Конспект урока по теме Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода.


Ф.И.О. учителя: Валенкова Лидия Михайловна.
УМК «Планета знаний»
Предмет: русский язык.
Класс: 3
Тема: Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода.
Планируемые результаты:
Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
Метапредметные:
Познавательные УУД: использование знаково-символического средства, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать алгоритм для решения задачи, устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учитывать правило в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку учителя;
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные:
- мотивационная основа учебной деятельности, учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.

Этапы урока Содержание
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент Итак, друзья внимание –Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее –Начнем скорей урок.
-Садимся и выполняем правила посадки
Организуют рабочее место. Эмоциональный настрой на работу.
2. Настрой на работу. Настраивает на работу:
- Прочитайте пословицу на доске
«Знания собираются по капле».
-Как вы понимаете её смысл?
- Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.
-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний. Рассуждают, предлагают свои варианты ответа Личностные: мотивационная основа учебной деятельности.3.Актуализация знаний +минутка чистописания. Учитель акцентирует внимание:
МЫШЬ И КАМЫШ
Камышам пищала мышь:— Шорох ваш нарушил тишь!Шепчут шумно камыши:Тише, мышка, не шурши!Шелест твой услышит кошка.Шла бы к бабушке, ты, крошка!Не послушаешься, мышка,—Кошка сцапает, глупышка!В. Кремнев
- Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других?
-Дайте характеристику звуку [Ш].
- Какие согласные называются шипящими ?- Назовите шипящие звуки.
-Что вы знаете об этих звуках?
- Какими буквами обозначаются шипящие звуки?
- Какие буквы будем писать на минутке чистописания?
– Посмотрите на доску , вспомните как правильно пишутся строчные буквы ж, ш, щ ,ч.
- Придумайте и напишите цепочку из этих букв.
-Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.
-Молодцы!
Аккуратно написалиИ нисколько не устали.
- Продолжаем работать дальше… Анализируют звуки.
Выполняют чистописание по образцу.
Показывают придуманную цепочку букв на доске.
Анализируют написанные буквы. Познавательные: использование знаково-символического средства.4. Создание ситуации, приводящей к постановке темы и целей урока..Повторение о роли мягкого знака.
-Отгадайте загадки, отгадки напишите.
Четвертый месяц как шагнет,
Так с треском лопается лёд.
(апрель)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский …
(почтальон)
-Что общего в записанных словах?
-Одинаковую ли работу выполняет он во всех словах? Какую?
Чтение стихотворения учителем:
Мягкий знак – хитрый знак.Не сказать его никак.Он не произносится,Но в слово часто просится.
Хоть буква ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой.
- Какую роль выполняет Ь в русском языке?
-Прочитайте слова, записанные на доске:
-Тетрадь, печь, речь, лисья, воробьи, пень, банька, перья, рожь, дочь, меч, шалаш, ёж.-Назовите слова, в которых есть мягкий знак – показатель мягкости. Запишем их в 1 столбик
-Назовите слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Запишем их во 2 столбик.
-Назовите оставшиеся слова. Запишем их в 3 столбик.
-Давайте произнесем последний звук каждого слова.
-Так что же получается: звуки произносятся абсолютно одинаково, но в некоторых словах мягкий знак присутствует, а в других его нет. Почему так? (Предположения)
- Что вы знаете об имени существительном? Приведите примеры.
Какую задачу поставим на уроке?
- Я предлагаю к нашему уроку взять эпиграф:
Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.
Составляют слова.
Сравнивают, анализируют.
Показывают готовность, соединив свои ладошки друг с другом над головой.
Распределяют слова в тетради, при проверке на доске.
Предполагают, что на уроке они узнают ещё об одной роли мягкого знака.
Личностные: учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
5.Открытие детьми нового знания. Давайте прочитаем слова: нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь.-Как вы думаете, что объединяет эти слова?
- Разделите эти существительные на 2 группы. Запишите в тетрадь в 2 столбика.
- Какие существительные определили в 1 группу? Что их объединяет?
- Какие существительные определили во 2 группу?
-Что объединяет эти существительные? Рассуждают и выполняют задание. Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
А) Работа в группах На уроке мы должны познакомиться с правилом написания ь знака после шипящих на конце существительных, научиться это правило применять, работать дружно и слаженно. Это правило можно прочитать в учебнике, а можно попробовать самим вывести. Как поступим? Хорошо, тогда разделимся на группы.
(Работа проходит в группах, согласно индивидуальным особенностям детей)
Каждая группа получает карточку, на которой записано 2 группы слов. Для некоторых групп на карточках есть подсказки. (I – написано 6 слов в два столбика, подписан род каждого существительного, II - написано 6 слов в два столбика, задание: определить род, III – записаны 6 слов, задание: записать слова в 2 столбика, определив род. Для всех групп слова одинаковые, задание: сделать вывод о написании мягкого знака у существительных после шипящих). Дети выводят правило написания мягкого знака после шипящих у имён существительных.
Проверка работы. (Начинает говорить самая «слабая» группа, заканчивает и подводит итог работы самая «сильная» группа.)
Обсуждают, предлагают варианты.
Ситуация выбора.
Рассуждают и выполняют задание.
Коммуникативные УУД : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Б) Работа по учебнику - Где мы можем проверить наш вывод?
-Откройте учебники на с. 52 и прочитайте правило.
- Правильно ли мы с вами сделали вывод?
- Какова же роль мягкого знака в словах: рожь, дочь?
-Является ли ь орфограммой?
-Правильно, мягкий знак является орфограммой и выполняет грамматическую роль.
Чтобы знать, как писать
Надо род определять.
Если женский род, то надо мягкий знак употреблять.
Если род мужской у слова, нету знака никакого!
-Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Обобщают полученные знания и составляют новое правило о правописании мягкого знака.
Проговаривают правило.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
6.Физкультминутка Задание: если услышите имя существительное у которого надо писать ь знак - приседаете, если услышите имя существительное у которого не надо писать ь знак – хлопайте в ладоши.

Мяч, сторож, морж, дочь, дичь, королевич, дрожь, ключ, мышь, циркач, плач, брошь, ёрш, речь, усач, течь, горечь, нож.Личностные: установка на здоровый образ жизни.
7.Построение алгоритма решения орфографической задачи. -А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих.
-Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.
- Что ,по вашему мнению, мы должны выяснить сначала?
А дальше?
- Молодцы! Мы с вами составили памятку , которой можно пользоваться , чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих.
1. Определи, является ли проверяемое слово именем существительным. Если нет, проверь написание по словарю, уточни у взрослых.
2. Определи род имени существительного.
Если существительное мужского рода,
писать ь не надо. Если существительное
женского рода и стоит в единственномчисле, нужно писать ь.
Составляют алгоритм выполнения практической задачи.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
8. Применение нового знания на практике. Выполним упражнение № 42 на с. 53
-Проверяем.
-Кто выполнил так же?
-Кто не согласен?
-У кого возникли затруднения? Применяют новое умение на практике.
Рассуждают с помощью алгоритма. Объясняют правописание слов с новой орфограммой. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: использовать алгоритм для решения задачи.
9.Обобщение знаний по теме. Вернёмся к словам, с помощью которых мы определили задачу нашего урока. ( Этап урока №4). Теперь вы можете объяснить, какую роль выполняет Ь в этом столбике?
- К какому выводу пришли?
А сейчас проведем небольшой тест, который позволит нам обобщить свои знания.
1. Мягкий знак может выполнять:
у) 3 роли;
и) 2 роли;
о) 1 роль.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
м) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;
н) пишется только на конце слова;
к) после приставок между согласными;
3. Разделительный мягкий знак пишется…
с) между двумя согласными;
н) между согласной и гласной в корне слова;
т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;
4. На конце существительных ж. р. после шипящих:
и) всегда пишется мягкий знак;
ы) не пишется мягкий знак.
5. На конце существительных м. р. после шипящих:
ц) не пишется мягкий знак;
щ) пишется мягкий знак.
6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
я) на число;
Посмотрите внимательно на буквы , которые вы записали? Какое слово у вас получилось? (умница)
- Сегодня на уроке вы все были умницами! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК Делают вывод о том, что их знания по теме «Мягкий знак» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроках
Выполняют тест.
Анализируют свою деятельность на уроке и обобщают сведения о новых знаниях. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату
10.Домашнее задание. Учебник с.53 № 43, правило с. 52. 11. Рефлексия. Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минуту,
Восстановим зоркость глаз,
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Ни печали , ни тревог,
Потрудились славно дети,
Завершается урок!
-Открываем глазки.
У вас на парте лежат капельки вашего нового знания.
Если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались - возьмите каплю синего цвета.
Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения , вам не очень понравилась работа на уроке.
-Жёлтую - вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.
- А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний.
Урок закончен. Всем большое спасибо. Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.