Консультация для родителей: «Формирование навыка употребления разделительного мягкого знака»


Консультация для родителей:
«Формирование навыка употребления разделительного мягкого знака»
Одной из наиболее распространённых и стойких ошибок в письменных работах обучающихся начальной школы является пропуск разделительного мягкого знака. Как известно, разделительный мягкий знак употребляется в середине слова после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И. Часто дети не могут понять, почему в слове СЕМЬЯ пишем разделительный мягкий знак, а  слово СЕМЯ – без Ь? Наибольшие трудности испытывают школьники с речевыми проблемами, так как у них снижен фонематический слух и нет так называемого «речевого чутья». Как помочь таким детям?
В первую очередь – научить улавливать паузу (остановку) после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И. Дать почувствовать, что в слогах с разделительным Ь гласный отлетает от согласного, как бы спотыкается, образуется пауза. Очень эффективно включать в работу движения рук. (А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»))
МЯ,НЕ,РЮ… «ровная» дорожка, МЬЯ,НЬЕ,РЬЮ… –«волна».
Дети должны обязательно убедиться, что, когда в слоге появляется разделительный Ь, язык сильнее поднимается(напрягается) и немного отодвигается назад, напряжены и щёки, и губы. Поэтому произносим слоги с разделительным Ь перед зеркалом.
Работа по закреплению навыка употребления разделительного Ь должна идти на всех языковых уровнях и на разнообразном материале.
Закрепление разделительного Ь на уровне слога.
Дидактическая игра «Наоборот»:
Бросить ребёнку мяч и произнести слог со слитным звучанием согласного и гласного, ребёнок возвращает мяч и произносит согласный и гласный раздельно: МЯ – МЬЯ, ПЯ – ПЬЯ, СИ – СЬИ..Дидактическая игра «Эхо»;
Ребёнок должен прочитать и  повторить цепочки слогов:
СЯ –СЬЯ –СЯ, ЗЬИ –ЗИ –ЗЬИ, НЬЯ –НЯ –НЬЯ…
Дидактическая игра «Будь внимательным»:
Называть слова с разделительным Ь и без него, ребёнок должен показать карточку, на которой написан соответствующий слог:ЛЯ – ЛЬЯ
Коля – колья
Валя – Наталья;
ЗЯ – ЗЬЯ
Кузя – друзья, хозяин – козья (шерсть)..Закрепление разделительного Ь на уровне слова.
Дидактическая игра «Один - много»:
Бросаете ребёнку мяч, называете  предмет в ед. числе, ребёнок должен назвать во мн. числе. Затем предлагаете записать  образованные слова(мн.числа)
Стул –стулья, полено –поленья, звено –звенья, соловей –соловьи, ручей – ручьи, крыло – крылья…
Дидактическая игра «Найди имена»:
Ребёнок должен подобрать к «детскому» имени взрослое и записать его:
Соня – Софья, Маша – Марья, Наташа -…, Илюша -…, Даша -…
Дидактическая игра «Образуй отчество»:
Ребёнок должен записать отчество: Василий –Васильевич, Юрий –Юрьевич, Валерий – Валерьевич…
Дидактическая игра «Угадай слово»:
Ребёнок должен угадать и записать последнее слово:
Звонко у моих ворот                             Мама, папа, брат и я
Резвый конь копытом …. (бьёт)            Вот и вся моя …. (семья)
Мы с сестрёнкою вдвоём                       К дню рожденья Кате
Утром чай с малиной … (пьём)             Мама сшила ….. (платье)
Дидактическая игра «Четвёртое лишнее»
Ребёнок должен найти слово, которое пишется без мягкого разделительного знака:
Счаст…е, пт…ицы, в…ют, крыл…я;
Бел…ё, руч…и, кл…юшка, брат…я.
Закрепление разделительного Ь на уровне словосочетания.
Дидактическая игра «Одним словом»:
Ребёнок должен заменить словосочетание одним словом -  именем прилагательным и записать его:
Лапка кошки – (кошачья), следы зайца -…, нора барсука -…, шерсть собаки -…
Дидактическая игра «Помоги Незнайке»:
Ребёнок должен найти ошибки и правильно записать словосочетания:
Кошачя шерсть, яркие перя, барсучя нора, медвежя шкура, большая семя.
Закрепление разделительного Ь на уровне предложения.
Учить детей сопоставлять по звучанию и значению слова, которые различаются только разделительным Ь.
Коля – колья, семя – семья, полю –полью, солю – солью, полёт – польёт.
Чтение скороговорок, пословиц, поговорок и нахождение в них слов с разделительным мягким, можно выписать(продиктовать):
Меланья – болтунья молоко болтала – болтала, да не выболтала.
Курьера курьер обгоняет в карьер. У нас на дворе подворье.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Закрепление разделительного Ь на уровне текста.
Прочитать стихотворение, записать по памяти:
Теплее солнце греет.
Покинул снег поля.
И ожили деревья –
Зелёные друзья.
Прочитать текст, где нужно, вставить ь разделительный:
В тиш…ине раздался выстрел. Убитая бракон…ером птица лежала на бер…егу. Она раскинула крыл…я. Пер…я были окрашены кров…ю. В небе тоскливо кричали пт…ицы.
Успехов всем!