадия спортивного долголетия, включающая этап сохранения достижений и этап поддержания общей тренированности

2


6.
Подготовка спортсменов как многолетний процесс. Представление об оптимальной биологической зрелости и сроках, необходимых для достижения высших результатов

2


Практические занятия
10



1.
Особенности построения периодов макроцикла подготовки спортсменов: подготовительный период и его обще-подготовительный и специально-подготовительный этап; простая и сложная структура соревновательного периода, «промежуточный» этап в соревновательном периоде, разновидности построения этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию; переходный период

3


2.
Разработка планов подготовки спортсменов различной квалификации и специализации

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2
35


Разработка содержания микро, мезо и макроциклов подготовки спортсменов в разных видах спорта, разной квалификации (новички-разрядники).
Разработка календаря соревнований в зависимости от специфики вида спорта.
Разработка положений соревнований в зависимости от их масштаба и специфики вида спорта




Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ:
Познакомиться с администрацией, педагогическим и ученическим коллективом школы, спортивного клуба их традициями и материально-техническим обеспечением.
Заслушивание сообщения представителя администрации образовательного учреждения: «Основные направления работы, традиции и перспективы развития, распорядок дня и требования, предъявляемые к учащимся, занимающимся».
Заслушивание сообщения врача образовательного или физкультурно-спортивного учреждения: «Состояние здоровья и уровень физического развития учащихся, медицинский контроль в процессе физического воспитания».
Проведение беседы с педагогом, тренером группы об особенностях коллектива, системе и планах воспитательной работы.
Проведение наблюдения серии показательных занятий, особенностей методики физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Изучение методической литературы по рекомендации педагога, инструктора тренера базового образовательного учреждения и методиста Университета.
Участие в наблюдении и обсуждении фрагментов занятий,