Конспект коррекционного занятия по письму в 4 классе по теме Правописание разделительного мягкого знака



ОГКОУ Никольская школа-интернат











Конспект
группового коррекционного занятия по письму,
проведенного в 4 классе по теме:
«Правописание разделительного мягкого знака».










Учитель: Дьякова С.В.




2012 год

Тема занятия: «Правописание разделительного мягкого знака».
Цель: ликвидация пробелов в знаниях детей по теме : «Правописание разделительного мягкого знака».


Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с гостями, садитесь .
II. Сообщение целей занятия
- Я сегодня неслучайно пригласила вас на занятие. Проверив ваши диктанты, я увидела, что вы не дружите с одной буквой. А мне очень хочется , чтобы вы с ней подружились. Какая это буква вы догадаетесь, выполнив задание.
III. Актуализация знаний.
- Возьмите из папки карточку № 1и выполните задание:
- зачеркните буквы, обозначающие гласные звуки;
- зачеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
- Какую букву вы не зачеркнули?
-Так с какой же буквой вы не дружите?
- Ребята, почему вы не зачеркнули мягкий знак?
- Для чего же он нужен в русском языке?
IY. Работа по ликвидации пробела.
1.Анализ слов.
- Рассмотрите картинки на доске. Что изображено на первой картинке?
+ Мальчик отправляет ракету в полёт.
- Что изображено на второй картинке?
+ Скоро польёт дождь.
-Разделите первое слово на слоги. Сколько в нём слогов?
+ Два слога.
- Сколько слогов во втором слоге?
+ Два слога.
- Чем эти слова похожи?
+ В словах по два слога, первый слог одинаковый.
- Чем слова отличаются?
+ По смыслу, второй слог в словах разный.
- Произнесите второй слог в первом слове несколько раз. Посмотрите в зеркало, что происходит с языком?
- Произнесите второй слог во втором слове несколько раз. Посмотрите в зеркало, что происходит с языком?
-Что вы слышите?
+Согласный и гласный произносятся отдельно.
-Если согласный и гласный не сливаются при произношении , то на письме будем обозначать буквой « ь».
- Ребята, посмотрите ещё раз на эти слова. Они отличаются всего одной буквой, а изменяется смысл слова.
- Уберите мягкий знак в словах, как изменится смысл слов? колья
семья
2. Работа над стихотворением.
Мягкий знак, нужный знак
А узнать его - пустяк:
За согласной пишется
Хоть совсем не слышится
А за ним и е ё ю я
Его лучшие друзья!
- После каких букв пишется мягкий знак?
-Перед какими буквами пишется мягкий знак?
3. Тренировочные упражнения.
а) Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5- будем пальцы загибать
Сложим пальчики вот так
Получился мягкий знак.
б) Давайте повторим, какие гласные пишутся перед мягким знаком?
- Сейчас я каждому из вас положу на ладонь букву. Вам нужно с закрытыми
глазами узнать её и записать в тетрад
·ь.
- Какой буквы не хватает? Угадайте. (Пишу детям каждому на спине).
в) На доске написаны слоги:
ля –лья те- тье вю-вью
ви – вьи тя- тья

- Прочитайте 1 слог- что слышите?
- Прочитайте 2 слог- что слышите?
- Какой слог нужно дописать , чтобы получилось слово?
- Записывайте слова, пользуясь памяткой.
г) Теперь поиграем- найдите лишнюю букву.
Почему она лишняя?
Минутка отдыха для глаз. Учитель пишет в воздухе мягкий знак, а дети следят глазами.
д) Графический диктант (Семья, Юля , соловьи, Лёва, синий, деревья).
е) Разгадайте ребусы. Слова запишите в тетрадь .Выделите мягкий знак.
- Почему написали разделительный мягкий знак?
ж) -Найдите в классе таблички со словами в которых пишется разделительный
мягкий знак. С помощью памятки объясните.
з) Работа в парах. Разгадайте кроссворд.
- Что общего в написании этих слов?
- Почему вы написали мягкий знак?
Y. Итог занятия.
- Для чего нужен мягкий знак в русском языке?
- Молодцы! Я вами довольна. Мягкий знак тоже доволен, он улыбается. Теперь вы с ним подружились.

Самоанализ
коррекционного группового занятия.

Проведенное занятие является групповым коррекционным занятием по ликвидации пробелов в знаниях детей по теме «Правописание разделительного мягкого знака».
Структура занятия была соблюдена, конкретно поставлена цель, определена группа детей. Учебный материал отобран в соответствии с темой, целью занятия и возможностями детей. Объём заданий был достаточным, перегрузки не было. Занятие длилось 30 минут.
Ликвидация пробелов в знаниях детей по данной теме шла в несколько этапов.
Занятие начала с постановки проблемы. Затем провела актуализацию знаний учащихся. Дети вспомнили, какие « две работы» выполняет мягкий знак в русском языке, затем повторили правило правописания разделительного мягкого знака.
Затем шёл блок тренировочных упражнений, которые были разнообразны по форме и содержанию .Наглядность была уместна и мотивировала интеллектуальный компонент. С помощью неё дети вспомнили правило, различали слова по смыслу, выполняли задания, ориентировались в пространстве.
Индивидуальный и дифференцированный подходы были реализованы через карточки-помощники, памятки, оказание индивидуальной помощи.
Коррекционная направленность занятия мною так же была соблюдена: даны задания на развитие памяти, внимания, мышления, осуществлялась коррекция
ЭВС , смена видов деятельности детей.
В течение занятия были проведены пальчиковая гимнастика, динамическая пауза и гимнастика для глаз ,что благотворно отразилось на работоспособности детей.
Цель занятия реализована. В конце занятия дети справились с предложенной им самостоятельной работой без ошибок.

( Наглядный материал, карточки, ребусы, кроссворды, памятки прилагаются к конспекту занятия).