Конспект урока по русскому языку Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода


Тема урока: Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
 Цель: учить определять род имен существительных с шипящим на конце.
Оборудование: карточки с заданиями, карта достижений.
№этапа Этап урока    Время Деятельность учителя          Деятельностьученика
1 Орг. момент ицелеполагание.
Словарная работа. Постановка проблемы. 7 мин    Знакомит с темойурока и целью            Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
2 Самостоятельная работа. 25 мин Организует самостоятельную работу, раздает вопросы, оказывает индивидуальную помощь.         Знакомятся с теоретическим материалом, вопросами, отвечают письменно.
3 Физминутка2 мин Показывает Повторяют
4 Беседа по заданиям карточек.      3 мин Задает вопросы.           Отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения
5 Рефлексия      2 мин  Подводит итог, анализирует таблицу.         Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
6 Индивидуальное домашнее задание.         1 мин     Предлагает задание. Желающие записывают задание
1 Орг. момент.
Если хмуритесь с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь! И тихонечко садитесь.

Словарная работа. Постановка проблемы.
- Выпишите слова в два столбикаП…льто, в…р…бьи, к…ньки, д…ревья, м…рковь, пом…щь.- Какую работу может выполнять мягкий знак?
- По какому признаку записаны слова в каждом столбике?плащ вещьнож рожькамыш мышьключ ночь2. Самостоятельная работа. Уровень А. 1. Допиши, если необходимо, ь. Ноч                            чиж                            камыш                       морж Пейзаж                      экипаж                       ландыш                      дич Ключ                          реч                              рож                             мелоч Помощ                       чертёж                       лещ                             марш   
2. Запиши слова, изменяя их по образцу: ключи - ключ.
Ландыши- _____, вещи- _______, малыши- , мыши-_________, камыши-___________, куличи-_________, ночи-_____________.
3 Замените синонимами с шипящими на конце.Неправда - …., тьма - … ,тишина - …., поддержка - …. .доктор - …., сила - ….,Уровень Б.1. Выпиши из рассказа имена существительные с шипящим на конце в два столбика.  Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь.  Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж. 
 Впиши подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, укажи их род.
Душистый … , футбольный …, яркий …, золотая …, вкусный …, красный …, скорая …, верный …. 
Уровень С.
1 Если необходимо, допиши ь. Найди и зачеркни на каждой строчке лишние слова.Рож.., чиж.., нож.., стриж...Плащ.., плющ.., помощь.., лещ...Ложь, дочь, тишь, мяч.2. Подбери к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, укажи род.
-Чёрная птица, вестник наступающей весны-…____________________________________________
-Предмет, на котором ездил Емеля-…__________________________________________________
-После вечера наступает-…____________________________________________________________
-Дикие птицы и животные как предмет охоты-…___________________________________________
-Суп со свёклой и другими овощами-…___________________________________________________
-В поле колосится золотая-…____________________________________________________________
-Непроходимая, лесная-…______________________________________________________________
-Плохое настроение вместе с капризами-…________________________________________________
- Место, где купаются и загорают-________________________________________________________
- Растение на болоте______________________________________________________________________- Приспособление, с помощью, которой открывают дверь______________________________________
- Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками__________________________________________
- Она бывает устная и письменная__________________________________________________________
Дополнительное задание.
Выполните тест по теме: «Имена существительные» (правильный ответ обведите).
1. Имя существительное — это часть речи,
а) которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?
б) которая отвечает на вопрос кто? что?
2. Имя существительное — это часть речи, которая обозначает
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) предмет, явления природы.
3. Имена собственные пишутся
а)с маленькой буквы;
б)с большой буквы.
4. Собственные имена существительные —
а)это географические названия, клички животных, имена, отчества, фамилия людей.
б) это названия предметов домашнего обихода, названия птиц, животных, месяцев.
5. а)Имена существительные по числам не изменяются;
б)Имена существительные изменяются по числам.
6. Имена существительные бывают
а)только мужского и женского рода;
б) мужского, женского и среднего рода;
в) только среднего рода.
7. Имя существительное – это…(а) часть слова  (б) часть речи (в) член предложения.
8. а)одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? ,а неодушевлённые — на вопрос кто?
б)одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? ,а неодушевлённые — на вопрос что?
Физминутка.
Беседа по заданиям карточек.
- В каких случаях в именах существительных с шипящим на конце пишется ь?
Рефлексия
Индивидуальное домашнее задание.
- Если хотите можете написать небольшой рассказ используя имена существительные с шипящим на конце.