Изготовление столярного узла склеиванием.


Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Сургутская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида
«Школа с углубленной трудовой подготовкой»
Урок по производственному обучению
(профессия «столяр строительный» код 18880)
Тема: Изготовление столярного узла склеиванием.
Разработал учитель
технологии: Родомазов В. В.
Сургут 2015
Тема урока: Изготовление столярного узла склеиванием. (тип урока комбинированный)
Цель: - Учить изготовлению мебельного столярного узла склеиванием.
- Воспитывать интерес к изготовлению столярной мебели.
- Развивать память, внимательность, аккуратность при сборке и склеивании столярного узла.
Оборудование: - доска, ПК, дидактический материал, инструментальная поисковая карта, столярный угольник, линейка, керн, киянка, сверлильный станок, клеенамазочная лопатка, ветошь, клей ПВАД, детали: царга, проножка, балясина.Ход занятия:
Оргмомент. Проверка готовности класса к занятию и приветствие.
Представление темы и объявление цели занятия. Сегодня мы научимся собирать столярный узел для каркаса табурета, а для этого нужно вспомнить детали, из которых он состоит.
Словарная работа.
Узел – место, в том числе и в мебели, где прочно соединены, связаны концы чего-нибудь (демонстрация узла из веревки и столярного узла).
Царга и проножка – демонстрация: вопрос – есть ли различия в форме? (нет, они одинаковые); - в чем же их разница? (в месте расположения); - формулировка значений и терминов с обучающимися:
Царга – соединительная деталь мебели между ножками, располагается в верхней части, к царгам крепится крышка.
Проножка – соединительная деталь мебели между ножками, располагается в нижней части.
Балясина – точеный столбик.
Гнездо – несквозное (глухое) отверстие для шипового соединения.
Повторение изученного (фронтальный опрос).
Учащимся раздаются детали: царги, проножки, балясины.
- из чего сделаны царги и проножки? (из соснового бруска 30*40 мм)
- из какого пиломатериала делается брусок? (из доски)
- из какого лесоматериала делается доска? (из бревна)
- назовите линейные размеры царги и проножки (20, 40, 20 мм)
- какую форму имеют шипы царги и проножки, почему? (круглую, проще, прочнее)
- из какого материала лучше вытачивать балясины? (из твердой лиственной древесины).
Физминутка.
Как измерить подходит ли верстак вам по росту?
Действие с комментарием. Встать лицом к верстаку, положить на верстачную крышку ладони, если вам удобно стоять не сгибая колени, не наклоняя спины, то и работать за таким верстаком будет удобно. (в такой стойке сделать круговые вращения плечами: 10 назад, 10 вперед; упражнения для глазных мышц).
Объяснение нового материала.
Рассмотрим табурет классической формы без балясин и с балясинами, какой расшатается и потребует ремонта быстрее? (быстрее расшатается табурет без балясин).
Почему табурет без балясин быстрее выйдет из строя? (варианты ответов и предположений, вывод записать для формулировки идеи изготовления: прочнее будет соединение с балясинами между царгой и проножкой, т к соединение будет более прочным, а точнее в 2 раза).
Изготовление узла с демонстрацией.
(учащиеся поочередно фиксируют операции в виде плана на доске. Один работает в ПК, в плане работы над проектом).План работы:
- выбор деталей (2 балясины, царга, проножка);
- разметочные операции. Разметка выполняется преимущественно столярным угольником. От краев детали отступаем по 40 мм и от первой линии отступаем 30 мм, чертим вторую линию. В полученном квадрате ищем центр диагоналями.
- сверление гнезд под шипы балясин. Подбор сверла и сверление на сверлильном станке.
- проверка сборки «насухую» - «соединение столярного узла».
- склеивание, проверка столярным угольником узла. Уборка излишков клея.
Индивидуальное задание: показать на поисковой карте какие инструменты и приспособления необходимы для изготовления столярного узла.
Проверка фиксации работы в ПК.
Техника безопасности при сверлении и склеивании.
Фронтальный опрос: - какую предварительную операцию нужно выполнить перед сверлением? (кернение)
- чем выполняется кернение? (керн и киянка)
- что нужно защищать при сверлении в первую очередь?
- какой должна быть одежда столяра склейщика?
Самостоятельная работа обучающихся.
Переодевание учащихся в спецодежду;
Подготовка рабочих мест;
Выполнение разметки;
Сверление;
Сборочные операции.
Контроль и помощь обучающимся, которые требуют дополнительного внимания. По окончании сборки склеиванием учащиеся зовут для проверки учителя, а затем укладывают столярный узел под пресс на просушку.
Итог урока.
Для чего мы сегодня изготавливали столярный узел?
Почему столярный узел с балясинами прочнее, чем без них?
Выставление оценок с индивидуальными комментариями за работу на уроке.