Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс Составитель Игуменова Ю. Г., учитель ОРКСЭ


02-04
Управление образования администрации Мариинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская основная общеобразовательная школа»
Кемеровской области
 
РАССМОТРЕНА
Протокол заседания педагогического
совета
от ____________20__ № ___
УТВЕРЖДЕНА приказом
МБОУ «Калининская ООШ»
от_________20 № ____
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс
Составитель
Игуменова Ю. Г.,
учитель ОРКСЭ
Калининский 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с правовыми нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) от 6.10.2009 № 373
Положением о порядке разработки рабочей программы по учебным предметам (курсам) в условиях перехода на ФГОС МБОУ «Калининская ООШ», утв. приказом МБОУ «Калининская ООШ» от 02.09.2013 №166
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение учащимися к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию. особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика курса:

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний учащихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный курс, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1.Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2.Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3.Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Описание места курса
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики»
На изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе отводится 1 час в неделю - 34 часа

Описание ценностных ориентиров содержания курса
• Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
• Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
• Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Предметные результаты – овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее.
Содержание курса
Раздел 1. В мире культуры (4 часа)
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме вфольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,Боотур, Урал-батыр и др.).Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, ИванСусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (СергийРадонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу надфашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности
на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи вфольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура ( 8 часов)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешниеособенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)
– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманскойлитературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир (4 часа)
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Список литературы для учащихся:
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс,. [Текст]: учебник/ Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. М.: Вентана-Граф, 2013

Список литературы для учителя:
Виноградова Н.Ф. Программа по учебному предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс,. [Текст]: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. М.: Вентана-Граф, 2013
Цифровые образовательные ресурсы:
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/Учительский портал: http://www.uchportal.ru/http://www.zavuch.info/официальный сайт образовательной программы «Школа России»:school-russia.prosv.ruДетские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http:// scool- collection.edu. ruВсемирная история в интернете http:// www.hrono.ruИстория стран и цивилизаций http: // www. istorya. ruБиблиотека античной литературы http:// сyrill.newma.ruКоллекция: мировая художественная культура http:// artclassic.edu.ruТехнические средства обучения:
Мультимедийное оборудование
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
Раздел Кол-во часов Характеристика видов деятельности
Раздел 1. В мире культуры (4 часа) Ученые, деятели культуры и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
(14 часов) Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки оразных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Пример героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества. Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально. Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям.
Раздел 3. Религия и культура
( 8 часов) Роль религии в развитии культуры человека и общества. Использование религиозных и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения. Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. Возникновение иудаизма. Тора и ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
(4 часа) Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры. Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек – неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность.
Раздел 5. Твой духовный мир. (4 часа) Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения. Защита проектов по выбранным темам.
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема Дата
В мире культуры (4 часа)
1 Величие многонациональной российской культуры 2 Величие многонациональной российской культуры 3 Человек-творец и носитель культуры 4 Человек-творец и носитель культуры. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
5 «Береги землю родимую, как мать любимую» 6 «Береги землю родимую, как мать любимую» 7 Жизнь ратными подвигами полна 8 Жизнь ратными подвигами полна 9 В труде – красота человека 10 В труде – красота человека 11 «Плод добрых трудов славен» 12 «Плод добрых трудов славен» 13 Люди труда 14 Люди труда 15 Бережное отношение к природе 16 Бережное отношение к природе 17 Семья – хранитель духовных ценностей 18 Семья – хранитель духовных ценностей Религия и культура ( 8 часов)
19 Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. 20 Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. 21 Культура ислама. 22 Культура ислама. 23 Иудаизм и культура. 24 Иудаизм и культура 25 Культурные традиции буддизма. 26 Культурные традиции буддизма. Как сохранить духовные ценности (4 часа)
27 Забота государства о сохранении духовных ценностей 28 Забота государства о сохранении духовных ценностей 29 Хранить память предков. 30 Хранить память предков. Твой духовный мир (4 часа)
31 Что составляет твой духовный мир. 32 Твоя культура поведения и твои нравственные качества 33 Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 34 Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся