Проект урока музыки в 6 классе №Джаз — искусство 20 века


Урок музыки
6 класс 3 четверть
по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
«Джаз – искусство 20 века»
Учитель – Бабичева Наталья Александровна
МБОУ «Лицей №112»
Художественно - педагогическая идея: «Джаз это жизнь»
Цель: - создать условия для восприятия джазовой музыки, как музыки рожденной в потоке глобальных жизненных перемен 20 века. Задачи: - создать условия для формирования первоначального представление о стиле «джаз». - познакомить с историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями данного стиля, выделяя средства музыкальной выразительности, характерные для джаза. – создать условия для развития коммуникативных навыков – умения работать в группе, в хоре.
Планируемые результаты:
- вхождение в мир духовных ценностей музыкальной культуры другого народа. - понимание социальной функции музыки. - личностное освоение содержания музыкальных образов. - усвоение терминов и понятий музыкального языка. - планирование собственных действий в процессе создания импровизаций и исполнения музыки. - решение учебных задач совместно с одноклассниками. – самостоятельный поиск, извлечение и отбор информации.
№ Этапы урока.
Цели и задачи. Художественно – эстетическая деятельность ученика Художественно – педагогическая деятельность учителя. Планируемые результаты.
1 Художественное целеполагание.
Создать условия для художественного восприятия и интуитивного предчувствия.
Художественное восприятие, вслушивание и проникновение в интонационное пространство песни; предчувствие предстоящей деятельности.
«Молчаливое» исполнение учителем песни «Старый рояль» муз. М. Минкова, сл. Д. Иванова.
Учитель поет 1 куплет песни внутренним голосом (молча), играя на фортепиано аккомпанемент. Вступление на первом этапе отсутствует.
- Какую песню я для вас пою? Каков её характер? О чем она?
Чтобы помочь детям, учитель поет еще раз, но уже со вступлением. При помощи наводящих вопросов или без них делают предположение, что это музыка в джазовом стиле.
Исполнение песни учителем со словами, которые наполняют музыкальный образ, конкретизируют его, делают зримым и понятным. Художественное восприятие и освоение содержания музыкальных образов через вслушивание и духовное проникновение в интонационное пространство песни, созданное «молчаливым» исполнением учителем.

2 Художественное освоение музыкального материала: параллельное разучивание и художественный анализ песни «Старый рояль»
Создать условия для художественного освоения музыкального образа и формированию навыков хорового пения. Осознание особенностей джазовой музыки в процессе вокально – хоровой работы.
Чтобы выявить особенности этой музыки (острый ритм, смещенные акценты, жизнерадостность, танцевальность….), приступаем к разучиванию запева.
Вокально – хоровая работа.
- Какое начало преобладает в музыке этой части песни – мелодическое или ритмическое? (Ритмическое) А почему?
Художественное освоение содержания музыкальных образов в процессе вокально – хоровой работы и художественного анализа.
3 Знакомство с результатом работы по поиску и представление информации.
Содействовать доброжелательному приятию результатов работы другого человека.
Один из учеников выступает с заранее подготовленным мини – сообщением о истоках джазовой музыки, из которой становится понятно – почему ритмическое начало доминирует.
Содействует проявлению собственного понимания – что такое джаз, каковы истоки его зарождения. Личное мнение базируется на исторически – достоверной информации. Самостоятельный поиск, извлечение и отбор информации.
Погружение в атмосферу исторического момента зарождения джаза.
Начало вхождения в мир духовных ценностей музыкальной культуры другого народа.
4 Первичное обобщение.
Создать условия для первичного обобщения, выраженного в слове. Подводят первые итоги понимания – что такое джаз.
Отвечают на вопросы, используя полученные знания на уроке и за его пределами, делают умозаключения, сопоставляют факты и свои представления о этой музыке.
Создает условия для первичного обобщения.
Джаз это:
1- ритмическое многообразие –полиритмия
2 – жизнерадостность, жизнелюбие, удовольствие – джазмены это называют драйв
3 – свинг – способность ощущать ритмическое многообразие, свободное чувствование себя в этом …
Первичное обобщение.
Усвоение терминов и понятий музыкального языка.
5 Художественное освоение музыкального материала.
Создать условия для художественного освоения музыкального образа и формирования навыков хорового пения. Продолжение осознания особенностей джазовой музыки в процессе вокально – хоровой работы.
Продолжают делать выводы, расширяя понимание того – что такое джаз.
Исполнение 1 куплета полностью.
Обращают внимание, что некоторые моменты в нашем исполнении звучат не так.
Высказывают предположения и дают объяснения.
Продолжаем разучивать припев песни. Обращаем внимание на преобладание мелодического начала.
- Как вы думаете – почему?
- В каких условиях зарождалась эта музыка?
- Могло ли негритянское население быть изолированным от культуры «белых»? Почему?
- Каков же напрашивается вывод?
Джаз – искусство, рожденное из сплава двух культур: культуры афроамериканцев и европейцев.
Исполнение 1 куплета полностью.
- Скажите, пожалуйста, а кто- либо из вас когда-нибудь слышал эту песню? Что вы заметили?
Учитель обращает внимание, что спето «немного не так» даже в сравнении с авторским нотным текстом.
-А такое возможно???
Художественное освоение содержания музыкальных образов в процессе вокально – хоровой работы и художественного анализа.
Работа с текстом музыкального произведения.
6 Выявление главной особенности джаза.
Создание условий для осознания главной особенности стиля джаз. Вспоминают как проводили негры свободное время. Они пели и танцевали. А поскольку они не знали языка друг друга - общение было затруднено. Музыка стала общепонятным языком, языком общения. Она рождалась в процессе музицирования.
Учитель утверждает, что это возможно,
если это джаз! Потому, что главной особенностью джаза является импровизация.
Мелодии и ритмы рождались здесь же, в присутствии слушателей и участников. А это и есть импровизация. Импровизация – суть джаза.
Без импровизации джаз не мыслим. Импровизация это свобода. Свобода выражения себя.
Осознание главной особенности музыки в стиле джаз.
7 Сочинение – импровизация.
Содействовать творческому выражению через импровизацию. Ритмические, вокальные или инструментальные импровизации. Это зависит от возможностей класса.
При хороших возможностях класса возможны параллельные импровизации:
1 гр.- ритмическая
2 гр. - инструментальная
Создает условия для художественного самовыражения через импровизацию. Планирование собственных действий в процессе создания импровизаций и исполнения музыки. Решение учебных задач совместно с одноклассниками.
8 Погружение в тему с использованием ИКТ.
Создание условий для осознания различий спиричуэл, блюз и рэгтайма. Работа с презентацией. Знакомство с музыкой, которая стала основой джаза: спиричуэл, блюз, рэгтайм. Слушают музыкальные примеры.
.
Предлагается работа с презентацией, посредством которой дети знакомятся с музыкой, ставшей основой джаза: спиричуэл, блюз, рэгтайм……
Помогает осознать духовные истоки песнопений, почувствовать различия.
Возможно использование видеофрагментов и фильма «История джаза» (1 серия – фрагменты) Работа с ИКТ, которая помогает расширить музыкальные представления о джазе.
Усвоение терминов и понятий музыкального языка.
9 Художественное обобщение. 1 этап
Создание условий для поиска смыслов, через приобщение к мыслям выдающихся людей о джазе.
Высказывают свое мнение, аргументируя его. Возможна своя формулировка.
- Так что же такое джаз в вашем представлении?
- А в представлении других людей?
- Какое из этих высказываний о джазе вам ближе?
«Джазмен — это жонглер, который работает не с шариками, а с гармониями» (Бенни Грин)
«Джаз — это когда пять парней играют одновременно разные песни» (Стив Магро)
«Джаз — это выплеск энергии, которую накопила Америка» (Джордж Гершвин)
«Джаз — это мы сами в лучшие часы нашей жизни» (Сергей Довлатов)
«Джаз - это зонтик, под которым всегда найдется место» (автор мне неизвестен)
- Кто может сформулировать свое понимание – что такое джаз?
Поиск смыслов и приобщение себя к другим, посредством единения в чувствах и мыслях, слове, звуке…
10 Художественное обобщение. 2 этап
Создание условий для поиска смыслов в художественном произведении. Предлагают варианты названий, давая обоснования
Поиск главной мысли и
художественное обобщение.
- Что нужно сделать, чтобы понять джаз?
- Послушайте стихотворение, которое я нашла на просторах интернета. Как бы вы его назвали?
Какого цвета ветер?Я спрашиваю вас.Идя слепым по жизни, Нельзя услышать джаз.
Тромбоны и кларнеты,Рояль и контрабас...Не слыша звук рассвета,Нельзя исполнить джаз.
Понять его природуНесложно, но сначалаОтветьте на вопрос:Какого цвета ветер?И сразу всё понятно стало:
Весь этот блеск,Весь этот ритм,Вся эта боль,Вся эта жизнь,Весь этот джаз.
- Стихотворение называется «Импровизация на ходу».
Поиск смыслов и приобщение себя к другим, посредством единения в чувствах и мыслях, слове, звуке…
11 Художественное обобщение. 3 этап
Содействовать пониманию, что жизнь – бесконечность импровизаций. Жизнь это джаз. Джаз это жизнь. Формулируют и высказывают обобщенное представление. Итог.
- И последний вопрос:
- Какая музыка больше всего похоже на нашу (вашу) жизни? Классическая, эстрадная, рок, джаз,…
-Почему? (Джаз. Суть джаза – импровизация, а прожить жизнь без импровизации невозможно) По сути, даже сотворение мира – грандиозный акт творчества и бесконечной импровизации.
Осознание сокровенной сути джаза.
12 Домашнее задание. Записать в тетрадь имена великих джазовых музыкантов.