Конспект урока по музыке на тему Джаз-искусство 20 века


Тема урока: “Джаз – искусство XXвека”
(“Музыка” , 6– й класс)
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме “ Джаз – искусство 20 века “
Задачи:
Образовательные: создать условия для осознания и осмысления истоков возникновения джаза, его основных направлений, познакомить с основоположниками джазового искусства; создать условия для расширения музыкально – интонационного словаря и музыкального кругозора;
Развивающие: продолжить работу по формированию музыкальной культуры обучающихся, умения оценивать произведения искусства с позиций их уникальности;
Воспитательные: на основе эмоционального восприятия джазовой музыки воспитывать потребность в духовной стороне жизни, прививать любовь и интерес к музыкальному искусству, воспитывать толерантное отношение к музыкальной культуре других народов мира, создать условия для воспитания личностных качеств: целеустремленности, артистизма
Используемые методы: иллюстративно – пояснительный, частично – поисковый, практический (творческое музицирование ), метод эмоциональной драматургии ( по Л . Предтеченской ), метод синквейна .
Виды деятельности на уроке: различение и распознавание; постановка проблемного вопроса; работа с музыкальным материалом и работа с учебником; выявление закономерностей развития джазовой музыки.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный комплекс, СD– проигрыватель для прослушивания музыки , учебник 6 класс ,фортепиано ,иллюстрации к теме урока .
Проектирование плана и хода урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяФормируемые УУД
1.Организационный момент Приветствие,проверка готовности к уроку Коммуникативные:умение слушать и слышать учителя
2.Экспозиция Работа с эпиграфом к уроку(слова Луи Армстронга“Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз“ Предпонимание,осознание темы урока Личностные:мотивационная готовность обучающихся
Регулятивные: организация собственной деятельности. Познавательные: умение формулировать вопросы и ответы.
3. Введение в тему
Вопросы:
-Истоки джаза
-Характерные особенности
-Инструменты джаза
-Знаменитые исполнители. Формулирование ответов Коммуникативные:
Умение выражать свое мнение
4.Постановка проблемы
Выявление границ
учебной ситуации Применение знаний предыдущих уроков, выявление незнакомых понятий и т.д. Познавательные: умение ставить и решать проблемы самостоятельно
5. Решение учебной ситуации(Джаз – музыка легкая или серьезная?)
Погружение в музыкальный материал
Групповая форма работы.
Построение рассуждения и формулирование аргументации Регулятивные: умение удерживать цель деятельности до получения результата.
Умение видеть ошибку, осуществлять самоконтроль
6.Вокальная работанад песней “Находка”А.ЕрмоловаРазучивание песнивсем классом с акустическим аккомпанементом (хлопками, щелчками) во вступлении и в проигрышах с танцевальной импровизацией Исполнение (коллективное, групповое , cакустическим аккомпанементом)
Коммуникативные:
умение сотрудничать вгруппе при решении учебных задач
Регулятивные: осуществление музыкально – исполнительских задач
Познавательные: содержательная работа с музыкальным материалом.
7.Закрепление материала
-Работа в группах.
-Фронтальный опрос Формулирование ответов. Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности; умение оценивать результат своей деятельности; аргументировать свою позицию.
8.Подведение итогов урока. Вопрос “Джаз – легкая или серьезная музыка?” Формулирование и аргументация собственных ответов на основе изученного материала
Регулятивные: оценивание – выделение и осознание того, что уже усвоено.
9. Рефлексия
Выявление области знания и незнания.Рефлексия путем выявления желания обучающихся слушать джаз. Формулирование ответов (что известно и было не известно). Оценка результата урока .Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль процесса деятельности, оценивать результат своей деятельности, аргументировать свое мнение и позицию.
10.Задание на дом. Запись в дневниках.
Разгадать кроссворд по теме. Оборудование и материалы:
1.Презентация.
2.Компьютер,видеопроектор.
3.Учебник 6 класс.
4.Иллюстрации к теме урока.
5.Фортепиано.
6.СД- магнитофон.
Музыкальный материал:
Регтайм С.Джоплина “Артист эстрады”.
Луи Армстронг спиричуэл «Letmypeoplego»
Луи Армстронг «Блюз западной окраины».
Песня для разучивания -А.Ермолов“Находка”
Ход урока
I. Организационный этап.
2.Приветствие
II. Актуализация. Целеполагание и мотивация.
Слайд 1.
Сегодня наш урок посвящается очень интересному виду музыкального
искусства
Для нас это пока загадка. Быть может, музыка поможет нам дать ответ на этот вопрос. Итак, давайте послушаем
Звучит регтайм Скотта Джоплина «Артист эстрады»
(отрывок 22 секунды)
- Кто догадался, что это за музыка?
Дети отвечают: Это джаз.
- Итак, ребята, попробуйте определить тему урока.
Слайд 2.Тема урока: «Джаз – искусство XX века»
На уроке мы должны решить важные задачи:
где и когда появился джаз;
познакомимся с его характерными особенностями;
послушаем музыку в исполнении лучших джазовых музыкантов и попытаемся сами спеть и даже сыграть джаз.
А в конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Джаз-музыка легкая или серьезная?»
Слайд 3. Эпиграф к уроку
А эпиграф к нашему уроку - слова самого популярного музыканта прошлого столетия Луи Армстронга: «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз».
Сегодня на уроке мне будет помогать группа наших экспертов,которые
готовили сообщения по этой теме.
III. Первичное усвоение учебного материала.
( группа экспертов)
Слово джаз появилось на рубеже 19 - 20 века. Оно стало обозначать тип новой музыки,зазвучавшей тогда впервые,а также оркестр,который эту музыку исполнял. Джазовый оркестр состоял в основном из духовых, ударных и шумовых инструментов.
А вот уже в нашем веке, совсем недавно - в ноябре 2011 года Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила о введении новой даты в мировой календарь – это 30 апреля – Международный День Джаза.
Ежегодный традиционный фестиваль Джаза проходит каждое лето и в Севастополе – Greenjazzfest- этот музыкальный праздник проходит с 5 по 7 июня в арт- галерее современного искусства “Зеленая пирамида”.Существует в Севастополе творческий союз музыкантов “Jazz&Blues”,где собираются истинные ценители джаза.
На протяжении века джаз - универсальный язык человечества, который объединяет людей, несмотря на их различную культурную, религиозную и национальную принадлежность. А самая главная особенность джаза – это слияние африканской и европейской музыки
Слайд 4 . Карта
Давайте посмотрим на карту. Что вы на ней видите?
(видим части света – Европа,Азия,АфрикаиАмерика),которую назвали – Новый Свет.
Люди Европы узнали о Новом Свете, который располагался через океан. Они хотели изменить жизнь, освоить новые земли, отправлялись в Америку. На кораблях, которые держали курс в Новый Свет, плыли люди разных национальностей, звучала разная речь: испанская, итальянская, английская, шотландская, французская. Так в Америке появилась европейская музыка.
А вот в трюмах этих кораблей был «живой груз» - это были негры-невольники, которых вывозили из родных африканских мест для работы на плантацияху белых людей.
Слайд 5. Джаз – банда.
Люди попали на юг Америки. И вот в Новом Орлеане появляются первые оркестры и ансамбли, исполняющие джаз. Их стали называть джаз-банды.
Так зарождалась афроамериканская музыка,а ее характерными признаками были: ритм,ритм,ритм и искусство импровизации.
Слайд6.Слияние двух культур
Итак, произошло слияние двух культур.
Слайд 7-8.Веселье и праздник
Негры жили в основном на юге Северной Америки. Они жили трудно, но веселились с азартом и вдохновением.
Источниками джаза был афроамериканский фольклор,спиричуэлс, блюз, рэгтайм.
Для того, чтобы укрепить в своих рабах повиновение, их надо было переманить в Христианство. И распевая христианские молитвы, негры вносили в них свой необычный ритм. Обращаясь к Богу, они пели о своей тяжелой жизни в песнях-молитвах, которые назывались спиричуэлс.
Спиричуэлс в переводе с английского означает духовный, церковный. Сочинялись они на библейские сюжеты и тексты.
Этот жанр сопровождался хлопками, притопыванием и танцевальными движениями. Спиричуэлс исполняли коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины.Строится спиричуэлс нередко в форме вопроса и ответа,которая характерна для фольклора многих стран.
Слайд 9-10.Спиричуэлс
ВИДЕО Просмотр и слушание фрагмента произведения
ЛуиАрмстронга “Let my people go!”
( группа экспертов)
Слайд 12. Блюз
Появились и другие песни – песни-жалобы, песни протеста. Их стали называть блюзами.Блюз – в переводе с английского имеет двойное значение – от американской идиомы “быть печальным”; второе – голубой цвет. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом труде. В блюзе есть всё – и драма, и конфликт.Но в основном блюзы – это грустные,лирические мелодии, которые исполняются в медленном темпе с инструментальной или вокальной импровизацией.(Импровизация – от лат.- неожиданный,внезапный;- этот метод творчества позволяет создавать музыку на глазах у публики – экспромтом.Джазовое искусство целиком основано на импровизации)
ВИДЕО Просмотр и слушание фрагмента произведения
Луи Армстронга “Блюз»
Регтайм
Совсем другой характер у регтайма. Регтайм (рваный ритм) – танцевальная музыка особого ритмического склада. Рэгтаймы – джазовые пьесы для фортепиано,которые исполнялись и на банджо.Происходит рэгтайм от танца африканских рабов кейкуок(шествие с пирогом).Этим ритмичным танцем рабы веселили белых господ,за что получали кусок пирога. Прекрасные рэгтаймы были написаны знаменитым негритянским композитором Скоттом Джоплином. Слушая фрагмент рэгтайма С.Джоплина” Артист эстрады”, мы попробуем создать свой джаз – оркестр, и я предлагаю вам поучаствовать в импровизации.
(учитель)
С каждой группы я попрошу по 2 человека. Перед вами инструменты – бубны, барабаны, маракасы (учащиеся берут инструменты и распределяются на 3 группы).
Попробуем, импровизируя, создать ритмический аккомпанемент к этому произведению.
(импровизация)
Слайд13.Фикультминутка. Играем и танцуем рэгтайм.
ОРКЕСТР- Регтайм
Вижу, что все получили удовольствие, и музыканты, и слушатели! И действительно, джазовая музыка никого не оставляет равнодушным.
(группа экспертов)
Итак, от Дядюшки Спиричуэла джаз получил в наследство- учтивость, религиозность, важность, горделивость; от Дядюшки Блюза- романтичность,мечтательность,нежность; от Дядюшки Регтайма- веселый нрав,жизнерадостность, живость.
( группа экспертов)
А сейчас обратим внимание на следующий слайд.
Слайд 14. Излюбленные инструменты джаза.
(перечислить по слайду)
Слайды 15, 16,17,18,19 Известные исполнители.
Перед вами известные исполнители джаза: Бесси Смит, Луи Армстронг, Гленн Миллер, Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд.(дети называют).
Слайд 20. Джордж Гершвин.
А кто изображен на этом слайде?
-дети: Это известный американский композитор Джордж Гершвин – создатель нового стиля в музыке –СИМФОДЖАЗ.
Он соединил классические европейские традиции и джазовые. Написал оперу «Порги и Бесс»,”Рапсодию в стиле блюз для фортепиано с оркестром,мюзиклы, песни.
Слайд21. Симфоджаз
Классика+джаз(звучит “Summertime” в исполнении Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга)
Слайд 22. Джаз в СССРПолюбили джаз и в нашей стране. В 20-е и 30-е годы у нас появились свои джазовые знаменитости.
Среди них Валентин Парнах, создатель первого джазового оркестра в России и первый, кто написал по-русски слово джаз.
Слайд 24. Леонид Утесов
И Леонид Осипович Утёсов и его оркестр “Теа-джаз”. Вместе со своим театральным джаз-оркестром Утёсов снялся в музыкальной комедии “Весёлые ребята”, премьера которой состоялась в декабре 1934 года.
Благодаря джазу на свет появились такие танцы, как фокстрот, твист, буги-вуги, чарльстон, рок-н-ролл и др. Появилась эстрадная музыка и рок-музыка.
IV.  Осознание и осмысление учебного материала.
Работа с текстом Синквейн.
Разучивание песни «Находка»
Исполнение всем классом песни А.Ермолова“Находка” наизусть с акустическим аккомпанементом (хлопками и щелчками) во вступлении и проигрышах и танцевальной импровизацией.
Итак, какие музыкальные средства вам помогли определить стиль этой песни? (Песня написана в джазовом стиле.Ритм своеобразный, есть синкопы, акцент на слабую долю, танцевальный характер, добавление хлопков и щелчков.)
Слайд 25. Джаз – лёгкая или серьёзная музыка?
До сих пор ведутся споры о том, к какой музыке – лёгкой или серьёзной – можно отнести джаз? На уроке звучали разные джазовые произведения – разные и по настроению, и по содержанию. Каково ваше мнение? Можно ли назвать музыку легкой, которая затрагивает серьезные темы, как человеческое достоинство, вера в справедливость, религиозные чувства, желание быть любимым и любить?(дети высказывают свои мнения)Эта тематика роднит джаз с произведениями классической музыки. Дело лишь в том, что способ выражения образов и идей в джазовом искусстве иной.А главная составляющая джаза – импровизация- была когда-то свойственна и классической музыке – И.С.Бах, В.А. Моцарт и другие великие композиторы(дети высказывают свои мнения)

Слайд 26. V. Подведение итога урока. Рефлексия.
Минутка творчества.
А сейчас я предлагаю вам обобщить впечатления от урока на тему “Джаз – искусство ХХ века” и поработать в группах(по 4-5человек).Дети составляют синквейн про джаз. Учитель подводит итоги со всем классом, выбирается лучший вариант.
Вариант синквейна:
1.Джаз;
2.Загадочный,неуловимый;
3.Приглашает,завораживает;
4.Джаз- это свобода выражения мысли;
5.Жизнь.
Надеюсь, в лице Джаза вы нашли сегодня хорошего друга, который будет радовать вас в счастливые мгновения вашей жизни и поддержит в трудную минуту.
Слайд 27. Домашнее задание.
« Решить кроссворд».
Спасибо за внимание!
Ребята, я благодарю вас за урок. С вами работать было очень интересно. Желаю творческих успехов.
Литература.
1. Конен В. “Рождение джаза”. Москва, “Советский композитор”, 1990 г.
2. Михеева Л. “Музыкальный словарь в рассказах”. Москва, “Советский композитор”, 1984 г.
3. Финкельштейн Э. “Музыка от А до Я”. Издательство “Композитор”, Санкт-Петербург, 1992 г.
СЛОВАРЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ
ВЕСЁЛАЯ ГРУСТНАЯ СПОКОЙНАЯ
Радостная
Игривая
Задорная
Озорная
Солнечная
Танцевальная Печальная
Жалобная
Тоскливая
Хмурая
Обиженная
Плачущая Добрая
Мягкая
Плавная
Учтивая
Убаюкивающая
Гладкая
ТАИНСТВЕННАЯ НЕЖНАЯ ТОРЖЕСТВЕННАЯ
Сказочная
Чудесная
Волшебная
Загадочная
Отрывистая
Острая Задумчивая
Мечтательная
Лёгкая
Светлая
Прозрачная
Романтичная Горделивая
Бодрая
Важная
Маршевая
Чёткая
Победная
Творческое задание
Обобщи впечатления от урока в виде синквейна (японской поэзии) на тему «Джаз – искусство XX века»:
1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4-х слов Ключевое слово Домашнее задание
Напиши буриме (стихотворение, где даны последние слова каждой строчки):
О джаз!
__________________________________________________________________ свет.
__________________________________________________________________ просветленье.
__________________________________________________________________ нет.
__________________________________________________________________ вдохновенье.
РЕШИ КРОССВОРД:
По горизонтали:
1. Медный духовой инструмент
2. Американский композитор xx века
3. Сочинение музыки во время её исполнения
4. Жанр негритянской песни, повлиявший на развитие джазового стиля
5. Музыкальный стиль
6. Джазовый инструмент
7. Клавишный инструмент
По вертикали:
1. Медный духовой инструмент
8. Негритянская религиозная песня
10. Великий негритянский певец и трубач
11. Духовой инструмент
12. Африканский струнный щипковый инструмент, получивший широкое распространение в музыке кантри.