Статья ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шангина Наталья Николаевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества № 4»
ddt4_nkz@mail.ru
Проблема одаренности за рубежом широко разрабатывается в теоретическом и практическом плане. Существует множество концептуальных и практических моделей одаренности, созданы крупные национальные программы поиска, выявления и развития одаренных детей. Осуществляется подготовка педагогов для работы с одаренными детьми на основе специально разработанных требований.
В нашей стране в последнее время педагоги и психологи также говорят о необходимости выявления и развития одаренности детей. Но опыт работы и исследований в этом направлении еще не такой большой и основательный, как за рубежом. Программа «Творческая одаренность», которую разрабатывает лаборатория НИИ общей и педагогической психологии под руководством академика А.М. Матюшкина - одна из самых молодых. В силу этих обстоятельств в определении одаренности, характеристике одаренных детей и требований к их обучению, развитию используется зарубежный опыт.
Большинство зарубежных исследований рассматривают два аспекта одаренности: интеллектуальный и творческий. Они считают, что одаренность ребенка проявляется довольно рано, в раннем и дошкольном возрасте, и может быть выявлена с помощью специальных стандартизированных тестов, оценочных шкал, систематизированных наблюдений. Однако одаренность может быть установлена только профессионально подготовленными людьми-психологами.
В условиях дополнительного образования детей также может проводиться работа по выявлению и развитию творческой одаренности детей, раскрытию их таланта. Этому будет способствовать занятия детьми по программам художественно-эстетической направленности, возможность у детей проявить свой талант, принимая участие в конкурсах разного уровня, творческая самореализация.
Меня, как педагога, реализующего программу «Изобразительное декоративно-прикладное творчество», также интересует вопрос о возможности раннего выявления и раскрытия художественных способностей детей, как проявления творческой одаренности. Чтобы выявить творчески одаренного ребенка, педагог должен вести систематическое педагогическое наблюдение за учащимися и знать характерные признаки художественных способностей детей, например, опираясь в своей работе на тест – анкету, разработанную зарубежными учеными психологами, специалистами в области детской психологии А.де Хааном и Г. Кафом.
Художественные способности ребенка могут проявиться в следующем:
- не находя слов или захлебываясь ими, ребенок прибегает к лепке, рисованию для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;
- в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то одного;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение, украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
- не робеет высказывать собственное мнение даже попробовать критиковать их, приводя разумные доводы.
Нельзя забывать, что талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни» и не проявляться бурно. И что ребенок может быть разносторонне одарен.
Особенности условий, способствующих раскрытию художественных способностей, творческой одаренности детей.
Традиционные занятия в школе уделяют большое внимание логически, цифровым процессам. Дополнительное образование создает условия для раскрытия таланта ребенка, для его самовыражения. Поэтому одаренных детей следует активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, изобразительным и прикладным искусством. Развивая учащегося, его талант, не стоит забывать о том, что он ребенок, а не взрослый, и нужно дать ему полноценно прожить период детства.
В своей работе педагог может оформлять стенд детскими работами, на занятиях находить достойное похвалы, сопоставлять новые результаты работы с прошлыми его достижениями, обращая внимание на самосовершенствование. Педагог, обучающий ребенка рисовать, прежде всего, должен стремиться пробудить в ребенке живой интерес, научить ребенка мыслить, чувствовать, научить видеть прекрасное, что будет находить выражение в его творческих работах, в развитии его как одаренной личности. Для развития одаренной личности нужны определенные условия - разнообразие материала для творчества, впечатлений (богатый демонстративный ряд на занятиях искусством, содержательные рассказы педагога, рассказы, доклады детей по теме, выезд на природу, посещение музеев, путешествия с родителями, общение со сверстниками и т.д.) для самовыражения. На занятиях должна царить атмосфера вдохновения, педагог сам должен быть творческим человеком, стремящимся увлечь детей за собой, раскрыть для них мир прекрасного, тогда и ребенку захочется проявить себя, проявить свои способности и талант.
Для создания атмосферы вдохновения должно быть:
1. Признание ранее не признанных или не использованных возможностей ребенка.
2. Уважение желания ребенка работать самостоятельно.
3. Предложение ребенку свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели.
4. Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников.
5. Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
6. Поощрение работы над проектами, которые предложили дети.
7. Исключение какого-либо давления на детей, свободная атмосфера.
8. Подчеркивание положительного значения индивидуальных различий.
9. Уважение потенциальных возможностей учащихся.
10.Оказание авторитетной помощи, учитель должен быть единомышленником для детей.
В своей работе педагог может использовать методику изучения детской креативности, как черты личности ребенка, его способности к творчеству как процессу, в результате которого он создает что-то новое, оригинальное (автор - Тупик Е.Е.). Методика может использоваться целиком для определения уровня креативности детей, или отдельные ее задания как один из способов развития творческих способностей детей: необычное использование предмета, составление предложений по заданным буквам, словесная ассоциация, составление изображений по заданным фигурам, создание разных эскизов на основе одной фигуры, спрятанная форма, задания со спичками. Также можно использовать методику «несуществующее животное», «придумай героя».
Внимательно относясь к особенностям одаренных детей, создавая условия для проявления и развития творческих способностей, педагоги и родители смогут понять их и стимулировать развитие творческой одаренности.
Литература
1. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Российское педагогическое агентство, 1997г.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 352с.








15