Конспект урока по музыке на тему Джаз — искусство ХХ века (6 класс)


Култышева Светлана Владимировна
Учитель музыки
МБОУ «Калининская СОШ»
Конспект урока
«Джаз – искусство ХХ века»
УМК авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Предмет музыка, 6 класс.
2017 год
Ход урока.
(Звучит гимн РФ 1 куп.)
-Здравствуйте, садитесь. (Присаживаются).Сегодня урок я хотела бы начать со слов М.Цветаевой.
Верьте Музыке: проведет Сквозь гранит, Ибо музыка – динамит.
О чём нам эти слова говорят? ….В этих словах говорится о великой силе искусства, Наверное, существует такая музыка, которая заставит тебя двигаться, если даже у тебя нет настроения. Предлагаю нам с вами сегодня совершить путешествие на самолёте, возможно мы узнаем ответ, что это за музыка. Самолёт, на котором мы с вами совершим путешествие, не только может нас перенести в другую страну, но и в другую эпоху. Итак, давайте начнём.
(Машина уезжает, на экране Нью-Орлеан, показ видео, надпись: Америка, Нью Орлеан начало ХХ века).
-Ребята, мы с вами оказались в Америке, в городе Нью-Орлеан. Давайте узнаем направление в музыке, которое было в то время. Для этого я предлагаю зайти в интернет или найти в наших словарях, узнать Нью Орлеан музыка ХХ века (на экране). (Нашли, узнали). На каждом уроке мы узнаём что-то новое. Для того, чтобы сегодня совершить настоящее открытие, нам необходимо задать себе вопрос: «Что я хочу узнать?»
Зачитывают (примерные) проблемные вопросы:
Что такое джаз?
Как возник джаз?
Какие инструменты исполняют джазовую музыку?
Какова роль ритма в джазе?
Сегодня вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (на экране: Джаз – искусство ХХ века.) Запишите.
Происходит от английского «ДЖАЗ», обозначающий ободряющий выкрик у негров. Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши или ударяя по всему, что находилось под руками. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке. Так возникли афроамериканские песни-молитвы – спиричуэлы. Давайте послушаем (звучит спиричуэл). Слушая музыку, вы можете закрыть глаза.
-Ребята, ваше впечатление?... Возвышенные, скорбные, полные страдания и веры в лучшую жизнь. Красота, поэтичность и богатство этой мелодии дают нам представление о необычайной музыкальной одарённости чернокожих.
- К какой музыке, «лёгкой» или «серьёзной» вы отнесли бы это произведение?
-К серьёзной. В музыке соединяются глубокая скорбь и гордость не уничтоженного рабством человеческого достоинства.
Другим источником джаза являются блюзы. Звучит блюз в исп. А.Франклин «Сегодня я пою блюз».
-Давайте обсудим характер этого произведения…. Слово «блюз» переводится от английского как печаль, грусть и меланхолия. Блюз – народная песня американских негров, которая отражает личные переживания, конфликты бедных слоёв Америки.
Ещё один жанр, тесно связан с джазом - регтайм  (прослушивание «регтайм» Джоплин) . Чем примечательно это произведение, как его можно охарактеризовать? Регтайм —[англ. rag -обрывок, клочок и time -время, темп, ] Американская танцевальная музыка весёлого характера.
Ну а теперь создадим определение джазу. Джаз – это направление в музыке, которое зародилось в Америке в 20-ые гг. ХХ века, который возник из слияния двух противоположных культур: музыка белых людей (европейские традиции) и музыка негров (африканские фольклорные традиции). За несколько лет у Джаза появилась мировая слава. Больше всего джаз был популярен в двух городах Америки — Чикаго и Нью-Йорке. Благодаря бурному развитию грамзаписи джаз завоевал огромную популярность. Джаз звучал и в Европе. Джаз играли не только чернокожие музыканты, но и европейцы. Коллективы, исполняющие джаз называли «Джаз-банд». Большие оркестры получили название «биг-бенд».
Перед вами известные исполнители и композиторы джаза:
Самый известный американский композитор - джазист Джордж Гершвин,
Дюк Эллингтон,
Элла Фицджеральд.
Уинтон Марсалис,
Бесси Смит,
Луи Армстронг, предлагаю послушать муз.произведение «Хеллоу, Долли» в его исполнении встать придумать движения. Наши гости, я думаю, тоже встанут и помогут раскрепоститься детям. (прослушивание «Хеллоу Долли» )
Давайте обсудим Особенности джазовой музыки:
- Сложный ритм. «Бит» – еще один важный джазовый термин. Это тяжелый удар, акцент, ритмический фундамент композиции. Отклонение от пульсации называется «свинг».
- Импровизация - в переводе с латинского - непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочинять без предварительной подготовки.
-Эмоциональность исполнения.
Какие инструменты могут исполнять джаз? Давайте из всех инструментов выделим те инструменты, которые подходят джазу ( на экране инструменты).
-Соло разных инструментов: труба, саксофон или фортепиано.
Инструменты могли быть самые неприхотливые – барабан, доставшийся по случаю, разбитое пианино, труба, самодельное банджо, старый контрабас.
Настало время вернуться к нам на Родину и узнать, как проявил себя джаз у нас в России. Как вы считаете, был ли джаз у нас в стране? Джаз распространился в России с средины 20х годов ХХ века. Родоначальник джаза в России - Леонид Утесов со своим коллективом «Теа-джаз».
Также создавались фильмы, один из них – «Мы из джаза». (Просмотр фрагмента « Мы из джаза»). Что мы видим из этого фрагмента? -Его герои готовы преодолеть любые трудности ради любимой музыки. Путем проб и ошибок они учатся ощущению полета, вдохновения во время импровизации.
Пора вернуться в наше современное время, давайте подумаем, существует ли джаз сегодня или он был только в прошлом веке? ….
Давайте ещё познакомимся с современниками джаза:
Многие джазисты начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 года по 2009 г, открыв новые имена представителей современного поколения звезд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие). В 70-х годах широкую известность получило джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года. В 70−80-х годах так же был известен джазовый квартет из Азербайджана «Гайя», грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орера» и «Джаз-Хорал». Группа «Moscow City Jazz Band». Создатель и организатор коллектива - музыкант и идейный вдохновитель Александр Голобородько (ударные инструменты). И много-много других.
Предлагаю послушать песню современного композитора Ермолова «Находка». Вокально-хоровая работа
1. Проговаривание слов песни в ритмической формуле.В песне синкопированный ритм (смещение ударения с сильной доли на слабую), характерный для джаза.
2. Пропевание слов в ритме на одном звуке, сопровождая пение хлопками.
3. Исполнение ритмической формулы на детских музыкальных инструментах.
4. Работа над интонацией в песне.
5. Пение группами по фразам.
6. Исполнение песни в сопровождении инструментов и педагогами.
Молодцы! У нас с вами получился настоящий биг-бэнд.
Алексей Суровцев у нас играет на трубе. Давайте послушаем живое исполнение.
Благодаря джазу на свет появились такие танцы, как фокстрот, твист, буги-вуги, чарльстон, рок-н-ролл и др. Появилось большое количество видов джаза.
Новоорлеанский (традиционный) джаз
Северо-восточный джаз
Мейнстрим-джазКанзас-сити джаз
Хот джаз
Диксиленд
Свинг
БибопБиг БэндБуги-вуги
СтрайдВест Кост джаз
Кул-джазПрогрессив-джазХард-бопМодальный джаз
Соул-джазФри-джазКриэйтивДжаз-фьюжнПостбопДжаз-фанкЭйсид-джазСмус-джазБосса-новаДжаз-манушУ вас есть желание узнать о этих видах джаза? Для тех, кто желает глубже узнать, выберите любой и сделайте доклад. Чтобы закрепить наши знания, давайте проведём небольшое тестирование (с презентации, работа в парах, проверка, самооценка).
Вопросы:
Что характерно для джазовой музыки?
Каково настроение джазовой музыки?
Понравился ли этот музыкальный стиль? Чем?
Близко ли вам состояние импровизации, характерное для джаза?
К лёгкой или серьёзной музыке мы отнесём джаз?
— Молодцы, вы отлично исполнили песню! Сейчас давайте вспомним проблемные вопросы, которые вы определили в начале урока.
Домашнее задание
1. Сделать доклад о любом джазисте.
2. Создать кроссворд по новому материалу.
3. Написать буриме (стихотворение, где даны последние слова каждой строчки):
О джаз!
__________________________________________________________________ свет.
______________________________________________________________ просветленье.
__________________________________________________________________ нет.
_______________________________________________________________вдохновенье.
Ребята, я благодарю вас за урок. С вами работать было очень интересно. Желаю творческих успехов, удачи и здоровья! Спасибо за урок!
Литература:
Интернет-ресурсы
Энциклопедии и книги