Родительское собрание в Школе будущего первоклассника. Готовность ребенка к школе.


HYPERLINK "http://planetadetstva.net/info/gotovnost-rebenka-k-shkole" Готовность ребенка к школе
Родительское собрание в «Школе будущего первоклассника»

Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
 План проведения
Вступительное слово психолога (актуальность проблемы).Презентация.
Раскрытие психологом компонентов готовности к школе.
Выступление учителя «Школа будущего первоклассника». Занятия по подготовке детей к школе.
 Игры с родителями: «Запрещённое движение», «Зеркало».
Портрет ребёнка, не готового к школьному обучению.
 Решение проблемных ситуаций.
 «Открытое письмо родителям».
 Подведение итогов собрания.
 Ход собрания:

 - Здравствуйте, уважаемые родители! Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.
Психолог знакомит родителей со схемой школьной готовности. Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:
интеллектуальную готовность;
 мотивационную готовность;
 эмоционально-волевую готовность;
 коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
 свой адрес и название города, в котором он живет;
 название страны и ее столицы;
 имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
 времена года, их последовательность и основные признаки;
 названия месяцев, дней недели;
 основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
 Мотивационная готовность…
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
 способностей ставить перед собой цель,
 принять решение о начале деятельности,
 наметить план действий,
 выполнить его, проявив определенные усилия,
 оценить результат своей деятельности,
 а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».
Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.
Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.
Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.
Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.
 Коммуникативная готовность.
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
 "Портрет" первоклассника, не готового к школе:
 чрезмерная игривость;
 недостаточная самостоятельность;
 импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
 неумение общаться со сверстниками;
 трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
 неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
 низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
 плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
 недостаточное развитие произвольной памяти;
 задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
 Как помочь ребенку подготовиться к школе?
Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:
 беременность и роды протекали с осложнениями;
 ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
 ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
 ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
 вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.
На что надо обратить внимание…
1. Выбор школы.Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать , нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
2. Самостоятельность.Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.
Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.
Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам откроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениями.
 «Открытое письмо родителям».
Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка.
Письмо начинается так:
 Больше всего в школе мне понравится…
 Мне не понравится, если на уроках…
 Когда я делаю домашние задания, мои родители…
 Я очень хочу, чтобы мои родители…
 Я думаю, что в 1-м классе…
 Вывод. Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Собственно, о них мы уже говорили сегодня. Но самое главное, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и понимание.
 Правила детского общежития
 Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай
 Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться
 Не дерись без обиды
 Не обижайся без дела
 Сам ни к кому не приставай
Зовут играть- иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.
 Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси
 Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
 Не ябедничай за спиной у товарищей
 Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
 Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой
 И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый
 Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе
 Дорогу переходи внимательно, не торопись.
 Ответы на вопросы
 Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?
Ответ: мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, головоломками, весёлыми задачками. На выполнение задания давайте ребёнку определённое время, научите его контролировать время с помощью песочных часов.
 Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?
Ответ: не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.
 Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома?
Ответ: давайте ребёнку небольшой объём занятий, не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме. Отвечайте на вопросы печатными буквами
Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься долго.
Ответ: если ребёнок не чувствует усталость, не расстраивается от того, что что-не получается . Воспринимает учёбу, как привлекательное задание – строгих границ для занятий ставить не следует.
 Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста
Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет
Прощание. До свидания, спокойной ночи,до завтра, счастливого пути, доброй ночи.
Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.
Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.
Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут.. познакомьтесь, это…
 Взрослые, помните!
 Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители, не только воспитатели и психологи могут проводить с ребенком работу по подготовке его к школьному обучению. Это можете делать и Вы сами!
Развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина (из глины или теста), вырезание ножницами (конечно, под Вашим наблюдением), собирание конструктора.
Развить речь ребенка можно заучивая с ним стихотворения и проговаривая скороговорки.
Говорите с ребенком о тех предметах, которые его окружают, просите, чтобы он находил в них сходства и различия, расширяйте его кругозор.
Большую роль в формировании позиции школьника играет и Ваше отношение к школе. Важно, чтобы Вы подчеркивали значимость школьного обучения, заданий, которые дает ребенку учитель. Беседуйте о школе, хвалите ребенка за успехи.
_____________________________________________________________________
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители, не только воспитатели и психологи могут проводить с ребенком работу по подготовке его к школьному обучению. Это можете делать и Вы сами!
Развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина (из глины или теста), вырезание ножницами (конечно, под Вашим наблюдением), собирание конструктора.
Развить речь ребенка можно заучивая с ним стихотворения и проговаривая скороговорки.
Говорите с ребенком о тех предметах, которые его окружают, просите, чтобы он находил в них сходства и различия, расширяйте его кругозор.
Большую роль в формировании позиции школьника играет и Ваше отношение к школе. Важно, чтобы Вы подчеркивали значимость школьного обучения, заданий, которые дает ребенку учитель. Беседуйте о школе, хвалите ребенка за успехи.
__________________________________________________________________________
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители, не только воспитатели и психологи могут проводить с ребенком работу по подготовке его к школьному обучению. Это можете делать и Вы сами!
Развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина (из глины или теста), вырезание ножницами (конечно, под Вашим наблюдением), собирание конструктора.
Развить речь ребенка можно заучивая с ним стихотворения и проговаривая скороговорки.
Говорите с ребенком о тех предметах, которые его окружают, просите, чтобы он находил в них сходства и различия, расширяйте его кругозор.
Большую роль в формировании позиции школьника играет и Ваше отношение к школе. Важно, чтобы Вы подчеркивали значимость школьного обучения, заданий, которые дает ребенку учитель. Беседуйте о школе, хвалите ребенка за успехи.