Разработка открытого урока музыки Джаз — дитя двух культур

Открытый урок музыки в 8 классе.
Учитель музыки МБОУ СОШ № 44 имени Ф.А. Щербины Яцун Анна Геннадиевна
Тема: «ДЖАЗ - ДИТЯ ДВУХ КУЛЬТУР»
Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей появления джаза, особенностями музыкального языка джаза, учить воспринимать
музыку как важную часть жизни каждого человека;
Развивающие: расширение музыкального кругозора учащихся, развитие музыкальных способностей (интонационного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти); развитие коммуникативных навыков – умения работать в группе – в хоре;
Воспитательные: воспитание толерантности, уважения к культуре разных стран, воспитание потребности в общении с музыкой.
Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, викторина по бардовским песням, музыкальный материал (фрагменты джазовых композиций Скотта Джоплина, Л. Армстронга, М. Джексон, Г. Миллера, Э. Фицджеральд, Л. Утёсова, «Ленинградского Диксиленда»), аудиозаписи бардовских песен, презентация «Джаз – дитя двух культур», презентация «Угадай барда», раздаточный материал для учащихся (карточки с терминами, слова песни «Старый рояль»), тест на закрепление новой темы.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Ответы учащихся на вопросы.
- Назовите тему прошлого урока.
(Бардовская песня).
- Кто такой бард?
(Бард (от англ. и ирланд. «bard» – певец) - народный певец у древних кельтских племён. В наши дни бардами иногда называют создателей авторской песни. Автор стихов и музыки является её непременным исполнителем. Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно исполняется под гитару).
- Перечислите истоки авторской песни.
Городской романс
Кант (бытовая многоголосная песня)
Крестьянские песни
Творчество декабристов
Революционные молодёжные песни 20-х годов
Песни беспризорников
Студенческий фольклор
Викторина.
Учитель показывает портреты бардов, а учащиеся называют имена и фамилии.
(Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Галич, Городницкий, Олег Митяев, Дольский, Новелла Матвеева)
Звучат фрагменты бардовских песен, ученики отгадывают название песни.
Изучение нового материала.
Введение в тему урока.
(Звучит фрагмент джазовой музыки)
Учитель: Вы наверно обратили на необычную и непривычную для вас музыку. Как вы думаете современна ли она?
А может быть кто-нибудь из вас её узнал?
Если нет, то давайте вместе определим тему нашего урока.
Послушайте загадку:
У этой музыки удачное начало,
В годах 30-х самый модный фон.
Уверенно и стильно зазвучала.
Играл её рояль и саксофон.
Сообщение темы и цели урока.
- Джаз. О нём наш разговор. Запишите число в тетрадь и тему урока «Джаз – дитя двух культур».
Что такое джаз? Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия, говорил: «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз».
(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)
У.: Какова же особенность этой музыки?
Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
Особенности джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур: в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложная ритмическая структура, неустойчивая высота звука, грубоватый «нечистый» тембр звучания, манера полного безразличного погружения в музыку - это влияние африканской культуры.
Джаз возник в конце [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как слияние африканских ритмов и европейской гармонии. Основополагающую роль в джазе играет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Кроме того, джаз отличается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (выделение слабых долей и неожиданные акценты) и особым [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
У.: Истоки джаза связаны с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ом, регтаймом.
Работа с терминами.
Истоками джаза считаются:
Спиричуэлсы - песни североамериканских негров религиозного содержания, госпелы (уорк-сонги - трудовые песни).
Блюзы (от сочетания двух слов: «блу», «девл» - меланхолия, хандра) - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись обычно в сопровождении банджо или гитары.
Регтаймы (рваный ритм) - танцевальная музыка особого склада - это попытка негритянских музыкантов использовать перекрестные ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев.
Рассказ учителя об истоках джаза.
Как же получилось, что негритянская музыка становится интересной и популярной в стране, где процветала расовая нетерпимость?
Люди, хотевшие изменить свою жизнь, освоить новые земли, отправлялись в Америку. Она сулила им свободу. На кораблях, державших курс в Новый Свет, плыли люди разных национальностей, звучала разная речь, а вместе с ней слышались и старинная шотландская баллада, и английские гимны, библейские псалмы, итальянские мадригалы, испанские романсы, французские менуэты. В Америке запели о том же, что и в Европе, возносили молитвы Господу, пели о любви, звучали колыбельные, погребальные, плясовые песни.
А в трюмах этих кораблей был «живой груз» - негры-невольники, вывезенные из родных мест для работы на плантациях белых людей. Первые мореплаватели, открывшие Африку, обратили внимание на необычную манеру пения ее темнокожих жителей причудливое слияние барабанных ритмов и пения солистов, свободу импровизации. Они были словно наполнены ритмом.
Известный негритянский джазовый музыкант Дюк Эллингтон говорил: «...Страшась молчания черных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит - и сговариваться о планах мести и мятежа». О том, как жилось неграм в США в XIX в., рассказывает в своей книге «Хижина дяди Тома» писательница Гарриет Бичер-Стоу. Вы можете прочитать её, ребята.
Плантаторы хотели укрепить в душах своих рабов повиновение. Для этого надо было обратить их в христианство. Но распевая псалмы и гимны, негры вносили в них совершенно иной ритм. О своей невероятно тяжелой жизни они рассказывали в своих песнях-молитвах - спиричуэлсах, обращаясь к Богу. Раб обращался к небу, подняв голову, полный чувства собственного достоинства.
Послушайте, пожалуйста, такую молитву спиричуэлс в исполнении Махелии Джексон.
О чем она? Каков характер музыки? (Красота, поэтичность, богатство мелодии.)
Второй источник джаза - блюз. Слово «блу» - голубой - у негров было столь же популярным, как и «блек» - черный. Второе значение этого слова - меланхолия, хандра. В этих песнях-исповедях слились и горечь рухнувших надежд, и тоска по утраченной родине, и ненависть к рабскому труду.
Другие блюзы были наполнены яростным весельем, но это был «смех сквозь слезы». Блюзом становилось всё, на чем останавливался взгляд, о чем болело сердце. За отчаянным весельем скрывалась трагедия целого народа.
Слушание «Блюз Западной окраины» в исполнении оркестра под управлением Л. Армстронга.
- Какие инструменты участвовали в импровизации мелодии? (Труба, тромбон, фортепиано, голос, ударные и т. д.)
«Блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждет так много страданий...» - об этом поется в «Блюзе Западной окраины».
В дальнейшем блюзовая манера пения и его энергетика перешла в ритм-энд-блюз, в музыку «соул», «фанк», свинг, рок-н-ролл и т. д.
Блюз в Англии стал популярным после приезда туда первых представителей американского ритм-энд-блюза в начале 50-х годов. Это был бум так называемого «британского блюза», приведший к развитию направления в рок-музыке, использовавшего музыкальные средства блюз-рока (Группы «Rolling Stones», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Cream», «Black Sabbath» и др.)
И еще один источник - регтайм. Появлению регтайма предшествовала популярность танцев кэйк-уок и «ту-степ». «Кейк-уок» - танец пирожных. В нем негры пародировали своих господ, подражая их манерам, походке. В конце актеры получали в награду маленький кусочек пирожного из рук «хозяина». Походка танцоров была подпрыгивающей, были и внезапные остановки, нужна была соответствующая музыка. Так появился регтайм. Стиль регтайма оказался очень созвучен индустриальной Америке. Левая рука пианиста поддерживает устойчивый ритм, похлопывая по фортепиано, как по ударному инструменту, а правая наигрывает мелодию.
Слушание «Регтайм кленового листа», музыка Скотта Джоплина - первого короля регтайма.
Спиричуэлсы, блюзы, регтаймы - это еще не джаз, а только подступы к джазу.
Колыбелью джаза был американский Юг и прежде всего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Это город-легенда и город легенд (одной из которых является легенда о возникновении джаза). Его еще называли «Париж на Миссисипи». При населении в 50 тысяч человек там было три оперные труппы, несколько симфонических оркестров, в которых с помощью музыки могли быть преодолены расовые разногласия. С точки зрения истории джаза очень важно то обстоятельство, что в Новом Орлеане проживали креолы: по культуре и образованию они относились к белым, по крови они приравнивались к законам негров.
Музыка белых, негритянская музыка смешивались в этом городе: отрывки из опер, фортепианные произведения композиторов классической школы, популярные песенки из водевилей, блюзы, регтаймы. В результате в первом десятилетии XX в. возникла качественно новая музыка - джаз. Историки жанра полагают, что название возникло из бытовавшего тогда выражения: «джэзинг ит ап» (играть с воодушевлением, энергично). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку. Значение этого факта трудно переоценить: до появления в свет этой пластинки джаз оставался музыкальным фольклором, а после в течение нескольких недель ошеломил всю Америку. Запись принадлежала легендарному «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Основа джаза - импровизация. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией. Еще одна черта - ритм-группа, где центральной фигурой является барабанщик.
Ритм джаза - полиритмия (впечатление «раскачивания»).
В джазе сопровождение не связано с мелодией и выдерживается самостоятельной группой инструментов (ударные, контрабас, гитара). Какие же инструменты характерны вообще для джаз-бендов? В раннем джазе - кларнет, флейта-пикколо, один или два медных духовых типа валторны и ритм-группа (барабан, контрабас, туба).
Излюбленные инструменты современных джазистов: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо). Хотя есть прекрасные джазовые флейтисты и скрипачи.
Говоря о джазе, нельзя не назвать имена известных джазистов - Дюк Эллингтон (фортепиано), Луи Армстронг (кларнет, труба), Бенни Гудмен (кларнет), Элла Фицджеральд (певица).
Рассказы учащихся об известных джазовых исполнителях.
Луи Армстронг (1901-1971) по кличке Сэчмо, или Попс, родился в Новом Орлеане. Начинал свою джазовую карьеру в качестве трубача, тромбониста, певца. Музыкальной грамотой овладевал уже в процессе работы в джаз-бэнде в Чикаго. Луи Армстронг, музыкант беспредельного обаяния, наделённый великолепным чувством юмора, был первым, кто проложил чернокожим артистам Америки путь на сцену Нью-Йорка. Он также был первым джазменом, которого принимали в Белом Доме.
Джазовый композитор и пианист Дюк Эллингтон, (1899-1974), достиг популярности, работая в легендарном и одновременно печально известном гарлемском Коттон-клабе. Фантастическая преданность своему делу и грандиозный авторитет среди джазовых музыкантов отчасти объясняют эту величественную приставку к имени чернокожего артиста. Так его и звали все, от мала до велика, – просто Дюк. Что означает "Герцог", или "Принц".
А сейчас мы с вами познакомимся с “золотым голосом” Америки. Закройте глаза. Перенесёмся в старое кафе на 5 Авеню Нью-Йорка. Гаснет свет, посетители заведения остановили беседу и устремили взоры на освещённую неоновым светом сцену. Низкий бархатный голос разливается по кафе, окутывая, словно туман, своими пьянящими звуками посетителей.
Да, на сцене она – сама Элла Фицджеральд, грузная негритянка, но обворожительная и окружённая бесчисленными поклонниками.
Некоторые современные певицы начинали свою карьеру с исполнения джазовых песен. Лариса Долина, Ирина Отиева.
С 20-х годов джаз приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. История джаза в нашей стране связана с именем Леонида Утесова. Джаз на отечественной сцене не вытеснил песню, не стал основой легкой музыки, а был обогащен народными традициями. В 1927 г. был создан в Москве джаз-оркестр Александра Цфасмана. Весьма разнообразен по стилю современный джазовый коллектив - «Ленинградский Диксиленд».
Слушание джазовых произведений в исполнении «Ленинградского Диксиленда».
ИГРА “Выбери инструменты”.
У.: Попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных инструментов. Отберите только инструменты, характерные лишь для него. (Фото инструментов на слайдах презентации)
Вывод: Излюбленные инструменты джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.
Направления джаза:
ранний джаз (хот-джаз (горячий джаз);
холодный джаз (кул-джаз);
свит-джаз (сладкий джаз);
би-боп (нервный, взвинченный джаз);
симфоджаз.
- Можно ли отнести джаз к легкой музыке?
Вокально-хоровая работа.
Прослушивание песни «Старый рояль».
Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.
«Старый рояль».
1. Старый рояль весь в испуге, Раньше играл он только фуги, Он весь дрожит от страха, Не слыша Баха. Теперь на нём играю я. Старый рояль, Мне поверь, мне поверь, Старый рояль!
Когда этих клавиш Коснётся рука, Тогда улетает Из сердца тоска. Со мной он разделит И грусть, и печаль. Мой старый, усталый рояль.
2.Трудно тебе, но пойми ты, В жизни теперь другие ритмы. Конечно, трудно сразу Привыкнуть к джазу. И мне тебя немножко жаль, Старый рояль, Мне поверь, мне поверь, Старый рояль!
Когда этих клавиш Коснётся рука, Тогда улетает Из сердца тоска. Со мной он разделит И грусть, и печаль. Мой старый, усталый рояль.


У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?
Д.: Джазовом.
У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?
Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю.
2) Артикуляционная гимнастика
Упражнение №1.
«Футбол»: при закрытом рте языком натягиваем по очереди щеки.
Упражнение №2.
Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.
Упражнения на дыхание
УПРАЖНЕНИЕ №1. «ЛАДОШКИ»
Исходное положение: встаньте прямо, согнуть руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» «поза экстрасенса».
Сделать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделать 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустить, и отдохнуть 34 секунды пауза.
УПРАЖНЕНИЕ № 2. «ОБНИМИ ПЛЕЧИ»
Исходное положение: встать, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.
Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Передохнули, настроились на исполнение песни.
Региональный компонент. Исполнение хором песни «Краснодарский вальс». (Песня уже разучена на предыдущих уроках)
Закрепление темы «Джаз – дитя двух культур». Тест.
(Учащиеся отмечают правильные ответы и сдают учителю на проверку).
Итог урока.
Вывод. С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок-н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.
«Рок», «фанк», «соул», эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.